статья "Структурные элементы современного урока"
статья на тему

Кузнечикова- Котельникова Людмила Валентиновна

Статья поможет правильно сконструировать урок по ФГОС и избежать типичных ошибок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strukturnye_elementy_sovremennogo_uroka.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Структурные элементы современного урока. Ошибки, допускаемые в реализации»

Котельникова Л.В. учитель МКОУ СОШ№1 имени Знаменского А.Д.

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

1.Организационный этап

Образовательные задачи этапа

Содержание этапа

Показатели успешности

Условия выполнения этапа

Возможные приёмы обучения

Содействие установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

-приветствие фиксация отсутствующих;

-проверка подготовленности помещения к занятию;

-организация внимания,

-раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

-доброжелательный настрой учителя и учащихся;

-кратковременность этапа;

-полная готовность детей к уроку;

-быстрое включение в деловой ритм;

-формулирование целевых установок.

-собранность учителя;

-последовательность требований;

-использование психологической паузы и  вопросов, побуждающих учащихся к теме урока;

-спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе;

-отсутствие многословности.

1. «Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работать с вами»

2. «Ладошка к ладошке»

3.Рапортичка(выявление отсутствующих)

4.Приветствие учеников, которые после болезни появились в классе.

Ошибки, допускаемые при реализации: нет единства требований к уч-ся, не стимулируется их познавательная активность.

2.Этап проверки выполнения домашнего задания.

1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д\з большинством учащихся.

2.Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить их возникновения.

3.Устранить пробелы, .обнаруженные в ходе проверки

-выявление степени усвоения уч-ся заданного учебного задания

-выяснение причин невыполнения д\з отдельными учениками;

-определение типичных недостатков в знаниях и способов действий уч-ся и причин их появления;

-ликвидация обнаруженных недостатков.

-проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и умений уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут);

-обнаружение причин невыполнения д\з принятие мер для их ликвидации;

-оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля уч-ся.

-использование учителем системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д\з большинством учеников;

-использование различных форм контроля в зависимости  от содержания, вида цели д\з;

-создание содержательных и организованных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения д\з с результатом своего обучения вообще;

-- постановка требования перед уч-ся не только знаний отдельных фактов и отдельных понятий, но и связей между отдельными компонентами структуры предметного знания.

1.Текстовые задания

(задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности)

2.Выполнение заданий подобным д\з.

3.Постановка дополнительных вопросов.

4.Проверка д\з под копирку.

5.Обращение к детям продолжить ответ ученика.

6.Вызов к доске нескольких учеников по составлению плана ответа.

7.Разноуровневые самостоятельные работы.

8.Метод обучения с опорой на ошибку.

Ошибки при реализации: однообразие методов опроса, отсутствие учёта индивидуальных особенностей детей.

Репродуктивный характер вопросов и заданий.

3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

2.Актуализация субъективного опыта уч-ся( личностных, смысловых, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

-сообщение учащимся целей учебного занятия;

-формулирование целей вместе с учащимися;

-показ социальной и практической значимости изучаемого материала;

-постановка перед уч-ся учебной проблемы;

-актуализация субъективного опыта  уч-ся.

-готовность уч-ся к активной учебной познавательной деятельности;

-формулировка целей урока вместе с уч-ся4

-вариативность приёмов сообщения темы и целей урока;

-преемственность и перспективность в постановке целей урока;

-формулировка целей урока в действиях уч-ся.

-предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, социальной  и практической значимости изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане;

-умение учителем формулировать цели урока в действиях уч-ся;

-владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного смысла уч-ся, их социально- ценностных отношений к объектам окружающей действительности.

1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением  темы.

2.Собщение цели в виде проблемного задания.

3.Указание цели в виде эвристического вопроса.

4.Указание цели на стенде «Сегодня на уроке»

5.Использование технологической карты.

6.Ассоциативный ряд.

7.Использование результатов предварительного социологического опроса.

8.Постановка цели через показ конечного результата.

9.Постановка целей посредством опоры на последовательность изучаемого материала.

10.Составление карт мыследеятельности.

12.Устный счёт, математический диктант.

13.Метод целесообразных задач.

14.»Нарисуй картину»

15.Мозговая атака.

16.Постановка привлекательной цели.

17.В начале урока даётся загадка, отгадка которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

18.Дополнение реальной ситуации фантастикой.

Ошибки при реализации: слабая активизация уч-ся.

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий

.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала;

--существенных признаков, понятий, знаков, теорий и т.д.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определённому выводу.

3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики восприятия изучаемого материала.

-организация внимания уч-ся;

-сообщение основной идеи изучаемого материала;

-обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

-обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала.

-полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

-включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта уч-ся;

-учёт индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала;

-подача материала логически завершёнными частями- блоками;

-реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала;

-осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности;

-ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объём информации;

-включение в содержание проблем человека и его деятельности;

-«сталкивание ученика с проблемами», решение которых лежит за пределами изучаемого курса.

-максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладения способами действий;

-если учитель использует метод лекции, рассказа, самостоятельной работы, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество ответов уч-ся на последующих этапах урока;

-при использовании метода эвристической беседы показателем эффективности усвоения школьниками знаний является правильность и осознанность выполнения заданий в модулях и активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы.

1.Работа с определениями вводимых понятий.

2.Использование обыденных аналогий.

3.Представление нового материала одновременно в словесной и знаковой форме.

4.Представление нового материала в сравнительной или классификационной таблице.

5.Экстрактивный режим(рассказ, лекция,

сообщение)

6.Интерактивный режим(модульное, проблемно-модульное, компьютерное обучение)

7.Построение структурно-логических схем изучаемого материала.

8.Метод целесообразных задач.

9.Метод информационной накачки.

10.Проблемное обучение.

Ошибки при реализации: нет чёткости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплён материал. Используется недоступный для детей уровень изложения материала.

5.Этап первичной проверки понимания изученного

1.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

2.Провести коррекцию

пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

-проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;

-проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний;

-выявлений пробелов первичного осмысления нового материала.

-правильность и осознанность основного содержания материала большинством детей, минимального  и общего уровня;

-привлечения класса к дополнительным вопросам и корректировке ошибок.

-постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности;

-постоянное обращение к классу с просьбой уточнить, дополнить или исправить ответ.

1.Ассоциативный ряд.

2. «Пчелиный улей»

3.Опорный текст.

4.Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных

объектов.

5. «Опрос эксперта»

6.Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу.

7.»Мудрые совы»

6.Этап закрепления новых знаний и способов действий

1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу.

2.Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня изученного материала.

-организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученного;

-организация деятельности по отработке изученных знаний и способов действий посредством из применения в разных ситуациях

-отработка логики алгоритма изученных правил.

-умение уч-ся соотносить между собой факты, понятия и идеи

-умение воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в изменённых ситуациях;

-прочность знаний уч-ся.

-использовать системы  заданий, в основе которых лежит чётко спланированная последовательность действий

-использование разнообразных методов и форм закрепления;

-использование вопросов, требующих интеллектуальной активности;

-обеспечение дозированной помощи.

1юИспользование взаимообратных задач.

2.Составление карты мыследеятельности.

3. «Опрос эксперта»

4.Вопросно-ответное обобщение.

5. «Высокопоставленный дилетант»

6.Структурная модель.

7. «Что было бы, если бы..»

8.Придумай свои задания.

9.Интеллектуальный марафон.

Ошибки при реализации: вопросы и задания в той же логике , что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление, упор делается не на главном.

7.Этап применения знаний и способов действий

1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

2.Обеспечить формирование у уч-ся умения самостоятельно применять знания в разныхситуациях.

-организация деятельности уч-ся по применению знаний в изменённых ситуациях.

-правильность, полнота, осознанность знаний уч-ся;

-самостоятельность уч-ся в выполнении заданий;

-углубление знаний и способов действий.

-использовать систему заданий , предусматривающую постепенное нарастание сложности и самостоятельности;

-использование разнообразных форм  и методов организации деятельности уч-ся.

1.Разноуровневые самостоятельные работы.

2.Лабиринт действий.

3.Проектное обучение.

4.Деловая игра.

5.Учебные станции.

6.Рынок возможностей.

7.Двойные ассоциации.

8.Групповая работа.

9.Дебата «за» и «против»

10.Задания по кругу и др.

Ошибки при реализации: не учитываются  индивидуальные особенности уч-ся, нет разноуровневых самостоятельных работ.

8.Этап обобщения и систематизации знаний

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний.

2.Обеспечение усвоения внутрипредметных и межпредметных знаний.

3.Обеспечить формирование обобщенных понятий.

-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

-активная продуктивная деятельность уч-ся по включению части в целое, классификация и систематизация знаний;

- выявление уч-ся внутрипредметных связей

-выделение мировоззренческих идей.

-построение структурно-логических схем изученной темы;

-использование вопросов, требующих классификации изученных объектов;

-обобщение на различных уровнях;

-выделение сквозных идей и принципов;

-использование обобщающих таблиц.

1.Составление карт мыследеятельности.

2.Моделирование.

3.Построение «дерева темы».

