Внедрение ФГОС в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы.
статья на тему

Власова Елена Евгеньевна

Процесс организации обучения с использованием ИКТ в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_fgos_v_nachalnoy_shkole.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

        Внедрение ФГОС в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы

      Работа с детьми во времена информационных технологий показывает, что традиционные приемы школьного обучения и воспитания недостаточны для развития творческой, гармоничной личности. Современное образование стремится к новым приёмам обучения и воспитания. Новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому необходимо использовать любознательность и познавательную активность учеников для развития их личности.

 Введение ФГОС второго поколения позволил учителю широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе.

     В декабре 2012года я получила на 1 класс  комплект оборудования и программное обеспечение, которые  активно использую в своей работе. Процесс организации обучения с использованием ИКТ помог:

- сделать этот процесс  интересным, увлекательным, ярким, разнообразным , интерактивным, этому способствуют красочные, логично структурированные обучающие программы по разным предметам,  мультимедийные возможности современных компьютеров;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

- свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала в удалённых базах данных, благодаря использованию телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях;

- индивидуализировать процесс обучения за счёт наличия разноуровневых заданий, за счёт погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (  проектирование, разработка презентаций и.т.д.), развивая тем самым у обучающихся творческую активность;

-  повысить  активность учащихся, развивать память, внимание, скорость реакции и другие психологические особенности учащихся.

       Интерактивная доска  и документ-камера дали мне возможность  реализовать один из основных принципов обучения в начальной школе – наглядность (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). Занятия с их использованием  позволили разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать  благоприятный климат на различных уроках.

       Работа с ИД, сопровождаемая красочными иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается информация, чем изложение и использование того же самого с помощью мела и доски.  К тому же, по сравнению с обыкновенной меловой доской, ученики  не боятся выходить к ИД. Напротив, учащиеся очень любят такие уроки и занятия с применением  ИД. Уже на начальном этапе использования  ИД и учитель, и учащиеся взаимодействуют  при изучении способов использования ИД. Специальных занятий для этого не требуется. Дети, выросшие на компьютерных играх, быстро осваивают инструменты ИД, а иногда находят и другие, неизвестные учителю.

       В своей работе я использую интерактивную доску INTERWRITE, которая позволяет успешно организовать учебный  процесс  на различных видах и этапах урока.  Возможность использования  ИД велика  – на ней  размещаю большое количество разноплановой информации:  от простых орфографических минуток и физкультминуток до построения  схем, рисунков, таблиц, иллюстраций,  видеофрагментов,  звуковых эффектов и т.д.  Есть  также  возможность выхода  в Интернет , а это значит, что на некоторых уроках, таких как окружающий мир, литературное чтение и  внеурочных занятиях, я могу  включить видеоролик, организовать просмотр презентации  и др. . Всё это, позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал, выполнить больше заданий, чем  при обучении в обычном режиме.

       Разлиновка экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально  на уроках в 1 классе, позволило мне  заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу "Прописей" или "Азбуки",  у меня отпала необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. Повышается концентрация внимания. Такой метод также помогает и в том случае, если например один из учащихся забыл  печатную тетрадь. Этот учение уже не сидит в ожидании, а работает со всем классом.

    Особое место на уроке я уделяю играм, которые помогают  понять и закрепить материал урока, снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности.

     Используя ИД  на уроках русского языка,   я организовываю словарную работу,  работу  с деформированным текстом, нахождение «лишних» слов, подбор синонимов и антонимов в игровой форме, распределение  по группам слов с орфограммами в корне слова ,  различные разборы слов и предложений и т.д.

     На уроках литературного чтения я использую ИД  для  демонстрации  портретов  различных писателей и поэтов , знакомства с  краткими   биографическими  справками  об  их жизни; провожу различные игры: «Доскажи словечко», «Буква заблудилась» и т. п., подбора рифм, разгадывания загадок,  при анализе стихотворений,  произведений и т.д.

     На уроках математики, например при изучении темы «Состав числа», на этапе мотивации я использовала небольшой видеоролик, с помощью которого активизируется познавательный интерес. После того, как ребята просмотрели его, мы обсуждаем  для чего важно знать состав числа. Решая примеры и задачи, нет необходимости держать учебник в руках,  внимание учащегося сосредоточено только на данном задании.

