Диагностики учебной мотивации и познавательной активности обучающихся
материал

Комолова Елена Николаевна

Согласно теоретическим исследованиям воспитывает не непосредственно учитель (руководитель), а социальная среда, которую он организует в воспитательных целях. Активная деятельность ученика в коллективе класса (группы) как в воспитывающей среде,  будь то на уроке или вне урока – движущая сила и источник развития личности школьника, воспитания из него активного гражданина общества.

Очевидно, что возникает необходимость организовать учебную деятельность таким образом, чтобы каждый урок имел воспитательный эффект: развивал у учащихся интерес к научному содержанию учебного материала, вызывал у них желание овладеть им лучше. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой        

  1. Тебе нравится в школе?

не очень

нравится

не нравится

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

не знаю

остался бы дома

пошел бы в школу

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится

бывает по-разному

нравится

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

  1. У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса        оценка за 1-й ответ        оценка за 2-й ответ        оценка за 3-й ответ

          1                                  1                                          3                                           0

          2                                 0                                          1                                       3

          3                                 1                                          0                                           3

          4                                 3                                         1                                          0

          5                                  0                                     3                                          1

          6                                  1                                          3                                          0

           7                                  3                                          1                                          0

          8                                 1                                          0                                          3

          9                                  1                                          3                                           0

        10                                  3                                         1                                            0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

       У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

          Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

        Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

        Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

       Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.



Предварительный просмотр:

Диагностика показателей мотивации учения младших школьников

 Беседа-интервью

    Методика "Диагностика показателей мотивации учения младших школьников" проводится индивидуально с каждым испытуемым и представляет собой список вопросов, которые последовательно задаются школьнику.

     Вопросы, входящие в "Беседу-интервью", направлены на диагностику всех 4-х показателей мотивации учения младших школьников. (О мотивах см. методику "Лесенка побуждений"

Опросник

 1. Знакомство с испытуемым (меня зовут... А тебя?).

 2. Сколько тебе лет?

 3. Где ты живешь? Ты ходил в детсад?

 4. С кем ты живешь (члены семьи)? Где работают родители?

 5. Какие времена года ты знаешь?

 6. Кого ты любишь? (кто тебе нравится?)

 7. Кто тебя любит? (кому ты нравишься?)

 8. Чем ты любишь заниматься?

 9. Во что любишь играть? Назови любимые игрушки.

 10. Любишь ли ты ходить в школу или нет? Почему?

 11. Кто твои товарищи? С кем ты дружишь?

 12. Где ты готовишь уроки? Кто тебе помогает?

 13. Ходишь ли ты в группу продленного дня? Проверяют ли дома домашние задания, которые ты сделал сам?

 14. Кто тебе обычно помогает? Кто твой помощник?

 15. С кем тебе интереснее заниматься: с мамой или папой?

 16. Что ты обычно делаешь на перемене? Некоторые ребята больше любят перемены, а некоторые уроки. А тебе что больше нравится?

 17. Зачем ты ходишь в школу?

 18. Какие уроки у тебя в школе?

 19. Какой урок тебе больше всего нравится? Какой урок тебе не нравится?

 20. Какой урок тебе нравится больше: письмо или математика? (письмо или чтение?) (математика или чтение?)

 21. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь большим?

 22. Любишь ли ты слушать, как рассказывает учитель? Разговариваешь ли ты с учителем на перемене? О чем? Что ты делаешь, чтобы учитель был тобой доволен?

 23. Я знаю мальчика, который говорил, что он больше любил ходить в детский сад, чем в школу. А где тебе больше нравится: в детском саду или в школе?

 24. Тебе больше нравится решать задачи или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?

 25. Тебе больше нравится писать буквы или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?

 26. Тебе больше нравится читать или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?

 27. Кто тебя отводит в школу и забирает после нее?

 28. Ты хорошо решаешь задачи?

 29. Хорошо ли ты пишешь?

 30. Где ты лучше решаешь задачи и пишешь: дома или в школе? Почему?

 31. Что ты мог бы рассказать о школе мальчику (или девочке), который (которая) ходит в детский сад?

    Отношение школьника к учению определяется с помощью вопросов № 10, 16, 17, 23, 24, 25, 31.

     Отношение школьника к конкретным предметам определяется с помощью вопросов № 18, 19, 20, 24, 25, 26, 28, 29, 30.

     Виды личностно-значимой деятельности школьника определяются с помощью вопросов №№ 8, 9, 19, 23, 24, 25, 31.

     Личностно-значимые для школьника субъекты определяются с помощью вопросов № 4, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 21,22, 27, 30.

     Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные вопросы, необходимые для сбора данных о школьнике и введения его в ситуацию обследования — № 1, 2, 3, 5.

     Следует учесть, что ответы на некоторые вопросы охватывают не один, а несколько показателей.

