Развитие одарённости в начальной школе
статья на тему

Разработаны анкеты для определения способностей ребёнка, которые  помогут при анализе поведения, умственного и физического развития ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zubkova_s.a._statya.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие одарённости в начальной школе

Зубкова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №2 с УИОП»

г. Губкин Белгородской области

Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личностную черту,

вселить в них радость сотворчества,

то создавай им такие условия, чтобы искорки

их мыслей образовывали царство мыслей,

дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Ш.А. Амонашвили

        Политика государства в области образования определила актуальность и особую важность работы с одаренными детьми. В национальной инициативе «Наша новая школа» среди шести основных направлений развития системы образования, на втором месте после обновления образовательных стандартов заявлена поддержка талантливых детей. Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях выявления и поддержки юных талантов, закреплено требование об увеличении числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. Развитию одарённости и таланта детей способствуют и окружные долгосрочные целевые программы, действующие в регионах РФ. На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания.

С точки зрения психологии, одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выявление одаренных детей проводится на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

        Можно выделить 3 этапа выявления одаренных детей:

1 этап – подготовительный, на котором учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов.

2 этап – основной (диагностический). На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом.

3 этап – обобщающий. На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности.

        Мною разработаны анкеты для определения способностей ребёнка, которые  помогут при анализе поведения, умственного и физического развития ученика. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребенка, поэтому при необходимости можно добавлять собственные характеристики. Виды анкет: способность к занятию научной деятельностью, музыкальные способности, технические способности. литературное дарование, артистические способности, способности к спорту, интеллектуальные способности, художественные способности.

        Важная роль в работе с одарёнными детьми отводится учителю.

Учитель должен быть:

-талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

-профессионально грамотным;

-интеллигентным, нравственным  и эрудированным;

-владеть современными  педагогическими  технологиями;

- быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным;

-умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом.

        Моя работа с одаренными учащимися представлена по следующим направлениям:

- индивидуальная дифференцированная работа

- кружковая работа по предмету

- проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель

- участие в олимпиадах разного уровня

- участие в творческих конкурсах разного уровня

- детское портфолио

        Мероприятия, способствующие выявлению одаренности, развитию творческих способностей учащихся:

- Всероссийская игра - конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»

- Международная игра - конкурс по математике «Кенгуру»

- Международный конкурс «Человек и природа»

- Всероссийский заочный конкурс «Интеллект-экспресс»

- Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество»

- Муниципальный конкурс «Первый шаги в науку»

- Школьный конкурс «Я – исследователь»

        Существенным фактором, влияющим на интеллектуальное,  и личностное развитие ребенка, является семья. Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – ребёнок.

        Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

 - психологическое сопровождение семьи способного ребенка;

 - информационная среда для родителей;

 -совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;

 - поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

        Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь  «искру божью», вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Надо просто приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Учителю необходимо относится к данной проблеме  с полной ответственностью, помнить правило: «не навреди».

        Израильский психотерапевт  Эрика Ландау сказал: «Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который, возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира».                                           

              Задача  педагогов в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

Список литературы

1.Тихомирова Л.Ф. “Упражнения на каждый день ЛОГИКА для младших школьников “. Ярославль, 1998.

2.Научно-методический журнал «Заместителя директора по воспитательной работе» №3/2009.

3.Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.

4.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

5.Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

6.Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской одарённости в начальной школе

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остает...

статья "Развитие одарённости в начальной школе"

В статье описывается система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Сопровождение детской одарённости в начальной школе

Индивидуальная траектория развития...

Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"

 В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...

Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС

Обеспечение возможности самореализации личности в различных видах деятельности....

Развитие интеллектуальной одарённости в начальной школе

Целью работы по развитию детской одарённости в начальной школе в условиях реализации ФГОС является обеспечение возможности самореализации личности в различных видах деятельности.Начальная школа-начало...