     Также успешно использовала ИД на уроках окружающего мира. Например,  при изучении темы «Воздушный транспорт», на этапе закрепления,  учащиеся  соединяли  линией рисунок   с его названием.  Или, например, детям давалось следующее задание: «Помогите Буратино  найти дорогу  к своему домику. Для этого правильно распредели животных по группам». Дети с удовольствием выполняют такие задания.  Работая с ИД,  я заметила, что материал, использованный на уроках, быстрее усваивается учащимися.

     На уроках часто  пользуюсь инструментом  ИД «Шторка». Этот инструмент позволяет закрывать часть экрана с правильным ответом. Например, учащимся дается задание «Вставь пропущенные числа» или «Найди лишнее слово», которое  находится над шторкой. Выполнив его, они  сразу проверяют себя, а ответ  находится внутри «Шторки».

     При закреплении знаний,  организовывала на уроке групповую деятельность учащихся, что формирует умение работать в группе. Материал, помещенный на доске, являлся опорным конспектом, к которому учащиеся обращались  при выполнении самостоятельных заданий, что, несомненно, влияет на повышение результативности урока.

     Учащиеся  сами научились   создавать  цветные изображения, используя электронные  маркеры, выполнять различные  задания: записывать условие задачи в виде схемы, рисовать геометрические фигуры,  вставлять пропущенные слова, словосочетания, буквы, числа, исправлять ошибки, зачёркивать лишнюю информацию, добавлять собственное мнение по некоторым вопросам темы и т.д.  Делая записи поверх изображенных столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, учащиеся класса  легко обозначают твердые и мягкие звуки, делят слова  на слоги.

      Большое внимание отводилось приобретению навыков работы на ноутбуках, с соблюдением учащимися правил безопасности. Дети  работали в группах по два-три человека. « Сильные»  ребята помогали « слабым», у которых повышалась мотивация к обучению. Используя программное обеспечение, содержащее учебный материал по разным предметам на дисках, учащиеся с большим интересом выполняли различные тренировочные  задания, представленные в игровой форме.

      Документ – камера позволила формировать качественные изображения любых предметов ( книг и тетрадей, рисунков и поделок) и выводить их на монитор, а через видеопроектор - на интерактивную доску. Одним словом, любой объект со стола учителя или ученика - на большой экран. Принцип наглядности  предполагает развитие воображения, способности узнавать и интерпретировать визуальную информацию.. На уроках математики учащиеся  знакомились с  различными видами  краткой записи условия задач, схемами, играми.  Самые богатые возможности раскрылись  на уроках  окружающего мира, литературного чтения и технологии  при рассмотрении иллюстраций из дополнительной литературы,  природных объектов, гербария ,  таяния кусочка льда в стакане с теплой водой, образцов поделок  и т.д.

       С помощью цифрового микроскопа учащиеся вели исследования окружающего мира. Например, изучая тему «Откуда в снежках грязь», ребята рассматривали  в микроскоп каплю растаявшего снега, взятого у края дороги. А при изучении темы «Что это за листья», учащиеся рассматривали  с помощью микроскопа строение листьев  березы и клена. Изучая тему «Почему нужно мыть руки», дети исследовали пыль и делали выводы об опасности для здоровья невидимых частиц  пыли.

      Интерактивную доску и документ-камеру  использую и на занятиях  внеурочной деятельности. Например, на кружке «Умники и умницы» ребята рисуют графические диктанты, разгадывают ребусы и кроссворды, выполняют различного вида задания на развитие логического мышления, внимания, памяти. На занятиях «Риторика» разбираем различные ситуации, вынесенные на экран, составляем рассказы по картинкам и т.д.

      Использование ИКТ на уроках и занятиях  развивает  мышление, учат отделять главное от второстепенного, структурировать информацию,  формулировать свои мысли кратко и четко,  повышают мотивацию учащихся, ведь с каким энтузиазмом дети подходят к доске, тянут руки! Им сразу хочется высказаться. Такие навыки очень полезны именно сегодня, в эпоху информационного бума.  Но использовать ИКТ нужно согласно требованиям СанПин.

     Любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

                                                                                                                               Власова Е.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.

Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе

Новые технологии  для новой школы...

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе

В презентации описывается опыт внедрения ФГОС в начальной школе за 3 года...

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе

Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В. (выступление  на педсовете ОУ; 2014 г.)....

Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы, перспективы.

Опыт, проблемы, перспективы инклюзивного образования в начальной школе....