Начни так. Советы бывалого учителя молодому.
консультация (1 класс) на тему

Захарова Ирина Владимировна

Я не придумала это, просто делюсь материалом, который нашла и использую в своей работе. Творчества и удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachni_tak._sovety_uchitelyu.docx45.03 КБ

Предварительный просмотр:

Захарова Ирина Владимировна

МБОУ «Брянский городской лицей №2

имени М.В.Ломоносова»

учитель высшей категории

Первые дни ребенка в школе…

              С чего начать… Конечно же с экскурсии по лицею. Вариантов проведения много, главное не загружать детей обилием информации, не заниматься излишним украшательством.

ВТОРОЙ  ДЕНЬ ОБУЧЕНИЯ В 1-М КЛАССЕ

ЭКСКУРСИЯ ПО ЛИЦЕЮ

Цели

  • знакомство с лицеем;
  • формирование умения использовать  на практике правила вежливости;
  • развитие мелкой моторики.

Оборудование

  • компьютер, мультимедиа проектор,  экран (у учителя)
  • тетрадь, цветные карандаши (у учеников).

1. БЕСЕДА О ЛИЦЕЕ  (3 – 12 МИНУТ МИН)

Учитель рассказывает о лицее, его истории и традициях, показывает фильм или презентацию. Хорошо, если это делают пятиклассники. Отлично, если с вами ваши родители.

2. ЭКСКУРСИЯ ПО ЛИЦЕЮ (15 МИН)

Во время экскурсии ученики могут посетить:

  • библиотеку;
  • медицинский пункт;
  • столовую;
  • вахту;
  • кабинет директора;
  • кабинет завучей;
  • спортивный зал;
  • актовый зал;
  • кабинеты, где занимаются учащиеся старших классов.

Обязательно учитель учит детей приветствовать взрослых и знакомит учащихся с персоналом. Учитель показывает, где находятся раздевалка, туалет, помещение группы продленного дня. Необходимо напомнить детям о соблюдении тишины и правил вежливости. Учитель должен заранее договориться о предстоящей экскурсии с соответствующими работниками лицея. Родителям в подарок памятка с информацией о нумерации кабинетов, их предназначении и ФИО сотрудников лицея.

3. РИСОВАНИЕ «МОЙ ЛИЦЕЙ» (10-12  МИН)

После экскурсии учитель предлагает детям нарисовать, что было наиболее интересным и запоминающимся из увиденного. Этот рисунок станет первым заданием Портфолио, которое ребенок выполнил самостоятельно.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (5 МИН)

              Не менее важным я считаю, и введение в первые дни обучения обыкновенных  правил вежливого и уважительного отношения к учителям, сотрудникам лицея, другим учащимся. Такие уроки вежливости жизненно необходимы. Каждый из нас  должен осознавать, что упустить  шанс поговорить с детьми о самых элементарных вещах мы не имеем право .

ОБЫЧНЫЕ И ПРИВЫЧНЫЕ  ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

Цели

  • знакомство лицеистов с правилами вежливости;
  • развитие  речи, внимания, памяти, координации движений;
  • расширение  кругозор;
  • развитие  мелкой моторики.

Оборудование

  • мяч (у учителя);
  • тетрадь, ручка (у учеников).

1. БЕСЕДА О СЛОВЕ «ЗДРАВСТВУЙТЕ» (3 МИН)

Чтение стихотворения А. Кондратьева «Здравствуйте»:

— Здравствуйте! —
Ты скажешь человеку.
— Здравствуй! —
Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

— Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова приветствия вы знаете? 
— ...

Учитель обращает внимание детей на ситуации, в которых используются данные слова: «Привет!» — говорим другу или знакомому, «Здравствуйте!» — это официальное приветствие и т. д.

2. КАКИЕ БЫВАЮТ ПРИВЕТСТВИЯ? (4 МИН)

Учитель рассказывает о различных способах приветствия: раскланиваться, снимать шляпу, обмениваться рукопожатием; дает краткую историческую справку о возникновении данных форм приветствия. Учитель предлагает детям обменяться «рукопожатием» в парах: в тетради обвести контур правой руки соседа.

3. ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ (10 МИН)

Этот фрагмент урока проходит в виде обсуждения и инсценирования отдельных ситуаций, возникающих в школьной жизни.

