Духовно-нравственное воспитание школьников
статья на тему

Бондаренко Полина

Нравственные поступки, этика и этикет... Не хотелось, чтобы дети позабыли эти слова! Задача учителя, родителей - помочь детям вырасти добрыми!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание гражданина своего Отечества

( первый год обучения ребёнка в школе)

Автор работы учительна чальных классов МАОУ «СОШ №10» г. Перми Бондаренко Аполлинария Александровна

                                                                                                  Есть такое чудо:

Край, навек любимый,

Над рекой под клёном

 Отчий дом родимый...

                                                                                                  Видя это чудо,

                                                                                                             Сердце жарко бьётся,

                                                                                                            В жизни это чудо —

                                                                                        Родиной

                                                                                         Зовётся!..

                                                                                        (Вадим Семернин)

Почему-то последнее время в СМИ, в общении взрослых и детей не слышим уважения к своей Родине, России, своей малой родине… Невольно думаешь, а что можно сделать учителю, как вселить в детские умы мысли о том, что надо ценить и любить свою Родину? А цитаты из низкопробных фильмов «За что мне её любить эту….»! Просто возмутительно! Где, как не в школе родители и их дети слышат что-то уважительное о стране, крае, в котором ты живёшь! И для меня, воспитанной в духе уважения к своей Стране, это не просто слова!  Ведь это наш дом! Почему о своей квартире, жилище мы говорим с теплом, а о Большом доме, о Родине как-то люди скупятся на хорошие слова! Планируя свою работу в классе по воспитанию, во главу угла ставлю эту проблему на первом родительском собрании в первом классе. Эта работа должна соответствовать требованиям ФГОС начального общего образования.

Ведь уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма, нравственных устоев является актуальной задачей в настоящее время.

Какие цели ставлю я, как учитель для полноценной работы по этому направлению?

  1. Вселить в души малышей мысль о том, что наша страна родная для них, и для этого нужно сохранять и укреплять её традиции.
  2. Способствовать в воспитании ребёнка сделать так,  чтобы в нашем Доме было лучше, чище, теплее, уютнее, чтобы не было ссор и конфликтов. А если это произошло, как их разрешать?
  3. Как себя вести, как жить и как сделать так, чтобы наши Соседи нас тоже уважали?

(Не зря я написала с большой буквы слово «Дом» и «Соседи». Детям понятнее на таких примерах понять, о чём идёт речь!)

Составляющими системы духовно-нравственного  воспитания являются:

  • формирование и развитие социально значимых ценностей и  гражданственности в воспитании и обучении в школе,
  • массовая целенаправленная  работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками.
  • положительная деятельность средств массовой информации.

        Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

  1. Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
  2. Формирование ведущих интегративных качеств личности;
  3. Воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
  4. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
  5. В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

Для работы с детьми в школе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень, проектная деятельность.

Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Работа по духовно-нравственному и патриотическому  воспитанию строится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Здесь предлагается фрагмент воспитательной системы (планов воспитательной работы) в классе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

План воспитательных мероприятий на первое полугодие (1 класс)

Направления деятельности школы

 Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

I «Ученик – патриот и гражданин»

Линейки, посвящённые Дню знаний

Старт проекта «Тетрадка Дружбы»

Акция «Поздравь ветерана- педагога школы»

Акция «Поздравь ветерана»

Акция «Сохраним наш лес»

Фотоконкурс «Лови момент»

Парламентский урок «Моя гражданская инициатива»

Акция «Сохраним наш лес»

Проект «Весело-весело встретим Новый год»

День героя (встречи с ветеранами)

Акция «Поздравь ветерана»

Примерная тематика классных часов:

● Улица, на которой я живу (улица моего Детства)

● «Тетрадка Дружбы» - наш российский проект

● Знакомство с подшефным ветераном педагогического труда Поповой А.А.Поздравление с Днём Знаний

● Мой город Пермь, презентации детей

● Правила участия в фотоконкурсе «Лови момент» (фото памятников-достопримечательностей родного города Перми)

● Празднование Нового года в России

● Встречи с представителями Совета ветеранов Свердловского района (беседы о военном детстве)

● Великая битва под Москвой (презентация), реализация проекта «Сталинградская битва».

● Моя семья. Традиции. Праздники

● Беседа с родителем мальчика из класса – настоятелем церкви в с.Черновском

II «Ученик: его здоровье и безопасность»

Месячник безопасности

Проект «Безопасный интернет для детей»

Экскурсия «Посвящение в пешеходы»

Праздник «Посвящение в пешеходы»

Посещение спектакля «Удивительные приключения на дорогах»

Участие в проекте «Дети в интернете», организованном студентами ПГПНИУ

«Зимние старты»

Экскурсия по городу Перми. Достопримечательности.

Беседа врача «Будь здоров!»

Классные часы по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию:

● Быть здоровым – не только для себя, а для всего общества. Почему?