      Индивидуальное обследование позволяет уточнять содержание вопросов в соответствии с индивидуальными ответами школьника о виде его значимой деятельности. Так, в вопросах, где сравнивается отношение школьника к отдельным учебным предметам и его личностно-значимой деятельности, следует вставлять тот вид значимой деятельности, о котором рассказывал школьник.

Диагностика "Лесенка побуждений"

Ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида  мотивов учения — социальные и познавательные.

Познавательные мотивы:

 1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями;

 2) процессуальный — ориентация на процесс учения;

 3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);

4) учебно-познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы:

 1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;

 2) "учительский мотив" — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;

 3) "родительский мотив" — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;

 4) "товарищеский мотив" — стремление заслужить уважение своих товарищей.

      Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

 1. Я учусь для того, чтобы все знать.

 2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения.

 3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

 4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

     1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

 2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

 3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

 4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

     Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

     Инструкция. Давай построим лесенку, которая будет называться "Зачем я учусь". Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.

      Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.

      Мы закончили лесенку "Зачем я учусь". Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЕ 1 КЛАССА.

Обработка результатов методики мотивация (с картинками):

 Ответы учеников (выборы определенных картинок) заносятся в общую таблицу, из которой становится известно общее число выборов каждой картинки по всей выборке детей, поступающих с школу. Количество знаков "+" в каждой колонке свидетельствует о том, сколько раз была выбрана та или иная картинка (соответствующий мотив). Подсчитывается процентное соотношение между всеми мотивами и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивациях поступающих в школу детей.

           

       

   

     

     

Выборы        1 картинка        2 картинка        3 картинка        4 картинка        5 картинка        6 картинка

1                               +                  -                     +                   -                +               +

2                              -                  +                     +                   -                 +               +

3                               +                  +                      +                   -                  -                +

Контрольный выбор        +        +                    +                   -                  -                +

  Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов.

 Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям. Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.

             Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.

             Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.

             Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

             Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

             Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.

 Внешний мотив - 0 баллов;

 игровой мотив - 1 балл;

 получение отметки - 2 балла;

 позиционный мотив - 3 балла;

 социальный мотив - 4 балла;

 учебный мотив - 5 баллов.

 Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже).

Таблица. Уровни мотивации

Уровни           Выбор         Выбор        Выбор              Общая оценка

мотивации    картинок 1  картинок 2  картинок 3     по уровням  мотивации (в баллах)

      1                         5                    5                   5                             13 - 15

      2                              4                    4                   4                             10 - 12

     3                              3                    3                   3                              7 - 9

     4                              2                    2                   2                             4 - 6

     5                            0 - 1                 0 - 1                 0 - 1                              до 3

 I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

 II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, воз-можно присутствие учебного и позиционного мотивов;

 III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возмож-но присутствие социального и оценочного мотивов;

 IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

 V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних моти-вов, возможно присутствие оценочного мотива.

Методика изучения учебной мотивации первоклассников

 по итогам обучения в 1-м классе

    При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге "Изучение учебной мотивации". Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).

 Учащимся сообщается инструкция.

 "Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак "+".

1. Я учусь в школе, потому что...

 а) так хотят мои родители;

 б) мне нравится учиться;

 в) я чувствую себя взрослым;

 г) я люблю хорошие отметки;

 д) хочу получить профессию;

 е) у меня хорошие друзья.

2. Самое интересное на уроке...

 а) игры и физкультминутки;

 б) хорошие оценки и похвала учителя;

 в) общение с друзьями;

 г) ответы у доски;

 д) познание нового и выполнение задания;

 е) готовиться к жизни.

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

 а) получить хорошую отметку;

 б) больше знать и уметь;

 в) мне покупали красивые вещи;

 г) у меня было больше друзей;

 д) меня любила и хвалила учительница;

 е) приносить пользу, когда вырасту.

4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...

 а) я хорошо все выучил(а);

 б) в дневнике стоит хорошая отметка;

 в) учительница будет рада;

 г) дома меня похвалят;

 д) смогу побольше поиграть на улице;

 е) я узнаю больше нового. Спасибо!"

Обработка результатов

 Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (таблица ниже). Вариант       Кол-во                   Кол-во                    Кол-во                        Кол-во

 ответов    баллов 1 ответ     баллов 2 ответ       баллов 3 ответ          баллов 4 ответ

    а)                           0                        1                                      2                               5

    б)                            5                        2                                      5                                2

    в)                           3                        3                                     0                               3

  г)                         2                                 0                                     1                               0

  д)                         4                                 5                                     3                               1

  е)                         1                                 4                                     4                               4

          Баллы суммируются и по оценочной таблице 6 выявляется итоговый уровень мотивации.

  Таблица.

