Мастер-класс "Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями" или «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D»
материал по теме

Екимова Наталья Валерьевна

Очень часто педагог сталкивается с ситуациями, что занятие хорошо продумано и простроено, но остается некоторое но…, которое не может четко подтвердить, что задуманное и реализованное во время проведения воспитательных мероприятий все-таки было успешным. Самоанализ меня привел к убеждению, что необходимо обращать внимание на некоторые психологические особенности восприятия воспитанников,  осознания и присвоения информации ребенком.

Когда мы проводим воспитательные мероприятия, в первую очередь обращаемся к органам чувств детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_ekimova_nv.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс специалистов образовательных организаций «Воспитать человека»

Екимова Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов,

классный руководитель

МОУ «Каслинская СОШ №27»

Каслинского муниципального района

Мастер-класс

Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями

«ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D»

Цель: создание условий для профессионального развития педагога, овладение эффективными технологиями и активными методами воспитания в процессе опытно-экспериментальной работы

Задача:

-  совместно с группой коллег отработать некоторые результативные методические приемы, формы учета особенностей восприятия информации о ценностных понятиях

Участники: 6 человек

Оборудование:

  • 3 стола для коллег
  • Стол для моего оборудования
  • Магнитная доска, магниты
  • Головной микрофон
  • Коробка-сюрприз
  • Кувшин с водой
  • Для экспериментальной работы у каждого: 3 сосуда с водой (+, -, Я); акварельные краски, кисточка, 4 разные трубочки, иголка, груша (фрукт), непроливайка, салфетка.
  • 6 оценочных карт, 6 фломастеров
  • Для 1 группы (кинестетик): заготовки ладоней, клей, желтый круг, лист А4
  • Для 2 группы (визуал): 9 цветных картинок формата А4
  • Для 3 группы (аудиал): ноутбук, наушники, 3 музыкальные композиции
  • Для 4 группы (дигитал): разные геометрические фигуры
  • Для 5 группы (эксперты): лист с таблицей, ручки

Ход мастер-класса

Педагоги заняли места за столами.

 Здравствуйте, уважаемое жюри и коллеги!

СЛАЙД 1

Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D» или «Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями»

Очень часто педагог сталкивается с ситуациями, что занятие хорошо продумано и простроено, но остается некоторое но…, которое не может четко подтвердить, что задуманное и реализованное во время проведения воспитательных мероприятий все-таки было успешным. Самоанализ меня привел к убеждению, что необходимо обращать внимание на некоторые психологические особенности восприятия воспитанников,  осознания и присвоения информации ребенком.

Когда мы проводим воспитательные мероприятия, в первую очередь обращаемся к органам чувств детей. Слушает ли ребенок рассказ, смотрит ли на экран, проводит ли опыт вместе с нами, прежде всего в работу включаются его ощущения и восприятие, и только затем – запоминание, установление ассоциаций, осмысление и т.д.

СЛАЙД 2

Анализ педагогической литературы и собственный опыт помогли мне определить три основных постулата организации воспитательной деятельности. Это: «Лучше всего ребенок воспринимает то, в чем сам принимает участие как активный деятель», «Ребенка нужно удивить или побудить к действию, сон хорош только ночью», «Ребенок примет информацию, если она ему будет доступна для осознания и присвоения».

СЛАЙД 3

На уроках мы часто применяем технологию дифференциации обучения, которая базируется на четко простроенной психологической основе усвоения ребенком информации и совпадает с выведенными мною постулатами воспитательной деятельности. Я попыталась формы и приемы забываемой сегодня технологии перенести во внеурочную – воспитательную деятельность, а именно я захотела понять: «Будут ли они эффективны при осмыслении младшими школьниками ценностных понятий, которые мы, в обязательном порядке, все формируем у учащихся, будь то в курсах внеурочной деятельности или классных часах?»

ВЫЗОВ (3 минуты)

И так… Все в нашей деятельности начинается с момента, когда в класс входят дети. Для того, что бы быстро разделить ребят по способу восприятия и переработки информации, я использую следующий прием:

- Вот «коробка-сюрприз». Что в ней? 

- Попробуем догадаться по звуку (издаю звук предметом).

- Может быть кому-то помогут руки или запах? (исследует предмет в коробке рукой, пытается определить по запаху).

СЛАЙД 4

- Проверим это с помощью формулы (на экране формула воды – Н2О).

