Организация самостоятельной работы учащихся – важнейший принцип повышения успеваемости
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Дубянская Любовь Кузьминична

Один из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня – качественного условие программного материала всеми учащимися. Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы – самостоятельный трудный момент урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samost_rabota.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Организация самостоятельной

работы учащихся –

важнейший принцип повышения успеваемости.

Дубянская Л.К. учитель начальных классов

п. Комсомольский

2010 год

Один из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня – качественного условие программного материала всеми учащимися. Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация  самостоятельной работы – самостоятельный трудный момент урока.

Как научить ребенка работать самостоятельно? Как научить полностью, справляться с заданием?

Конечно, причины невыполнения задания отдельными учениками разные -  и рассеянное внимание, и медленный темп работы, и непонимание изученного материала.

Чтобы избежать этих недостатков в работе, необходимо использовать подготовленные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариативность, комментирование заданий и наглядность.

Попытаюсь выделить виды самостоятельной работы, показать возможности из использования на различных этапах обучения учащихся.

Самостоятельные работы с целью актуализации знаний учащихся. Актуализировать опорные знания и умения надо перед введением нового материала и перед закреплением его.

Например, с целью подготовки к изучению вычислительного приема вида 30-6 целесообразно предложить следующую систему знаний:

  1. Замени числа суммой по образцу:

50=40+10         70=( ) + ( )

90=80+10         20=( ) + ( )

  1. Заполни «окошки»:

60+( ) = 65

72+6 =( )

Эти задания учат более слабых учащихся. Задания для сильных носят неконструктивно -  вариативный характер такого вида:

  1. Распредели самостоятельно примеры в два столбика по какому – нибудь признаку, обоснуй ответ:

40-8            34+5          44+3             80-90

70-8            90-6           45+50           30-6

  1. Среди данных примеров найди те, которые помогут решить примеры одного из столбиков, записанных задании 1

( 20+10) – 6           (40 + 10) – 2

( 30+10) – 8           (70+ 10) - 9

( 50+10) – 1           (80 +10) - 3

Самостоятельные работы с целью изучения знаний.

Например, изучая вычислительный прием вида 48- 3, 48-30.

На доске записаны примеры и развернутая запись решения примера: 48-30=(40+8)-30=(40-30)+8=10+8=18

На доске записано решение примера с опорными слова, которые помогу объяснить способ решения:

                           Памятка.

                           Надо…

                           … -  это…

                           Получим пример…

                           Удобно…

                           Вычисляю…

                           Даю ответ

Учащиеся объясняют способ решения примера, используя памятку.

Работы частично – поискового характера отличаются от предыдущих большей частью самостоятельности  учащихся при таком виде работы целесообразно предложить учащимся какой – нибудь вспомогательный материал. (например, счетный материал). Для примера рассмотрим знакомство с вычислительным приёмом вида 47+5.

Рассмотрение палочки, пучка палочек на столе. С помощью их решим пример 47+5. (4 пучка 4 палочек 5 палочек – можно 2 другого цвета) В работах исследовательского характера учащимся самим предлагается разрешить проблему, составить алгоритм решения, сделать обобщение. На уроке природоведения изучить свойства воды. Проводится практическая работа.

Работы с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся.

Цель закрепления – запоминание, систематизация, обобщение знаний и умений. Закрепление – процесс длительный и задания должны предлагаться в определенной последовательности: решение аналогичных заданий; далее включение новых знаний в систему стандартных;  последним можно предлагать задания творческого характера.

Для самостоятельного выполнения можно предложить задания вида:

Краткая запись помогает справиться с решением задачи. А кто выполнил задание, записывает решение задачи выражением.

Детям с низким уровнем даю карточки помощники:

- Узнай сначала, сколько всего книг подклеили ряда в месте: …+…=

- Затем узнай, сколько книг осталось подклеить пионерскому отряду: …- …=…

Изучение темы: «Умножение двузначного числа на однозначное».

Система самостоятельных заданий.

  1. Замени суммой разрядных слагаемых

14=10+4

23=20+3

18=10+8

  1. Вычисли результат, используя свойства умножения, суммы на число:

(10+4)*3

(20+3)*4

(10+8)*5

  1. Объясните, как можно найти результат в следующих выражениях

14*3

23*4

18*5

  1. Реши самостоятельно примеры:

16*5

24*3

14*6

  1. Реши примеры по образцу:

30-6=(20+10)-6=20+(10-6)=20+4=24

40-3=?

  1. Реши задачу, подобную той, которую разобрали ранее.
  2. Начерти такой же отрезок.
  3. Придумай задачу, которая решилась бы так 30-6.

Самостоятельные работы с целью проверки знаний и умений учащихся. Цель проверки – определение уровня усвоения знаний и умений учащихся. Результаты проверки – выставление оценок.

Дифференцированный поход самостоятельной работы.

Предлагаю классу самостоятельно решить задачу и записать решение по действиям.

Класс должен подклеить 80 книг. 1 отряд подклеил 16 книг, второй – 18 книг. Сколько книг осталось  подклеить 3 отряду. Через 5 минут половина класса решает задачу правильно. Остальные думают. Открываю на доске краткую запись задачи:

Было 80 к

Сделали 16к и 18к

Осталось?

Русский язык занимает особое место в системе начального обучения, ведь усвоение всех школьных предметов идет с помощью языка. На уроках русского языка предлагаю учащимся самостоятельно работы различного характера:

- составление предложения из различных слов.

- составление и запись небольших предложений и картине;

- работа со словариком, с определенным заданием;

- расставить точки в сплошном тексте;

- вставить пропущенные буквы, слова в тексте;

- составить сочетание по опорным словам по картине.

Работая со словарными слова применяю такие виды упражнений.

- вставить из текста словарные слова

- записать слова на тему: «овощи», «посуда», «одежда».

Развитие моторной зрительной памяти, закрепление трудных орфограмм

1) письмо по памяти.

2) зрительный диктант

3) картинный диктант

4) работа над предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

В данной статье освещены вопросы  правильной  организации  самостоятельной работы учащихся на уроках,  т. к. она  служит  эффективным  средством  формиров...

Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе

В статье рассказывается об эффективных формах самостоятельной работы на уроках в начальной школе....

Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся

Самостоятельная работа  учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности. Я хочу ответить на вопросы правильной организации самостоятельной работы на уроках...

Эффективность организации самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях (включая внеурочную деятельность) как фактор повышения качества образования.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.Начинать следует с учёта возрастных особенностей и возможностей дете...

Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся

Проблема использования самостоятельной работы на уроках давно находится в центре внимания ученых....

Доклад по теме: "Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества"

Самостоятельная работа -  важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности. Но...