Уровни       Кол-во              Кол-во         Кол-во         Кол-во    Сумма баллов  итогового

мотивации        баллов № 1        баллов № 2         баллов № 3   баллов № 4   уровня мотивации

   1                      5                            5                    5                   5                   17 - 20

   2                      4                            4                    4                   4                  13 - 16

   3                      3                            3                    3                   3                   9 - 12

   4                      2                            2                   2                    2                    5 - 8

   5                   0 - 1                           0 - 1                  0 - 1                  0 - 1                    6 - 4

 I - очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;

 II - высокий уровень учебной мотивации;

 III - нормальный (средний) уровень мотивации;

 IV - сниженный уровень учебной мотивации;

 V - низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

    Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:

 - количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;

 - количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;

 - количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;

 - количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;

 - количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.

 Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.



Предварительный просмотр:

Изучение межличностных отношений младших школьников

При изучении межличностных отношений в классах начальной школы можно выделить три этапа:

1) изучение структуры межличностных отношений в классе, выявление “лидеров”, “неблагополучных” с помощью методики Дж. Морено. В социометрическую карточку включаются вопросы, описывающие определённые аспекты межличностных отношений;

2) изучение мотивов межличностных выборов с помощью методики межличностных выборов (ММВ). В социометрическую карточку можно включить вопрос: “ Какие качества ты больше всего ценишь в одноклассниках?” Это позволяет выявить качества, наиболее значимые для учащихся;

3) определение отношения учащихся к значимым людям. Можно предложить использование ЦТО (теста цветовых отношений Эткиндо), модифицированного цветового теста Люшера.

Для исследования межличностных отношений можно использовать модифицированный вариант социометрической методики Р. Желя.

Вариант 1. Ребенку дают бланк с изображением стола и стульев и предлагают посадить за праздничный стол тех одноклассников, которых он пригласил бы на свой день рождения, а отдельно – тех, кого бы не хотел пригласить.

Целесообразно не ограничивать детей в числе выборов, это поможет глубже выявить социовалентность, т.е. потребность в общении, но в тоже время необходимо подробно разъяснить, что нужно выбирать только самых близких, хороших друзей и отсаживать самых неприятных, тем самым предупредить эмоциональную экспансивность и исполнительность.

Вариант 2. Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?

Вариант 3. Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?

Вариант 4. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и с кем бы не хотел? По данным опросных бланков (листов) заполняется социоматрица. Социоматрица – таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. В ней положительные выборы (“Посажу за стол”, “Хочу пригласить”) обозначают по горизонтали “плюсом”, отрицательные – “минусом”. Взаимные выборы обводят кружком (О). Далее подсчитывают сумму выборов.

Пример социометрической матрицы.

Выбирающий

Выбираемые

Число взаимных выборов

01

02

03

04

05

Александров С.

01

 

+

+

-

+

3

Иванов Н.

02

+

 

-

-

+

1

Ковалев В.

03

+

+

 

+

-

2

Леонтьев А.

04

-

-

+

 

+

2

Кузнецов М.

05

+

-

-

+

 

2

Предложенная методика дает возможность определить следующие психологические характеристики межличностных отношений: социовалентность (степень включенности во взаимоотношения); статус детей и статусную структуру группы – сплочённость группы и взаимность контактов – уровень конфликтности (агрессивности) группы – детей, которые являются объектами групповой агрессии. Целесообразно начинать анализ социометрических данных социовалентности детей, свидетельствующей о степени и характере включенности школьника в систему взаимоотношений в классе. По социовалентности можно судить о потребности ребёнка в общении и о его установке на удовлетворение этой потребности именно в данной группе, что, в свою очередь, позволит опосредованно судить о привлекательности коллектива для ребенка. Определяется социовалентность по количеству и характеру сделанных учащимися выборов. Социовалентность будет положительной, если у ребенка преобладают положительные выборы, и отрицательной – если преобладают негативные выборы.

Для изучения привлекательности классного коллектива можно использовать “ Методику оценки привлекательности классного коллектива” (7-10 лет).

Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:

Ответ

  • “а” - 5 баллов,
  • “б” - 4 балла,
  • “в” - 3 балла,
  • “г” - 2 балла,
  • “д” - 1 балл,
  • “е” - 0 баллов.

Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.

Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально. В последнем случае может использоваться в качестве основы для беседы об особенностях взаимоотношения ученика с классом.

Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;

б) Участвую в большинстве видов деятельности;

в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;

д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;

е) Не знаю, затрудняюсь ответить.

2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

а) Да, очень хотел бы перейти;

б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;

в) Не вижу никакой разницы;

г) Скорее всего, остался бы в своем классе;

д) Очень хотел бы остаться в своем классе;

е) Не знаю, трудно сказать.

3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

5. Какого отношение учеников к учебе в классе?

а) Лучше, чем любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже ,чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

Обработка результатов.

Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

  • 25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
  • 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
  • 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
  • 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.

Изучение привлекательности классного коллектива целесообразно проводить совместно с другими методиками, направленными на выявление особенностей структуры классного коллектива, таких как “ Социометрия” или “Выбор”. Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.

Для наглядности анализа межличностных отношений в группе, автор отдал предпочтение исследованию групп младшего школьного возраста, потому как именно в этот период у человека начинает складывается осознанный массив навыков общения. Из многочисленных методов приведенных в теоретической части исследования, мы остановились на:

1) Социометрическом эксперименте в модификации Я.Л. Коломинского.

2) Методике Q-сортировки В. Стефансона.

3) Методике изучения самооценки - Т. Дембо, С. Рубинштейн.

Диагностика социометрического статуса младших школьников

Социометрия - метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах. Он разработан известным американским психиатром и социологом Джекобом Леви Морено. Суть социометрии, по мнению автора, в том, что она «имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнивать с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки».

В основе теоретической социометрии лежит положение о том, что все стороны социальной жизни - экономические, политические - можно объяснить состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу.

Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическими методами, по мнению профессора Я. Л. Коломинского, является тот факт, что «тяготение одного человека к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей», при этом «словесное выражение должно быть признано важным объективным показателем не только осознания, но и вообще наличия потребности у человека» [20].

В результате социометрической процедуры, построенной как эксперимент с целью выявления желаний человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности (сидеть в школе за одним столом, играть, пойти в поход, праздновать день рождения), определяются предпочтительные выборы (или отвержения), их взаимность. Результаты заносятся в социометрические таблицы, представляются графически в виде социограмм.

Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:

Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,

Ri- - отрицательные.

Индекс групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству.

Я. Л. Коломинский разработал варианты социометрии для детских групп  «Выбор в действии», «Поздравь товарища», «У кого больше?».

Сфера межличностных отношений сложна и завуалирована. Именно социометрия помогает изучить ее наиболее объективно и корректно. В эксперименте, разработанном профессором Я. Л. Коломинским («Выбор в действии»), существует специально адаптированный вариант для дошкольников, который условно назван «У кого больше?».

Экспериментальная процедура состоит в следующем. Предварительно готовятся по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На их обратной стороне ставится номер, «присвоенный» каждому ребенку. Помощник экспериментатора выводит детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимают их игрой, чтением книги. Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: «Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого окажется больше картинок -- тот выигрывает. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Ребенок выполняет задание и уходит в третье помещение.

Экспериментатор фиксирует в заготовленной социометрической таблице (матрице) выборы детей, число полученных выборов, число взаимных выборов.

Вертикально располагаются имена детей группы (сначала мальчиков, затем девочек), «присваиваются» им номера по порядку. Эти номера должны быть постоянными во всех экспериментах. Имена мальчиков и девочек для удобства обработки целесообразно отделить цветным карандашом. По горизонтали сверху таблицы наносятся порядковые номера детей. Следует заштриховать клетки на пересечении одинаковых номеров. Принцип ее использования состоит в том, чтобы проставлять в клетках цифры, показывающие, кого и в какую очередь выбрал ребенок. Таким образом заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы.

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 - «звезды» : 5 и более выборов,

2 - «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 - «принятые» - 1-2 выбора,

4 - «не принятые» - 0 выборов.

Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Эти взаимные выборы обводятся в таблице кружком, затем подсчитываются и записываются. Если в эксперимент включен вариант аутосоциометрии («Как ты думаешь, кто тебе положил (или положит) открытку?» (Я. Л. Коломинский), таблица принимает несколько иной вид: на каждого ребенка клеточка делится пополам -- одна под другой. В верхней отмечается, как прошел выбор самого ребенка, в нижней -- ожидаемый. Эксперимент «У кого больше?» может проводиться с детьми с 4-летнего возраста 2 раза в год.

Для измерения социометрического статуса в младшем школьном возрасте можно применять социометрический эксперимент, предлагаемый Я.Л. Коломинским.

Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе

Для диагностики особенностей межличностных отношений можно применять методику Q-сортировки В. Стефансона. Данная методика предназначена для изучения представлений человека о себе и позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе:

· зависимость;

· независимость;

· общительность;

· необщительность;

· принятие "борьбы";

· "избегание борьбы".

Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» - активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет, на наш взгляд, внутреннюю и внешнюю характеристику, т. е. зависимость, общительность и «борьба» могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость - независимость, общительность - необщительность, принятие «борьбы» - избегание «борьбы») приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами .

В данной методике испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:

«социальное "Я"» (Каким меня видят другие?):

«идеальное "Я"» (Каким бы я хотел быть?);

«актуальное "Я"» (Какой я в разных ситуациях?);

«значимые другие» (Каким я вижу своего партнера?);

«идеальный партнер» (Каким бы я хотел видеть своего партнера?).

Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т. е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов «да» складывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций.

В результате получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число мы делим на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» - отрицательный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности,. однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями,

Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

Данная методика представляет особый интерес к ее использованию в применении к данной теме исследования. Именно ее использование в изучении межличностных отношений дает нам право судить не только о таких характеристиках как зависимость, общительность и направленность на борьбу, но и выделить в структуре личности каждого испытуемого наличие внутриличностного конфликта, который обостряет наши данные. Эти положения необходимо сравнить с социометрическим статусом личности испытуемого.

 Методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн)

Для исследования можно использовать методику изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность.

Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу - самые больные люди, вверху - самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья? ".

На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.

высокое

Пример шкалы:

низкое

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" - со средним баллом 4-5; "Низкой" - со средним баллом 0-2.5

Описание выборки испытуемых.

Для изучения качественных особенности детских отношений применительно к младшему школьному используются методики, разработанные в работе Е.О. Смирновой и В.Г.Утробиной

 В качестве основных показателей межличностных отношений используются следующие параметры:

1) субъективная значимость сверстника для ребёнка, которая проявляется в общем интересе к другому, в эмоциональной вовлечённости в действия другого;

2) просоциальность поведения, направленного на сверстника, т.е. способность уступить, помочь, поделиться тем, что нужно самому;

3) способность к сочувствию и сопереживанию, которая выражается, в частности, в реакции ребёнка на успехи и неудачи другого (радоваться успехам и огорчение при неудачах).

Методика «Мозаика».

Эта методика направлена главным образом на выявление эмоциональной вовлечённости в деятельность сверстника и реакции на его поощрении и порицание взрослым. Она позволяет, с одной стороны, выявить степень интереса к сверстнику и эмоционального соучастия в его действиях, а с другой – характер реакции на оценку партнера.

Одному из детей предлагалось сложить мозаику, адаптированную для его возраста. За его действиями наблюдали взрослый и сверстник. В первой части эксперимента взрослый давал негативную оценку действиям ребёнка - высказывал свои сомнения, говорил другому о том, что его товарищу пока не удаётся сложить мозаику, что у него это плохо получается, и наблюдал за реакцией своего собеседника. Во второй части эксперимента взрослый, наоборот, начинал хвалить ребёнка, пытающегося довести начатое им дело до конца и всё-таки сложить мозаику. Здесь также фиксировались реакции другого испытуемого.

После того, когда первый ребёнок справлялся с заданием, другой приступал к его выполнению. Для большего накала ситуации был введён соревновательный мотив: детям говорилось, что они собирают мозаику на время.

При обработке результатов, полученных при проведении этой методики, степень проявления эмоциональной вовлечённости в деятельность и переживания другого ребёнка оценивается по следующей шкале:

0 баллов - полное отсутствие эмоционального отношения к сверстнику,

равнодушие;

1 балл - низкая степень эмоциональной вовлечённости (короткие отрывочные взгляды в сторону сверстника);

2 балла - средняя степень эмоциональной вовлечённости (ребёнок увлечён переживаниями, деятельностью сверстника, но и значительную часть внимания уделяет своей деятельности);

3 балла - высокая степень эмоциональной вовлечённости (ребёнок сопереживает чувствам сверстника, больше занят его работой, забывая о своих переживаниях, о своей работе).

Чтобы выявить выраженность эмоциональной вовлечённости используется критерий её знака: положительные, нейтральные и отрицательные проявления внимания к другому в разных экспериментальных ситуациях.

Положительными проявлениями считаются поддержка другого, соучастие. Оказание помощи, подсказки товарищу и т.п. Такие дети защищают своего товарища («Ну почему, она умеет!»), радовались его успехам («Ну вот, молодец, сразу понял!»), поддерживали его («Не волнуйся, я тоже волновался и поэтому у меня тоже не получалось»).

К отрицательным проявлениям эмоциональной вовлечённости относят – неоказание помощи, не смотря на прямую просьбу, расстройство из-за успеха другого, недовольство, иронию («Да, голова – два уха!»), превознесение своих успехов («У меня, конечно, лучше получалось!», «Я быстрее сделал» и др.), зависть.

 Нейтральными считались проявления, которые не носили ярко выраженного характера. Такие дети, как правило, пассивны, на ситуацию реагируют слабо, либо просто сидят с улыбкой, но в происходящем участия не принимают.

Реакция детей на поощрение и порицание действий сверстника является  адекватной, когда ребёнок не соглашается с отрицательной оценкой (убеждает взрослого, что его товарищ делает всё правильно, что он обязательно справится, ищет оправдывающие аргументы, подбадривает его и т.д.).