- Убедимся с помощью зрения (достаю прозрачный кувшин с водой).

СЛАЙД 5

Вопрос группе:

- Какие органы чувств мы задействовали?

Для дополнения (запас): Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).

1) Самое простое: во время разговора следить за движением глаз. Ситуация: «Где ты проведешь каникулы?»:

http://xxxlschool.narod.ru/Image5.gif        

2) Какое слово для тебя будет «главным»: красиво (визуал), удобно (кинестетик), гармонично (аудиал), функционально (дигитал)

3) Выбери свой текст детской песенки «В лесу родилась елочка»:

- В лесу я чую ёлочку
Растет
на ощупь ель.
Зимой и летом
чувствую,
Что есть у ёлки цель (кинестетик)

- В лесу я вижу елочку
Смотрю – она стоит.
Гляжу и вижу – стройная,
Зеленая блестит (визуал)

- В лесу мы слышим песенку –
То ёлочка
поет.
Зимой и летом,
громкая,
Со скрипом ель растет (аудиал)

- В лесу возникла елочка
 В центральной полосе.
Функционально стройную
Ее
ценили все (дигитал)

Информация в зал:

СЛАЙД 6

Мы увидели, что есть среди нас люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, ВИЗУАЛЫ.

СЛАЙД 7

Тот, кто получил основную информацию через слух, АУДИАЛ.

СЛАЙД 8

Те, кто воспринимал информацию через другие ощущения (обоняние, осязание) и с помощью движений, КИНЕСТЕТИКИ.

СЛАЙД 9

А кому-то помогло логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, формулы, это ДИГИТАЛЫ. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе школьникам, обычно вовсе не свойственна.

Таким образом, мы воспринимаем   информацию  по-разному, один способ восприятия является ведущим. Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими. И мы, педагоги, должны их учитывать для успешности воспитания.

СЛАЙД 10

Сегодня научно доказано, что в России приблизительное распределение по типам восприятия информации такое:

АУДИАЛЫ – 5%

ВИЗУАЛЫ – 35%

КИНЕСТЕТИКИ – 35%

ДИГИТАЛЫ – 25%

Однако до сих пор в школах основным источником информации остается речь педагога. Следовательно, нужно вносить изменения в используемые нами формы и методы работы с детьми. Помочь нам может переход на использование активных форм и методов в воспитании, в том числе при работе с ценностными понятиями.

МОДЕЛИРОВАНИЕ (7 минут)

На экране ценностные понятия: жизнь,  трудолюбие, здоровье, любовь к России, красота, креативность, родная земля…

СЛАЙД 11

Обращаясь к группе:

- Какое из понятий для младшего школьника окажется трудным для восприятия на ВАШ взгляд? (креативность)

- Наполним это понятие смыслом через весь спектр наших ощущений, постараемся увидеть четыре измерения одного понятия.

СЛАЙД 12

- КРЕАТИВНОСТЬ. Что вы можете сказать об этом понятии?

- Предлагаю открыть экспериментальную площадку (все необходимое на столах).

- Возьмите зеленую трубочку. Проявите свои креативные способности. Превратите ее в музыкальный инструмент (с помощью иглы, которая есть на столах, помощники делают флейту, свирель, пастуший рожок…)

- Послушаем, как он звучит. Какие природные звуки напоминает? (шум, моря, ветра, …) Какие чувства испытываете?

Следующий опыт.

-У вас на столах 3 сосуда: два с водой: «+» - источник положительных эмоций, «-»  - источник отрицательных эмоций, и сосуд «Я» - наше сознание. С каким цветом ассоциируются у вас «+» и «-» эмоции (выбор карточки цветной и выставление перед сосудом). Окрасьте воду в сосудах краской.

Комментарий в зал:

Вода -  источник жизни на Земле, а ЖИЗНЬ – одна из базовых национальных ценностей, которые лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Обращаясь к группе:

- Возьмите розовую трубочку. Эта трубочка будет символизировать нашу душу – наша душа такая же глубокая, полая, способная что-то впитать в себя, сохранить или пропустить.

- представьте, что это медицинская пипетка, переместите часть «+» эмоций в собственное «Я».

- Получается? Что испытываете? Чувствуете?

