проект " Новогодняя игрушка"
методическая разработка (1 класс) на тему

 Шабарова Ольга Владимировна

Актуальность проекта.

Наряжать елку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как правило, участвуют практически все члены семьи – родители, дети, бабушки и дедушки. И, как правило, у каждого члена семьи есть любимые елочные игрушки и конечно интересная история, связанная с появлением этих игрушек.   В ходе этого проекта школьники знакомятся  с возникновением традиции празднования Нового года, с историей появления первой ёлочной игрушки.

Цель проекта: активизировать поисковую деятельность  школьников, развивать познавательные навыки и способы применения их на практике.

Задачи проекта:

1.Развивать поисково-познавательные способности  школьников.

2.Развивать творческое воображение  школьников.

3.Стимулировать детско-родительские отношения.

Участники проекта: дети – учитель – родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.rar37.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СШ №23

с углубленным изучением отдельных предметов

             

« Ёлочная игрушка »

Практико – ориентированный проект

 

                   

 

                                                       

 

2014г.

Практико-ориентированный проект « Ёлочная игрушка»

Актуальность проекта.

Наряжать елку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как правило, участвуют практически все члены семьи – родители, дети, бабушки и дедушки. И, как правило, у каждого члена семьи есть любимые елочные игрушки и конечно интересная история, связанная с появлением этих игрушек.   В ходе этого проекта школьники знакомятся  с возникновением традиции празднования Нового года, с историей появления первой ёлочной игрушки.

Цель проекта: активизировать поисковую деятельность  школьников, развивать познавательные навыки и способы применения их на практике.

Задачи проекта:

1.Развивать поисково-познавательные способности  школьников.

2.Развивать творческое воображение  школьников.

3.Стимулировать детско-родительские отношения.

Участники проекта: дети – учитель – родители.

Продолжительность проекта: 2 недели (средней продолжительности )

Этапы проекта (в таблице):        

Этап

Учитель

Дети

Родители

1.Подготови-

тельный

а. Подбор информации : в литературе ;

ИКТ.

б. Привлечение родителей к участию в проекте.

       

а.Знакомство с историей ёлочной игрушки: через создания развивающей среды, наглядных пособий.

а. Подготовка презентаций

« Путешествие ёлочной игрушки».

б.Организация  учебно- познавательной экскурсии на фабрику ёлочных игрушек Н.Новгорода

( посвящённому истории ёлочной игрушки .)

2.Практический

а. Украшение ёлки в классе

 

а. Изготовление игрушек из бумаги, бросового и природного материала .

б. Украшение ёлки в  школе и дома.

в. Выставка

« Новогодняя игрушка»

а. Составление ребусов и кроссвордов.

б. Украшение ёлки дома, в классе

3.Итоговый

Организация и проведение познавательного досуга по игре « Что ? Где ? Когда ?»

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение № 2.

История возникновения ёлочных игрушек

(материал для беседы с детьми).

Наряжать елку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как правило, участвуют практически все члены семьи – родители, дети, бабушки и дедушки. И, как правило, у каждого члена семьи есть любимые елочные игрушки. Самое богатое воображение у самых маленьких, поэтому дети предпочитают украшать елку игрушками с изображением сказочных героев

Как же возникли эти красивые елочные украшения?

Издавна существовали канонические правила украшения "рождественского дерева". Верхушку венчает "Вифлеемская звезда". Шары (прежде это были яблоки) олицетворяют тот запретный плод, который вкусили прародители Адам и Ева. Горящие свечи - суть жертвенности Христовой. Всевозможные фигурные пряники и печенье, сменившие обязательные в средневековье вафли, напоминают о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия. Таким образом, сперва елочные украшения были только съедобными: яйца и вафли качались на ветках рядом с фруктами, сладостями и орехами.

Начиная с 17 века стали изготавливать более нарядные украшения: золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни. Тут были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты.  Оловянные проволочки можно было сворачивать, закручивать спиралями, складывать или расплющивать, получая серебряную мишуру. Серебряная фольга шла на изящные звездочки, бабочки и цветы.

В 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии были сделаны первые елочные шары. Они изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блестками.

Фантазия стеклодувов не знала предела: они делали птичек, дедов морозов . Женщины и дети раскрашивали изделия мастеров золотой и серебряной пылью.