  1. До уроков 
    При входе в класс нужно поздороваться сразу со всеми присутствующими, а потом можно еще раз отдельно с друзьями и учителем.
  2. Начало урока 
    Учитель здоровается с классом, дети «Здравствуйте» хором не произносят. Выполнение правила «Готов к уроку», когда дети стоят у своих парт, обозначает приветствие.
  3. Во время урока 
    Если во время урока в класс кто-то заходит и здоровается с детьми, они должны молча встать у своих парт. В других случаях дети продолжают работать.
    Желательно эту ситуацию несколько раз проиграть.
  4. Во  внеурочное время 
    При встрече со знакомым учителем на перемене или на улице ученик должен поздороваться первым.
  5. При входе в служебное помещение (медпункт, библиотеку и др.) ученик должен здороваться.

4. ИГРА С МЯЧОМ «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА» (4 МИН)

— Слова приветствия относятся к вежливым словам. Чтобы узнать, какие еще вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мячик, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в глаза.

Итог игры — чтение стихотворения В. Кудлачева «Важные слова»:

Слова «До свиданья!»,
«Спасибо!», «Простите!»,
«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»
Щедро дарите.

Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.

Слова эти очень
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.

5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА УЧИТЕЛЯ (3 МИН)

На данном этапе урока учитель знакомит детей со своими требованиями к поведению учащихся. Желательно рассмотреть действия учащихся в ситуациях: опоздание, «Разрешите обратиться» (когда учитель с кем-то разговаривает), «Можно выйти?» и др.

6. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ПОЖАЛУЙСТА» (3 МИН)

Учитель показывает различные движения. Ученики повторяют только те, которые сопровождаются словом «Пожалуйста».

7. РАЗУЧИВАНИЕ ПРАВИЛ (5 МИН)

Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс.

Парта — это не кровать
И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

На уроках не болтай,
Как говорящий попугай.

Ответить хочешь — не шуми,
А только руку подними

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (3 МИН)

Подведение итогов проводится в форме игры «Договаривание фраз». Например, учитель говорит: «Когда вы утром входите в класс...» или «Если вы опоздали...», а ученики должны закончить это предложение. В конце урока учитель выражает уверенность в том, что все дети постараются быть вежливыми и воспитанными школьниками. Дети по цепочке рассказывают, что они нарисовали. Учитель обобщает ответы детей и выражает уверенность, что лицей  станет для ребят «вторым домом». Можно привлечь к этой работе родителей, они с удовольствием придумают свои стихотворные правила и знаки поведения, пополнив вашу копилку идей.

ТРЕТИЙ  ДЕНЬ ОБУЧЕНИЯ В 1-М КЛАССЕ

ПРАВИЛО «ЦЕПОЧКИ»               

                       Нередко на первых уроках учитель сталкивается с желанием каждого ребенка дать ответ на вопрос учителя. Здесь важно договориться с учащимися о правиле «ЦЕПОЧКИ» и, чтобы не случилось, какой бы предмет не  сменял друг друга, какой бы вид работы не был на уроке, изо дня в день спрашивать детей друг за другом, никогда не забывая, на каком ребенке «остановилась» цепочка. И тогда упреки  малышей и их родителей  «меня не спрашивали» вас не коснуться.

Очень важным является и то, как дети отвечают на вопросы учителя. Как научить детей разграничивать  хоровые и индивидуальные ответы. Следующие упражнения  помогут  в организации фронтальной работы.

РАЗЛИЧЕНИЕ ХОРОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОТВЕТОВ (10 МИН)

— Молодцы! А теперь задание посложнее: на одни вопросы нужно будет отвечать хором, на другие — нет. Будьте внимательны!

  • Скажите хором: сколько будет один плюс один?
  • Скажите все вместе: у какого животного длинный хобот?
  • Кто из вас знает, какие ягоды растут в лесу?
  • Листья опадают, когда это бывает?
  • Какие марки легковых автомобилей вы знаете?
  • Как зовут сказочного героя с длинным носом, скажите дружно?
  • Ваша любимая игрушка?
  • Хором: какой день недели будет после понедельника?
  • Какие имена мальчиков вы знаете?
  • Какие имена девочек вы знаете?
  • Закончите предложение: птицы умеют плавать, а рыбы — ...
  • Дружно: как меня зовут?
  • Все вместе: кем вы хотите стать?