Неадекватной считается радость при порицании действий товарища, согласие с негативной оценкой взрослого и огорчение при виде успеха товарища (снижение настроения, явное недовольство успехом, хвастовство, демонстративное игнорирование и т.п.). Безразличной считается реакция, когда ребёнок не обращает внимания ни на товарища, ни на взрослого, а занят только собой.

Таким образом, в этой методике фиксируется степень эмоциональной вовлечённости в действия и переживания товарища (которая оценивается по приведенной шкале), знак (положительный, отрицательный или нейтральный) и отношение ребёнка к сверстнику в ситуации удачи и неуспеха последнего (оно могло иметь адекватный, неадекватный и безразличный характер).



Предварительный просмотр:

  1. Карта индивидуальных достижений обучающегося (1 класс, лингвистическое развитие)

Формируемые умения и навыки

1. Развитие фонематического слуха

2.Развитие внимания, памяти, слуха. зрительной памяти, творческого воображения

  1. Умение

классифицировать

предметы

  1. Ориентировка в направлениях

  1. Речевое развитие: словарный запас; отвечает на поставленный вопрос; пересказывает прочитанное; составляет предложение по

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Уровеньразвития


иллюстрации

Чтение

  1. Знает все буквы

  1. Читает по буквам

  1. Читает по слогам

  1. Слог и целое слово

  1. Читает целыми словами

  1. Читает

предложения

  1. Читает текст

  1. Читает без ошибок

  1. Постановка

ударения

10.

Выразительность чтения:

четкое проговаривание, соблюдение интонации

11. Понимание прочитанного: ответ на прямой вопрос учителя по прочитанному; словесное рисование картин; построение плана текста с помощью иллюстраций;


восстановление

пропущенного слова, предложения в тексте; пересказ с опорой на помощь учителя.

  1. Чтение наизусть.

  1. Составление

собственного рассказа:

по иллюстрации; по наблюдению;

  1. Прочитывает количество слов в минуту (в конце учебного года)

Навыки письма

  1. Развитие мелкой моторики

  1. Владеет

звуковым анализом слога, слова с опорой на схему

  1. Пишет элементы букв

  1. Пишет

(печатает) отдельные буквы

5. При письме соблюдает: высоту расстояние между элементами букв, словами;


наклон; форму буквы;

  1. Умеет списывать: с печатного;

с рукописного; списывает без ошибок слова

  1. Допускает ошибки: искажение букв;

пропуск букв; большая буква в начале предложения; большая буква в имени людей и кличках животных; точка в конце

предложения и др. знаки препинания; сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу; парные согласные в конце и середине слова; безударные гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые).




Предварительный просмотр:

Лист самооценки работы в группе

Номер группы _________        

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.



Предварительный просмотр:

 МЕТОДИКА "ТАИНСТВЕННОЕ ПИСЬМО"

   Методика предназначена для диагностики познавательной активности младших школьников. Может проводиться как в группе, так и индивидуально.

   За 5 минут до окончания занятия (само занятие обычное) экспериментатор объявляет: "Вам, ребята, пришло таинственное письмо, от кого оно - неизвестно. Внизу на этом листочке приложен шифр. Посмотрите, ребята!"

   Содержание письма может быть любым: отвлеченным или привязанным к теме урока; небольшим по объему - 2-3 предложения и подпись, а в качестве шифра используется обычная система соответствия букв алфавита и цифр:

pis-mo

   Каждому ребенку достается листочек с "Таинственным письмом". Под руководством экспериментатора дети расшифровывают первое слово. Расшифрованное слово отмечается на листочке. После этого объявляется перерыв на 10 минут. Экспериментатор предлагает другим детям (желающим) узнать, от кого пришло письмо. Не желающие продолжать работу могут оставить листочек на парте и идти гулять. После перерыва, перед началом следующего урока, дети сдают подписанные листочки.

Интерпретация результатов:

Высокий уровень познавательной активности - расшифровал целиком.
Познавательная активность выражена умеренно, быстро снижается - приступил к расшифровке, но не
 окончил.
Низкий уровень познавательной активности - не взялся за расшифровку.

 

 

Методика исследования познавательной  активности младшего школьника  (А.А.Горчинская)

Цель: Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.

Материал: Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения: Школьнику даётся бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.

Обработка данных: Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности;      ответы б)  - об умеренной;    ответы в)  - о слабой выраженности.

Познавательная активность младшего школьника (А.А.Горчинская)

  1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?

А) да;     б) иногда;     в) нет.

        2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

А) помучиться, но самому найти ответ;   б) когда как;    в) получить готовый ответ от других.

        3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

А) постоянно много;    б) иногда много, иногда ничего не читаю;   в) читаю мало.

        4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?

А) всегда нахожу на них ответ;   б) иногда нахожу на  них ответ;    в) не обращаю на них внимания.