Украшения рождественских елок менялись в зависимости от моды. Яркая, вся в игрушках новогодняя елка, столь популярная до 1900 года, на рубеже столетий стала считаться признаком дурного вкуса, и ее вытеснила строгая, стильная елка в серебристо-белых тонах. Позже вновь вернулась тенденция наряжать елку просто: соломенными звездочками и фигурками из бумаги и
картона.

Вначале такие фигурки вырезали дома, а в последствии появилось и промышленное производство. Фабрики в Дрездене и Лейпциге специализировались на неглубоком тиснении золоченого и серебряного картона для фигурок, которые казались сделанными из металлических листов. Деревянные елочные украшения относятся в основном к двадцатому столетию: например, красочные ангелочки и тонкие резные игрушки.

А когда же обычай наряжать елку на Рождество пришел в Россию?

Впервые этот обычай приняли в России при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали все ее детство. Это тихое торжество в царской семье дополняли обычаем дарить на Рождество друг другу подарки, которые обычно клали у этой же елочки на столике или вешали на ее колючие ветки. Подарков было много, и для царского праздника со временем понадобились елочки покрупней, пока однажды в зал дворца не привезли настоящую зеленую лесную красавицу, на которой легко в один раз поместились подарки для всей царской семьи и детей.

Елка на Рождество прочно вошла в моду среди придворных, а затем охватила и весь Петербург, и всю Россию.
Сегодня
елочная игрушка - это не только праздничное украшение елки, но и предмет гордости коллекционеров, также появилась традиция преподносить необычные и дорогие елочные игрушки в качестве подарка на Новый год.

Наша жизнь стремительно меняется, каждая минута нашего времени становится на вес золота. Но все же, несмотря на массу забот перед новым годом, советуем Вам выделить вечер для украшения елки в семейном кругу. Это поможет наладить и укрепить отношения с самыми любимыми и близкими людьми и придаст сил для будущего года.


Приложение №3.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Познавательный досуг с участием детей и родителей

Игра «Что? Где? Когда?»

по теме «Новогодние игрушки».

Программное  содержание.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, обобщить знания детей о ёлочной игрушке и традициях празднования Нового года.

        

 Развивающие задачи:                

  • Развивать сенсорное восприятие детей и умение его описывать речевыми формами.
  • Совершенствовать диалогическую речь детей.
  • Способствовать развитию познавательного интереса и логического мышления детей.
  • Развивать у детей зрительное внимание и смекалку.
  • Совершенствовать способность детей соблюдать произвольность в поведении, следовать правилам игры.
  • Оптимизировать детско-родительские отношения в рамках проводимого досуга.

        

Обучающие задачи:

  • Совершенствовать умения детей в звуковом анализе.
  • Учить детей чётко формулировать свои ответы, участвовать в дискуссиях.
  • Закрепить умения детей выделять первый звук в слове.
  • Совершенствовать умения детей в технике оригами.
  • Стимулировать способности детей в решении проблемных ситуаций знакомыми способами (ребусы, головоломки и т.д.).

Воспитательные задачи:

  • Способствовать укреплению между детьми коммуникативных отношений.
  • Побуждать детей высказывать свои мысли, предположения, внимательно слушать своих сверстников, собеседников.
  • Способствовать осознанию у детей чувства целостности и единства их коллектива.
  • Вызвать у детей положительные эмоции от общения с родителями в рамках игровых ситуаций.
  • Воспитывать у детей интерес к историческим событиям.

        

 

Ход мероприятия. 

Учитель:   Мы очень рады приветствовать вас на игре «Что? Где? Когда?» (аплодисменты). Знакома ли вам эта игра?

Только игра у нас сегодня будет необычная, вопросы посвящены недавно прошедшему празднику Новый год. Все новогодние ёли в нашей стране украшены, радуют нас своей красотой и яркостью. И только две зелёные гостьи (показывает рукой на «табло») остались без праздничного убранства. Вот вам и предстоит украсить их в ходе игры. Одна ель для знатоков, другая – для телезрителей. После каждого правильного ответа та или иная команда вешает на свою ель по игрушке. На чьей ели окажется больше игрушек к концу игры, та команда и победила. Игра продолжается до 4 баллов. Остальные правила вам знакомы?

Учитель (поясняет правила игры):  

  • В игре соревнуются 2 команды: команда телезрителей (это ваши мамы, папы, бабушки) и команда знатоков (это вы сами).
  • Ведущий  задают вопрос знатокам, а знатоки через 3 минуты обсуждения должны дать правильный ответ.