Последний вопрос — «ловушка»: на него нельзя ответить хором. Дети должны это заметить, и учитель исправляет вопрос:

  • Кем вы хотите стать?

            Дети сидят за партами, третий день обучения. Не упустите шанс организовать работу детей в парах. Да, да, вы не ослышались в третий день обучения. Такая форма работы поможет малышам быстрее подружиться, создать комфортную обстановку на уроке и разнообразит формы вашей работы.

РАБОТА В ПАРАХ. ЧЕТВЕРТЫЙ  ДЕНЬ ОБУЧЕНИЯ В 1-М КЛАССЕ

Цели:

  • введение  правила «Мы готовы»;
  • формирование умения  работать в паре;
  • развитие  речи, внимания, памяти, наблюдательности, согласованности действий;
  • расширение кругозора;
  • развитие мелкой моторики.

Оборудование

  • мяч (у учителя);
  • тетрадь, ручка, цветные карандаши (у учеников).

1. БЕСЕДА О РАБОТЕ В ПАРАХ (3 МИН)


— Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше». Как вы ее понимаете? 
— ... 
— На этом уроке все задания вы будете выполнять в парах. Пара — это два человека, сидящие за одной партой.

Если у кого-то пары нет, он становится третьим в какой-нибудь паре. Желательно эту ситуацию предусмотреть до урока.

2. РИСОВАНИЕ МЯЧИКОВ. ВВЕДЕНИЕ ЗНАКА «МЫ ГОТОВЫ» (5 МИН)

Учитель предварительно к уроку должен в каждой тетради нарисовать круг диаметром 10-12 см.

— Откройте свои тетради на странице, где нарисован круг.

На доске заранее нарисован мяч:

http://www.trizway.com/content/img/dni-3.jpg

Учитель открывает доску и предлагает детям превратить круг в мяч, то есть дорисовать необходимые линии. 
— Правильность выполнения задания может проверить не только учитель, но и вы сами, работая в паре. Обменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, получился ли мячик в тетради такой же, как на доске.
— Когда пара закончила работу, она показывает жест «Мы готовы».

Учитель на какой-нибудь паре демонстрирует жест:

http://www.trizway.com/content/img/dni-4.jpg

— Снова поменяйтесь тетрадями и покажите жест «Мы готовы».

3. ИГРА «ЗЕРКАЛО» (3 МИН)

Правила игры 
Каждая пара сидя поворачивается лицом друг к другу. Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом», должен точно повторить это движение. Затем ученики меняются ролями. Игра проигрывается несколько раз.

4. РАСКРАШИВАНИЕ МЯЧИКОВ (5 МИН)

Учитель дает задание каждой паре раскрасить мячики так, чтобы они стали совершенно одинаковыми.

— Чтобы пара хорошо справилась с заданием, нужно вначале его обсудить, договориться, как сделать, чтобы мячики получились одинаковыми. При этом постарайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам. После того как мячики будут полностью раскрашены, пара показывает жест «Мы готовы».

5. БЕСЕДА «ИГРЫ С МЯЧОМ» (3 МИН)

— Какие игры с мячом вы знаете? 
— ...

Беседу можно провести в виде игры с мячом: учитель задает вопрос и бросает мяч. Ученик отвечает и возвращает мяч учителю.

6. ИГРА «Я ЗНАЮ ПЯТЬ НАЗВАНИЙ...» (7 МИН)

Учитель вместе с одним из учеников показывает игру: игроки должны бросать друг другу мяч, ударяя о пол, и произносить поочередно слова на каждый удар мяча. Например:

— Я!
— Знаю!
— Пять!
— Имен!
— Девочек!
— Катя!
— Раз!
— Оля!
— Два!
— ...

Затем игра повторяется, но называются имена мальчиков, названия городов, цветов, птиц, растений и т. п. Предлагается парам, сидя за партами, поиграть в упрощенный вариант игры: вместо бросания мяча друг другу нужно просто закрывать ладонью рисунок мяча в тетради. Игра прекращается по команде учителя.

7. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ (7 МИН)

— Чтобы в паре все получалось, нужно работать дружно, сообща. Все разногласия надо решать мирно, не ссориться. Послушайте стихотворение В. Орлова «Кто кого?»:

— Кто кого обидел первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!