        5. Что ты делаешь, когда узнаёшь на уроке что-то новое?

а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);    

б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;    

в) ты не станешь об этом рассказывать.



Предварительный просмотр:

                                                                                               Таблица уровней успешности

Изученные правила орфографии «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Уровни успешности

Необходимый уровень (1-3 балла)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

Программный уровень (1-2 балла)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось применить новые, получаемые в данный момент знания либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

Максимальный уровень

Решение задачи на неизученный материал, потребовавшей самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний либо новых самостоятельно приобретенных умений

     Критерии

 

      Ф. И. ученика

Знание и воспроизведение

Знать алгоритм проверки безударных гласных в корне, владеть способом проверки

Понимание и применение

видеть в словах изученную орфограмму по   опознавательным признакам

правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне

Интеграция знаний,

практическая грамотность

находить и исправлять ошибки в словах, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корнях слов в творческих работах

Таблица уровней успешности

Изученные правила орфографии «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

Уровни успешности

Необходимый уровень (1-3 балла)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

Программный уровень (1-2 балла)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось применить новые, получаемые в данный момент знания либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

Максимальный уровень

Решение задачи на неизученный материал, потребовавшей самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний либо новых самостоятельно приобретенных умений

     Критерии

 

      Ф. И. ученика

Знание и воспроизведение

Знать алгоритм проверки парных согласных в корне,

владеть способом проверки

Понимание и применение

видеть в словах изученную орфограмму по   опознавательным признакам  

правильно писать слова с буквами парных согласных в корне

Интеграция знаний,

практическая грамотность

находить и исправлять ошибки в словах, правильно писать слова с буквами парных

согласных в корнях слов в творческих работах

Таблица уровней успешности

Изученные правила орфографии «Непроизносимые согласные в корне слова»

Уровни успешности

Необходимый уровень (1-3 балла)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

Программный уровень (1-2 балла)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось применить новые, получаемые в данный момент знания либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

Максимальный уровень

Решение задачи на неизученный материал, потребовавшей самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний либо новых самостоятельно приобретенных умений

     Критерии

 

      Ф. И. ученика

Знание и воспроизведение

Знать алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне,

владеть способом проверки

Понимание и применение

видеть в словах изученную орфограмму по   опознавательным признакам  

правильно писать слова с буквами непроизносимых согласных в корне

Интеграция знаний,

практическая грамотность

находить и исправлять ошибки в словах, правильно писать слова с буквами непроизносимых согласных в корнях слов в творческих работах

Ямансарин Тимур

Таблица уровней успешности

 Приобретение знаний и систематизация знаний о языке  «Фонетика»

Уровни успешности

Необходимый уровень (1-3 балла)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

Программный уровень (1-2 балла)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось применить новые, получаемые в данный момент знания либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

Максимальный уровень

Решение задачи на неизученный материал, потребовавшей самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний либо новых самостоятельно приобретенных умений

     Критерии

 

      Ф. И. ученика

Знание и воспроизведение

называть звуки, из которых состоит слово, не смешивать понятия «звук» и «буква» 

Понимание и применение

производить звуко-буквенный анализ доступных слов  

Интеграция знаний,

практическая грамотность

решать нестандартные задачи на применение знаний и умений по теме

 

Таблица уровней успешности

Приобретение знаний и систематизация знаний о языке  «Словообразование»

Уровни успешности

Необходимый уровень (1-3 балла)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

Программный уровень (1-2 балла)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось применить новые, получаемые в данный момент знания либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

Максимальный уровень

Решение задачи на неизученный материал, потребовавшей самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний либо новых самостоятельно приобретенных умений

     Критерии

 

      Ф. И. ученика

Знание и воспроизведение

Знать и воспроизводить алгоритм разбора слова по составу, роль и значение значимой и незначимой  части слова  

Понимание и применение

образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова

Интеграция знаний,

практическая грамотность

использовать знания о составе слова в области орфографии и правописания

 

Таблица уровней успешности

Изученные правила орфографии «Непроверяемые написания в корне слова»

Уровни успешности

Необходимый уровень (1-3 балла)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

Программный уровень (1-2 балла)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось применить новые, получаемые в данный момент знания либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

Максимальный уровень

Решение задачи на неизученный материал, потребовавшей самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний либо новых самостоятельно приобретенных умений

     Критерии

 

      Ф. И. ученика

Знание и воспроизведение

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам  

Понимание и применение

писать слова с непроверяемыми написаниями по программе 

Интеграция знаний,

практическая грамотность

находить и исправлять ошибки в словах, правильно писать слова с непроверяемыми написаниями  в корнях слов в творческих работах



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Методы исследования

Автор: Медведева Надежда Викторовна (227-733-162)

Анкета определения школьной мотивации учащихся начальных классов Н. Г. Лускановой

Цель: получить информацию о школьной мотивации учащихся.