Ребята! Вы согласны принять участие в игре?

Дети:   Да…

Учитель :   Игра начинается! (участник крутит волчок, звучит музыка, волчок останавливается) 

На какую цифру показывает стрелка?

Стрелка показывает на цифру 4.

   В игре участвует конверт под №4. Внимание – вопрос!

Уважаемые знатоки! Мне известно, что многие из вас очень догадливы и без труда справляются даже с очень сложными вопросами. А  мои новогодние загадки  отгадать готовы?

 (Дети вслух отвечают на загадки).

Струйки серебра стекают
С елочной макушки,
Но от них не намокают
Ветки и игрушки. (
дождик)

        

Он на бале-маскараде
Над толпой летает,
Всё вокруг, веселья ради,
В кольца заплетает. (
серпантин)

Эта змейка в Новый год
К нам на елку заползет,
Подмигнет сто тысяч раз
Сотней разноцветных глаз. (
электрическая гирлянда)

Словно мышка, но без ух
И без ног, бедняжка.
Потяни за хвост и – Бух!
Полетят бумажки! (
хлопушка)

За окном ее сестрички
Удивляются: она –
На руке без рукавички,
А растаять бы должна. (
бумажная снежинка)

Растопырила пружинка
Золотой блестящий мех,
Чтобы быть на вечеринке
Лучше всех и краше всех. (
мишура)

 

Учитель :   Знатоки выиграли в первом раунде. Счёт «1 – 0».  

(учитель  вешает на ель одну игрушку, крутит волчок, звучит музыка, волчок останавливается).

У:   Даша, на какой цифре остановился волчок?

Д :   На цифре 3.

У:   В игре участвует конверт под №3. Внимание – вопрос!

Уважаемые знатоки, встречайте чёрный ящик!

(Звучит музыка, в группу вносится чёрный ящик и ставится на стол знатокам). 

Перед вами на столе расположен чёрный ящик. Через 3 минуты вам необходимо будет сказать, что в нём находится. Ящик открывать нельзя, подглядывать в него запрещается. Советую просунуть руку через рукав в ящик и определить с помощью пальцев, что там лежит. Желаю удачи!

У:(по необходимости поясняет вопрос):   В вашем распоряжении 3 минуты. Время пошло!  

(Дети по очереди ощупывают предмет в чёрном ящике, делятся впечатлениями).

У:(через 3 минуты):   Ваше время вышло! Настала пора отвечать.  

 Д:   В чёрном ящике лежит еловая веточка.

У:   А как вы догадались, что это еловая веточка, а не сосновая? Расскажи о своих ощущениях.

 (Знатоки открывают чёрный ящик и достают из него еловую веточку).

 У :   Знатоки выиграли во втором раунде. Счёт «2 – 0».  

( вывешивается вторая  игрушка на ель, крутится волчок, звучит музыка, волчок останавливается).

У :  на какой цифре остановился волчок?        

Д :   На цифре 5.

У:   В игре участвует конверт под №5.  

 Внимание – вопрос!

У:   Уважаемые знатоки! На вашем столе сейчас появятся бумажные детали от ёлочной игрушки. Если за 3 мин вы её соберёте и повесите на новогоднюю ель, то выиграете ещё один балл. Желаю удачи!

 У:   Время пошло

(Дети совместными усилиями собирают игрушку и вешают её на ель).

У (через 3 минуты):   Настала пора полюбоваться вашим творением  

У:   Знатоки выиграли  и в третьем раунде. Счёт «3 – 0». Ребята, вы, наверное, устали. Может быть, мы немного отдохнём?

 (Проводится физминутка  игра  «Если нравится тебе»).

Игра продолжается, крутится волчок.

У :    на какой цифре остановился волчок?        

Д :   На цифре 6.

У:   В игре участвует конверт под №6.    

Внимание – вопрос!

   Уважаемые знатоки! Через 3 минуты произнесите фразу, которая зашифрована в этом ребусе. Желаю удачи!

 (Дети разгадывают ребус. На столе: ребус, карандаши, бумага).

У:  (через 3 минуты обсуждения):   Настала пора произнести зашифрованную фразу.   Кто будет отвечать?

 Фраза читается по первым звукам изображённых предметов: «С Новым годом».

 (учитель  вешает одну игрушку на ель).