4. «Паучок»

5.Мозговая атака в письменной форме.

6.Учебные станции.

Ошибки при реализации: не сформирована логическая схема или карта мыследеятельности изученной темы.

9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

1.Выявление качества и уровня усвоения знаний.

2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий

3.Установить причины недостатков.

4.Обеспечить развитие у уч-ся способности к оценочным действиям.

-глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий;

-проверка сформированности общих учебных умений;

-комментирование ответов уч-ся.

проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости.

-рецензирование ответов уч-ся.

-использование различных методов  контроля знаний и способов действий»

-постановка дополнительных вопросов;

-разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся;

-при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его оригинальность, стремление искать  и находить разные способы решения заданий.

1.Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы.

2.Текстовые задания.

3.Задания на выделение всех признаков.

4.Задания на конструирование нескольких способов решения.

5.Задания с избыточными данными.

Ошибки при реализации: учитывать  не только правильность выполнения работы , но и оригинальность, рациональность выполнения задания,разновариантность.

10.Этап коррекции знаний и способов действий

1.Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся.

-организация деятельности уч-ся по коррекции выявленных недостатков.

-динамика перехода уч-ся с более низкого уровня на более высокий.

-организация деятельности уч-ся:

а) минимального и общего уровня на основе поставленной учителем оценки и их коррекции;

б)вариативного уровня усвоения знаний по решению нестандартных задач или оказание помощи другим уч-ся в поиске  и коррекции своих ошибок.

1.Использование специально разделённых на мелкие этапы звенья упражнений.

2.Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем.

3.Текстовые задания.

4.Задания с пропусками.

5.Струкрурно-логические схемы с пропусками.

11.Этап информированности о домашнем задании

1.Обеспечить понимание уч-ся цели , содержания и способов выполнения д\з

-информированность о д\з;

-мотивирование выполнения д\з;

-инструктаж по выполнению д\з

-реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д\з всеми уч-ся в соответствии с актуальным уровнем

-обязательное и систематическое выполнение этого этапа в границе урока;

-соответствие содержания д\р уровню обученности уч-ся;

-наличие индивидуальных заданий ( по интересам или по степени сложности);

- наличие возможности выбора.

1.Интересная постановка проблемы, нсли речь идёт о познаветельных заданиях.

2.Три  уровня д\з.

3.Задание массивом.

4.Особое задание.

5. «Необычная обычность»

6.Идеальное задание.

Ошибки при реализации: информация о д\з после звонка, большой объём и сложность, отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.

12.Этап подведения итогов урока

1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.

-подведение итогов урока.

-чёткость и краткость этапа.

-умение учителя давать качественную корректную характеристику работы класса.

1.Сообщение учителя.

2.Подведение итогов самими уч-ся.

13.Этап рефлексии

1.Интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

2.Обеспечение усвоения уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества.

-мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения.

-открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке;

-прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

-развитие способностей уч-ся к рефлексии;

-стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие знают и понимают его личностные способности, эмоциональные реакции.

-реализация рефлексивного алгоритма «Я»( как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «Мы»( комфортно ли было работать в группе, какие затруднения были в общении)

«дело»( достиг ли цели учения какие затруднения были, как преодолеть свои проблемы)

1.Ассоциативный ряд.

2.Незаконченные предложения.

3.»Торт решений»

4.»Разговор на бумаге»

5. «Солнышко»

6. «Координаты»

7. «Лист обратной связи»

8.»Письмо самому себе»

9.Барометр настроения.

Ошибки при реализации: скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 3 класса с использованием элементов современных здоровьесберегающих технолгий К.К.Утробиной, А.Н.Стрельниковой, Н.Н.Нежкиной.

Конспект урока  по физической культуре с использованием  элементов современных здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики А.Н, Стрельниковой, приёмов самомассажа К.К.Утробиной и ...

Урок с позиции здоровьесбережения. Современный урок как элемент формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать у...

«Современный урок как основная реализация требований ФГОС». Элементы психологического тренинга.

«Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроке окружающего мира «Жизнь растений. Какие бывают растения?»

В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования...

Учебная рефлексия как элемент современного урока

Формирование рефлексивных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов – одно из основных направлений деятельности педагога по достижению обучающимися метапредметных результатов образов...

Технология проведения современного урока с элементами ИКТ в начальной школе.

Используя проектную деятельность в обучении, мы продвигаем детей в области новых технологий, приобщаем к новому типу мышления, у них возрастает познавательная активность, создаются условия для самореа...

Учебная рефлексия как элемент современного урока

В логике ФГОС учебная рефлексия – это не дополнительная часть урока, а её необходимая составляющая....