Ход проведения. 

Учащимся предлагается ответить на вопросы:              

  1. Тебе нравиться в школе? (3 – да, 1 – трудно сказать, 0 – нет)
  2. Утром ты всегда идешь с радостью в школу или тебе хочется остаться дома? (3 – иду с радостью, 1 – бывает по-разному, 0 – чаще хочется остаться дома)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома?  (3 – пошёл бы в школу, 1 – не знаю, 0 – остался бы дома)
  4. Тебе нравится, когда отменяют уроки? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
  5. Ты бы хотел, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
  6. Ты бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
  7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям или друзьям? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
  8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был другой менее строгий учитель? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
  9. У тебя в классе много друзей? (3 – да, 1 – трудно сказать, 0 – нет)
  10. Тебе нравятся твои одноклассники? (3 – да, 1 – трудно сказать, 0 – нет)

Уровни школьной мотивации:

25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность;

20-24 балла – хорошая школьная мотивация

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной стороной

10-14 баллов – низкая школьная мотивация

0-9 – негативное отношение к школе, дезадаптация

Анкета «Познавательная потребность»

Цель: установить интенсивность познавательной потребности у учащихся.

Ход проведения.

Родителям предлагается ответить на вопросы:              

  1. Как часто ученик занимается подолгу какой-нибудь умственной работой? (5 – часто, 3 – иногда, 1 – очень редко)
  2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? (5 – помучиться, но самому найти ответ, 3 – когда как, 1 – получить готовый ответ от других)
  3. Много ли школьник читает дополнительной литературы?  (5 – постоянно, много, 3 – неровно, иногда читает много, иногда ничего не читает, 1 – мало или совсем ничего не читает )
  4. Насколько эмоционально ученик относиться к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? (5 – очень эмоционально, 3 – когда как, 1 – эмоции ярко не выражает)
  5. Часто ли задаёт вопросы? (5 – часто, 3 – иногда, 1 – очень редко)

Обработка полученных данных: показателем интенсивности познавательной активности учащихся (I) является частное от деления общей суммы баллов ответов на общее количество ответов (5). Если 3,5

Программа наблюдения

  1. Включение школьников в работу в начале урока.
  2. Активность при проведении устного опроса.
  3. Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.
  4. Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
  5. Деятельность школьников при работе в группах.
  6. Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
  7. Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
  8. Активность при выполнении заданий на ПК

Анкета «Отношение к урокам информатики»

Цель: установить косвенное отношение учеников к урокам информатики и к основным методам, применяемым учителем на уроках.

Ход проведения. 

Ученикам предлагается ответить на вопросы:              

  1. «Какие уроки ты больше всего любишь?» 

А. с использованием, компьютера;

Б. с использованием игр;

В. с использованием таблиц, схем, рисунков

  1. «Если бы ты был учителем, чего больше было бы на уроке?»

А. использования компьютера;

Б. игр;

В. работы с таблицами, схемами, рисунками

  1. «Как часто в вашем классе на уроках бывают игры, викторины?»

А. не очень часто,

Б. часто,

В. очень часто.

  1. «Как ты относишься к игре на уроке?»

А. очень хочется участвовать,

Б. нет большого желания поддерживать игру,

В. игра – пустая трата времени.

  1. «Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?»

А. очень большая,

Б. большая,

В. затрудняюсь ответить.

Обработка полученных данных: количественные показатели представить в процентном соотношении.

Критерии познавательной активности по А.К.  Марковой, А.Г. Лидерс, Е.А. Яковлевой.

1. Высокий уровень:

  • Активная ориентировка в новом материале;
  • Самостоятельное выделение ключевых понятий;
  • Понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы;
  • Владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений;

2. Низкий уровень:

  • Учебные действия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность;
  • Отсутствие понимания смысла учебной задачи;
  • Малое приложение личных усилий в учебной работе;
  • Слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения.

Методика измерения времени активности на уроке.

Предположим, что в идеале время активности класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.

Для расчёта времени активности мы использовали формулу:

Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%

Где:

А1,А2,…, Аn – количество учеников в группе отвлечения.

X1,X2,…, Xn – процент времени, который группа учеников отвлекается от урока.

 К – всего учеников в классе.



Предварительный просмотр:

Диагностика уровня познавательной активности обучающихся (по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой)

Уровни познавательной активности

Психолого-педагогические особенности учащихся

Нулевой уровень

Учащийся  пассивен,  слабо  реагирует  на  требования учителя,  не проявляет  желания  к  самостоятельной  работе,  предпочитает  режим  давления  со  стороны  педагога.

Низкий уровень

Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?»

Средний уровень

Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Высокий уровень (творческий)

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.