Формы и методы работы с одаренными детьми.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шинкарева Любовь Викторовна

Выступление на ГПС по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми" + презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc67 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы  работы с одаренными детьми в начальной школе

Учитель: Шинкарева Любовь Викторовна, МАОУ «Средняя школа №5»

    Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается.

(Морис Мартен дю Гар)

    Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержка одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

    Одаренность - это качество личности, одаренный ребенок - сложившаяся личность. Одаренность-это потенциальный талант, а талант - реализованная одаренность.

В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Ребёнок не рождается без таланта.  Каждый ребёнок талантлив по- своему.

Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

    Еще знаменитый психолог К.К.Платонов отмечал, что одаренность - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.

     И все-таки, что же такое одаренность. Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

     Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой, превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Выделяют следующие виды одарённости:

  • одарённость в практической деятельности;
  • одарённость в познавательной деятельности;
  • одарённость в художественно-эстетической деятельности;
  • одарённость в коммуникативной деятельности;
  • одарённость в духовно-ценностной деятельности. 

   В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они  имеют более высокие интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, познавательную потребность;  испытывают радость от умственного труда. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

    Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, выявление одаренных детей, развитие степени их одаренности должно начинаться уже в  начальный период обучения. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:

-исследовательский;
-частично-поисковый; 
-проблемный; 
-проективный.

Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение учащимися  всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности.

Частично-поисковый метод – метод обучения направленный на освоение учащимися отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых  реализует Учитель, а часть - Ученик.

Проблемное изложение – метод обучения, направленный на постановку проблемной ситуации, ее анализа и решения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся  самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников.

Рассмотрим основные формы работы с одаренными детьми:

  • проекты по различной тематике
  • ролевые игры
  • интеллектуальный марафон
  • научно-практические конференции
  • участие в олимпиадах разного уровня
  • работа по индивидуальным планам
  • сотрудничество с другими школами
  • творческие мастерские
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися
  • факультативы
  • кружки по интересам
  • занятия исследовательской деятельностью
  • олимпиады
  • конкурсы.

   Одна из важных  форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых  знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность  проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение  грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

    Эффективным  будет использование  на уроках в начальной школе следующих приемов  работы:

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

Прием «Привлекательная цель» или  «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока.

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом.

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Эта игра развивает внимание, память, смекалку, находчивость и сообразительность.

     Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе     является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения,  когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации,  планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися.          Незаменимые формы работы с одарёнными детьми – это участие в викторинах и олимпиадах. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются  творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся  интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи,  где каждый может проявить свои способности.

    Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

         Выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

  Работу с одарёнными учащимися учитель начинает  с диагностики одарённости.  Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же педагогу следует опираться на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников.          Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение  их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними.

       На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были.

    Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически  вписываться  в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.

        Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у детей  стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона.

           Хочется немножко  поделиться опытом своей работы с одаренными детьми. Я уже третий год работаю по программе «Модель работы с одаренными детьми в начальной школе». Срок реализации этой программы 4 года. За три года работы мы уже достигли немалых результатов.

 Большую помощь в этом направлении оказывают занятия внеурочной деятельности  «Интеллектуальные  витаминки».  Этот курс  поддержан комплектом дидактического материала. Восемь заданий на каждом занятии , нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка. В конце года подсчитывается процент выполнения каждого задания и делается вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта.

   Параллельно с этим я веду курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета». Этот курс нацелен на формирование у учащихся  умений по работе с информацией. Основные задачи курса:

  • Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.
  • Расширить кругозор школьников.
  • Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.
  • Развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску.

   И в итоге хочется сказать, что все методы и формы работы, которые я использую в реализации своей программы с одаренными детьми, дали свой результат. Мои учащиеся принимали участие в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее», в конкурсе «Творческий салют», во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо», стали победителями и призерами. Мы стараемся участвовать в дистанционных  конкурсах, викторинах, олимпиадах. Дети занимают призовые места. И это очень радует. А самое главное - к концу третьего года обучения дети моего класса поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, рисуют, добиваются значительных успехов в спорте. Как сказал Сократ «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Наше солнышко светит ярко, чего и вам желаю. Спасибо за внимание.

   

Литература

  1.  Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.- 56 с.
  2.  Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. – 79 с.
  3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984 – 171 с.
  4.  Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. – 279 с.
  5.  Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .- 127 с.
  6.  Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с.
  7. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская
  8. Пути к творчеству. — М., 1981. -89 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и методы работы с одарёнными детьми Шинкарева Любовь Викторовна, Учитель МАОУ «Средняя школа №5»

Слайд 2

Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается. Морис Мартен дю Гар

Слайд 3

Одаренность – качество личности Одаренный ребенок – сложившаяся личность

Слайд 4

Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.

Слайд 5

Одаренность– это Генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. К. К. Платонов.

Слайд 6

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 7

Виды одаренности: одаренность в практической деятельности; одаренность в познавательной деятельности; одаренность в художественно-эстетической деятельности; одаренность в коммуникативной деятельности; одаренность в духовно-ценностной деятельности.

Слайд 8

Особенности познавательной сферы одаренных детей

Слайд 9

Методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный.

Слайд 10

Формы работы с одаренными учащимися классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме; дискуссия; игры.

Слайд 11

Формы работы с одаренными учащимися: проекты по различной тематике; ролевые игры; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; участие в олимпиадах разного уровня; работа по индивидуальным планам; сотрудничество с другими школами.

Слайд 12

Формы работы с одаренными учащимися: творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; факультативы; кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью; олимпиады; конкурсы.

Слайд 16

Основные приемы работы: прием «Пресс-конференция»; прием «Привлекательная цель» или «Удивляй»; прием «Диалог с текстом»; прием «Две шляпы критического мышления»; игра «Да - нет».

Слайд 21

Основные компоненты системы работы: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности; создание условий для всестороннего развития детей.

Слайд 22

Выявление одаренных детей: диагностика одаренности; исследование школьного психолога; обеспечение дальнейшего развития.

Слайд 23

Маленький театр

Слайд 32

Цель курса: Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД)

Слайд 33

Задачи курса: развивать познавательную активность; формировать познавательные результаты; повысить мотивацию обучения.

Слайд 34

Задачи курса: сформировать позитивное отношение к чтению; расширить кругозор школьников; развивать познавательные интересы.

Слайд 35

Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями; формировать стремление к размышлению и поиску.

Слайд 37

В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить. Сократ

Слайд 38

внимание. Спасибо за