- Но наша жизнь состоит не только из «+» эмоций, бывают не приятные ситуации – «-» эмоции. Поэтому иногда будем добавлять «ложку дегтя» в нашу жизнь, т.е. из «-» источника.  

- Что происходит в сосуде с нашим «Я»? Вас устраивает этот цвет?

- Чтобы мы внутренне были удовлетворены, откуда будем черпать положительные эмоции? .(природа, семья, работа…) Добавьте все содержимое сосуда с «+» эмоциями, чтобы наш внутренний мир стал светлее.

        Продолжим эксперимент.

- Возьмите еще одну трубочку.

- Можно ли проткнуть этой трубочкой грушу в самом широком ее месте? Не получается.

- Что происходит? (трубочка гнется…)

- Вот так же  и мы, сталкиваясь с преградой, опускаем руки.

- Что происходит с душой? (Надлом, трещина, которые не позволяют двигаться вперед. Нам этого нельзя допустить).

- Мобилизируем все свои силы, выберем удобное место, возьмем самую маленькую трубочку, не будем забывать об эффекте «Пипетки» - укрепим трубочку, и повторим попытку еще раз. Получилось?

- Если поставить цель, можно ее достичь.

- Давайте сделаем вывод.

- Какие типы по восприятию информации работали? (визуалы – цвет, аудиалы – дули в трубочку, кинестетики – все делали руками).

- Подключим логическое мышление (дигиталов) и представим наше понятие в виде схемы:

СЛАЙД 13

-Что же такое креативность? (Творчество и оригинальность; целеустремленность, разные пути достижения цели; всегда «+» эмоции)

- Выполняя данные эксперименты, мы с Вами убедились, что человек лучше воспринимает, запоминает то, в чем сам принимает активное участие, что особенно важно для младшего школьника. Я подготовила задания, которые побудили Вас к действию, а где-то и удивили. Следовательно, наш вывод, что такое «Креативность», вы осознано усвоите.

Психологи определяют КРЕАТИВНОСТЬ как способность находить нестандартные, принципиально новые решения.

Креативность - творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Креативность - творческая, созидательная, новаторская деятельность.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА (6 минут)

Проводя занятия по объяснению содержания понятий, я использую прием «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D». Всем известно, что для ребенка важен момент «озарения», открытия, которое он сделал сам, т.е. осознал значение и содержание некоторого понятия. Ставя перед собой вопрос: «Как объяснить ребенку понятие с учетом особенностей восприятия и переработки информации» я придумала следующее.

СЛАЙД 14

16 ноября отмечается Международный день толерантности и я, как и все преподаватели нашей школы, должна была провести классный час и сдать отчет. Самым сложным для меня было как детям 6 – 7 лет (первоклассники) объяснить, что такое толерантность….

Я предложила ребятам высказывание по теме:

СЛАЙД 15

 «Толерантность – это искусство жить в мире людей и идей» А.Г. Асмолов

Попросила объяснить, как дети его понимают, вспомнить ситуации, когда они слышали это понятие в жизни. Далее я дала определение понятия «толерантность» по словарю и прокомментировала свое понимание тех примеров, которые предлагали дети.  

А для закрепления я предложила ребятам работу в группах, где применила активные формы использования особенностей восприятия информации младшими школьниками

при работе с данным ценностным понятием.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпимость) -качество,  характеризующее

отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся

 в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует 

в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждениями т. п.). 

Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.

Прошу Вас, уважаемые коллеги поработать в парах и индивидуально (у каждого инструкция):

№ группы

Кол-во человек

Особенности восприятия и переработки информации

Задание

Предполагаемый результат

1 группа

1

кинестетик

«делают руками это понятие» или используя заготовки (декоративно-прикладное творчество)

2 группа

1

визуал

подбирают зрительный ряд (1 – 2 картинки) для раскрытия этого понятия

3 группа

1

аудиал

прослушивает (работа в наушниках) и выбирает музыкальный фрагмент для раскрытия этого понятия

Выбирает 1 из 3.

Называет его, а все слушают.

4 группа

1

дигитал

выбирает геометрическую фигуру, которая будет символизировать  этого понятия

5 группа

2

эксперты

Определите «+» и «-» предложенных форм работы

Выбирают из предложенного списка, добавляют свои

Во время работы группы:

СВЕРНУТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ, ВКЛЮЧИТЬ МУЛЬТФИЛЬМ

- Готовясь к классному часу, в Интернете я нашла  мультфильм, который ребятам очень понравился. Предлагаю его вашему вниманию.