У: А теперь продолжим нашу игру.

  Счёт «3 – 1».  

(  крутит волчок, звучит музыка, волчок останавливается).

 У:     На какой цифре остановился волчок?        

Д :   На цифре 1.

У:   В игре участвует конверт под №1.  

 Внимание – вопрос!

Заводчикова:   Уважаемые знатоки! Все вы, наверное, умеете украшать ёлку и без труда за 3 минуты ответите на мои шутливые вопросы.

Мы с ребятами сыграем в интересную игру:
Вы послушайте внимательно, и ответьте обязательно,
Если я скажу вам верно, говорите "Да" в ответ.
Ну, а если вдруг - неверно, говорите смело "Нет!"

- Разноцветные хлопушки?
- Одеяла и подушки?
- Раскладушки и кроватки?
- Мармеладки, шоколадки?
- Шарики стеклянные?
- Стулья деревянные?
- Плюшевые мишки?
- Буквари и книжки?
- Бусы разноцветные?
- А гирлянды светлые?
- Снег из ваты белой?
- Ранцы и портфели?
- Туфли и сапожки?
- Чашки, вилки, ложки?
- Конфеты блестящие?
- Тигры настоящие?
- Шишки золотистые?
- Звездочки лучистые?

У: А это значит, что знатоки становятся победителями игры «Что? Где? Когда?»

(Звучат аплодисменты, поздравления).

У: Отлично сегодня потрудились обе команды и достойны самых наилучших комплиментов и пожеланий. Предлагаю всем объединиться и дальше украсить наши новогодние ели недостающими игрушками, но при этом мы будем говорить друг другу приятные слова и пожелания.

   Дети вместе с родителями украшают ели и поздравляют всех с наступившим Новым годом.  

Пусть Новый год
К вам в дом войдет,
Сугробы смеха принесет.
Веселья, музыки, стихов,
Конфет и вкусных пирогов.
 
Надежд, успехов и побед
И доброты на много лет.    

Инструкции заданий, не принявших участие в игре:

  • Конверт №2:   Уважаемые знатоки!   Предлагаю ответить на вопросы блиц-опроса, посвящённого истории ёлочной игрушки. Желаю удачи!

- Откуда пошёл обычай украшать ёлку? (Раньше люди верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых зависит урожай хлебов и овощей. Поэтому люди развешивали «подарки» для духов, чтобы они были добрее и дали хороший урожай).    

- Какими были самые первые ёлочные украшения? (Бумажные цветы, золотые нити, яблоки, фрукты, сласти, позолоченные еловые шишки, вафли, орехи, пустые яичные скорлупки).

- Назовите символы Нового года. (Ель, дед Мороз, Снегурочка, подарки, хороводы).

  • Конверт №7:   Уважаемые знатоки! На вашем столе расположены разные предметы. Через 3 минуты назовите и покажите те из них, которыми можно украшать новогоднюю ель.

                    Желаю удачи!

  • Конверт №8:   Уважаемые знатоки! У вас на столе лежит лист бумаги, на котором перепутаны контуры новогодних игрушек. Через 3 минуты вам необходимо найти и сосчитать их. Желаю удачи!         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Новогодняя игрушка"

Работа с гипсом и барельефами....

Социальный проект «Новогодние игрушки на ёлку возле памятника « Самолёт»»

Ежегодно в канун Нового года на центральных  площадях города устанавливают новогоднюю елку. Чаще всего она украшена только электрическими фонарями, которые светят в темное время суток. А во...

Социальный проект"Новогодняя игрушка"

Каждый год мы с ребятами делаем подарки своими руками  к Новому году. Этот процесс всегда интересен детям, он проявляет творческие способности детей. Работа проходит за интересными беседами , вос...

Проект: «Новогодняя игрушка»

Проблема:  Украшение елки, класса  к Новому году - это обязательный обряд, чтобы создать атмосферу праздника, волшебства, в которое так хочется верить под Новый год....

Социальный проект «Новогодние игрушки на ёлку возле Дома культуры»

Социальный проект «Новогодние игрушки на ёлку возле Дома культуры»...

Социальный проект "Новогодняя игрушка"

Проект, ,направленный на формирование позитивного социального опыта в отношении к окружающему миру....

Исследовательский проект «Новогодняя игрушка - новогоднее чудо».

Исследовательский проект «Новогодняя игрушка - новогоднее чудо»....