— Кто кого ударил первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!

— Вы же раньше так дружили!
— Я дружил!
— И я дружил!

— Что же вы не поделили?
— Я забыл!
— И я забыл!

— Видите, как иногда бывает: пока ссорились, забыли, из-за чего все началось. Давайте это стихотворение расскажем в парах.

Учитель читает слова взрослого, а дети в парах друг другу отвечают. Учитель подсказывает, что для выразительности можно использовать жесты, мимику, различные интонации.

— А что нужно все-таки делать, если поссорился? — Нужно быстро помириться! Возьмитесь мизинцами и скажите друг другу: «Мирись, мирись, больше не дерись!»

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (2 МИН)

Подведение итогов проводится в виде обсуждения: «Что сегодня было на уроке?», «Что понравилось больше всего?»

А НАПОСЛЕДОК…

        Как здорово, когда на твоем жизненном пути встречаются мудрые коллеги, которые легко делятся своими идеями и наработками. Которые сами «горят на работе» и зажигают других. Я работала в гимназии №2 города Брянска с Шишкиной Еленой Юрьевной. Учитель, заместитель директора, наставник. Она поделилась этой памяткой о самом важном в жизни взрослого, не важно, учителя или родителя – об умении говорить ребенку о своей любви. Возьмите себе на вооружение.

55 способов сказать ребенку «Я тебя люблю»

Уважаемые учителя, родители!

Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.

Мы думаем, что в вашем арсенале найдутся и другие признания, адресованные вашему малышу, и вы с удовольствием продолжите предложенный список.

  1. Молодец!        
  2. Хорошо!        
  3. Удивительно!        
  4. Гораздо лучше, чем я ожидал.
  5. Лучше, чем все, кого я знаю.        
  6. Великолепно!        
  7. Прекрасно!        
  8. Грандиозно!        
  9. Незабываемо!
  10. Именно этого мы давно ждали.
  11. Это трогает меня до глубины души.
  12. Сказано здорово — просто и ясно.
  13. Остроумно.
  14. Экстра-класс.
  15. Талантливо.
  16. Ты — одаренный.
  17. Ты сегодня много сделал.
  18. Отлично!
  19. Уже лучше.
  20. Еще лучше, чем я мог подумать.
  21. Потрясающе.
  22. Замечательно.
  23. Поразительно.
  24. Неподражаемо.
  25. Несравненно.
  26. Красота!
  27. Как в сказке.
  28. Очень ясно.
  29. Ярко, образно.
  30. Очень эффектно.
  31. Прекрасное начало.
  32. Ты — просто чудо.
  33. Ты на верном пути.
  34. Здорово!
  35. Ты в этом разобрался.
  36. Ты ловко это делаешь.
  37. Это как раз то, что нужно.
  38. Ух!!!
  39. Поздравляю.
  40.  Я тобой горжусь.
  41. Я просто счастлив.
  42. Мне очень важна твоя помощь.
  43. Работать с тобой — просто радость.
  44. Ты мне необходим.
  45. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.
  46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.
  47. С каждым днем у тебя получается все лучше.
  48. Для меня нет никого, красивее тебя.
  49. Научи меня делать так же.
  50. Тут мне без тебя не обойтись.
  51. Я знал, что тебе это по силам.
  52. Ты мне нужен именно такой, какой есть.
  53. Никто мне не может заменить тебя.
  54. Я горжусь тем, что тебе это удалось.
  55. Я сам не смог бы сделать лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы бывалого грибника. Кроссворд.

Анимированный кроссворд. Может быть использован на уроках окружающего мира и во внеклассной работе....

Советы тифлопедагога учителям

Часто педагоги сталкиваются с множеством вопросов в обучении слепых и слабовидящих детей. Ответы на некоторые из них они могут получить ознакомившись с данной статьей....

Десять советов от учителя "Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным"

Десять советов от учителя я взяла из книги "Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным"  Джули Дирксен Технологии и методы работы сегодня меняются очень быстро, и ...

Буклет «Советы родителям, учителям» для успешной адаптации дошкольников к школе»

Краткое изложение основных состовляющих успешной адаптации дошкольников к школе....

10 советов от учителя

10 советов от учителя...

Советы для учителей.

99 возможностей сазать ребенку "Я тебя люблю!"...