Комментарий для зала:

- Итогом предложенного занятия стали следующие ответы детей

СЛАЙД 16

Толерантность это…

  • уважение и терпение к другому человеку, понимание непохожего на нас человека
  • дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными характерами
  • признание индивидуальности каждого человека

- А что получилось у наших коллег? (Выступление коллег. Начать с кинестетика. Он дарит свою работу визуалам. Визуал дарит свою работу дигиталу. Дигитал вручает геометрическую фигуру аудиалу. Аудиал называет номер мелодии и дарит ее всему залу).

В любой деятельности есть «+» и «риски. Слово нашим эксперта,  озвучьте положительные и отрицательные моменты, использования данных приемов.

(мои варианты, эксперты могут назвать свои)

Плюсы

Минусы (риски)

Педагог может представить информацию детям, используя все каналы восприятия. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

Педагог должен иметь определенную психологическую подготовку по этой теме или работать в постоянном контакте с психологом школы.

Если родители и педагог  знают, к какой категории относится ребенок, то им легче строить с ним отношения.

Между кинестетиками, аудиалами, визуалами и дигиталами могут возникнуть  недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир.

Вывод: Данные формы и методы учета особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями позволяют вести целенаправленную работу на достижение воспитательного результата, ведь уже в начальной школе закладывается основа нравственных норм, правил поведения, направляющих личность на выполнение необходимых «надо», сдерживание возникающих «хочу» и реализацию своих «могу».

РЕФЛЕКСИЯ (3 минуты)

Обращаясь к группе:

- Выполним рефлексию нашей работы.

СЛАЙД 17

- Покажите путь по оценочной карте (проведите стрелочки от суждения к суждению, которые покажут Ваше отношение к теме мастер-класса. Например: Любопытно – Трудно – Совершенству нет предела! – У нас все получится! Применяю – Совершенству нет предела! – Использую самостоятельно – Желаю успеха! Не применяю – Не мое – Трудно – Нужен совет – Желаю успехов!).

- Будет интересен результат каждого из вас.

Педагоги заполняют карту:

Вопрос в зал:

- В своей практике вы принимаете во внимание особенности восприятия и переработки информации?

- Давайте проголосуем. Кто об этом слышал, знает?

- А кто применяет в урочной или внеурочной работе? (таких гораздо меньше)

- Конечно, постоянно такую работу организовывать сложно, но нужно!

Обращение к группе:

- Что у вас получилось? (озвучивание «пути» по оценочной карте)

- Здесь собрались разные специалисты.

- Можете ли вы из своего опыта предложить оригинальные примеры объяснения какого-либо понятия.

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ (1 минута)

В зал:

Используя формы и приемы технологии дифференциации обучения, которые учитывают способы восприятия ребенком информации в воспитательной работе, я убедилась, что она эффективна при осмыслении младшими школьниками ценностных понятий и еще раз подтвердила, что «Лучше всего ребенок воспринимает то, в чем сам принимает участие как активный деятель», при этом «Ребенка нужно удивить или побудить к действию, сон хорош только ночью», тогда «Ребенок примет информацию, если она ему будет доступна для осознания и присвоения».

СЛАЙД 18

Еще Константин Дмитриевич Ушинский говорил (слова на экране):

«Если вы хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать: зрение, голосовой орган, слух, мускульное чувство руки, …призовите к участию осязание, обоняние и вкус… При таком дружном содействии всех этапов в акте усвоения вы победите самую ленивую память».

Екимова Наталья Валерьевна                                                МОУ «Каслинская СОШ №27»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"

"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"...

КУРСОВАЯ РАБОТА Содержание, формы и методы трудового обучения и воспитания младших школьников

Содержание, формы и методы трудового обучения и воспитания   младших школьников...

Особенности восприятия информации младшими школьниками

Материалы выступлений и тесты для определения способов восприятия информации...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье раскрывается сущность основных форм и методов формирования универсальных учебных действий младших школьников....

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрываются остновные формы и методы формирования УУД у младших школьников....

Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.

Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса  использую различные...

Доклад на МО « Формы и методы формирования финансовой грамотности у младших школьников».

Формирование финансовой грамотности у  младших школьников - это вопрос, который сейчас волнует современное общество. @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; ...