● Экскурсия по городу Перми. Исторические ценности. Итоги.

● Приглашение в класс художника-иконописца – родителей обучающегося.

III «Ученик и нравственность»

Классный час «Семейные ценности и традиции». «Что я люблю в своей семье?»

Классный час «Я – ученик»

Экскурсия на страусиную ферму «Красавинский мост»

Цикл классных часов по теме «Уроки воспитания»

Участие в краевом конкурсе «Рысёнок»-

Постоянно действующий лекторий в библиотеке №5 «Литературные герои» («Что такое хорошо и что такое плохо», «Традиции народов Прикамья», «Расскажи о себе, своей родословной»)

Классные часы по духовно-нравственному и патриотическому  воспитанию

● Занятие в библиотеке. Беседа о городе Перми, важных объектах –достопримечательностях.

● Правила участия в краевой олимпиаде «Рысёнок»

● Растительный и животный мир Прикамья. Памятники природы.

●Памятники Великой отечественной войны в Перми

IV «Ученик и его интеллектуальные и творческие возможности»

Проведение тестирования в классе на выявление уровня интеллектуального развития.

Проведение мероприятия в библиотеке №5. Рассказы о войне С.П. Алексеева

Мини-проект «Учителями славится Россия»

Праздник «В гостях у Царицы Осени»

Участие в краевых конкурсах «Глагол» - к 125-летию С.М. Маршака, «Рысёнок» - природа Пермского края. Итоги

Письмо Деду Морозу

Символ Нового года.

Празднование календарных дат в моей семье

Классные часы

● Символ Нового года в Пермском крае

● В гостях у царицы Осени. Дары Пермского края.

● Презентации детей «Мои родные и близкие» - участники Великой отечественной войны

● Презентация обучающейся «Письмо с фронта»

● Концерт для вдов – участников Великой Отечественной войны

V «Ученик и его семья»

Правила расположения учебных вещей дома

Консультация для родителей детей, имеющих высокую учебную мотивацию (Игнатьев Григорий, Батуев Александр)

Участие в проекте «День Матери»

Родительское собрание «Итоги учебно-воспитательной деятельности 1 полугодия

Новогодний огонёк «Серпантин»

Благотворительная акция для детей-сирот, организованная коллективом родителей и класса

Классные часы

● Подготовка к конкурсу исследовательских работ. Презентация  Кошкина Евгения «Мой прадед» - участник Великой Отечественной войны

● Беседа в библиотеке М. Лермонтов «Бородино»

● Беседа «Моя мама». Участие детей в конкурсе сочинений.

● Встреча с пермским писателем А. Зелениным. «Мои сказки и загадки»

● Посещение выставки пермского художника С.А. Микулича

План воспитательных мероприятий на второе полугодие (1 класс)

Направления деятельности школы

 Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

I «Ученик – патриот и гражданин»

Беседа «Городу Перми 290 лет»

Акция «Поздравь ветерана»

Акция «Сохраним наш лес»

Фотоконкурс «Лови момент»

Парламентский урок «Моя гражданская инициатива»

Акция «Сохраним наш лес»

Акция «Поздравь ветерана»

Участие в презентации книги пермского детского писателя Эдуарда Матвеева «Лесная биржа» в библиотеке им. Л.Кузьмина

Участие в сетевом районном проекте «290 лет Перми»

Акция «Сохраним наш лес»

Участие в школьном конкурсе чтецов «Цена Победы»

Классные часы

● Что такое «толерантность». Вовлечение детей в проект «Добровольчество»

● Что такое сетевой проект. Подготовка к участию в сетевом проекте, организованном городской проблемной группой «290 лет Перми», сетевой проект Пермского края «Умный ребёнок»

● Подготовка к конкурсу чтецов «Цена Победы»

● Проведение парламентского урока «Моя гражданская инициатива»

● Для чего нужна акция «Сохраним наш лес»? (сбор макулатуры)

II «Ученик: его здоровье и безопасность»

Посещение спектакля «Удивительные приключения на дорогах»

Беседы старшеклассников «Безопасность в Ваших руках»

Апрель – месяц активизации велосипедистов

Правила безопасности в летние каникулы.

III «Ученик и нравственность»

Классный час «Семейные ценности»

Классный час «Я – ученик»

Участие в российских конкурсах «Ёж», «Совёнок» и др.

Итоги интеллектуальных конкурсов. Награждение

Занятие в библиотеке №5 «Пермские писатели»

Классные часы

● Итоги участия в  презентации книги пермского детского писателя Эдуарда Матвеева «Лесная биржа» в библиотеке им. Л.Кузьмина. Чтение книги. Отзывы.

● Реализация программ по внеурочной деятельности  «Маленький пермяк», «Юный исследователь»

IV «Ученик и его интеллектуальные и творческие возможности»

Консультация для родителей и детей, участвующих в школьной конференции исследовательских работ

Участие детей в школьной конференции исследовательских работ (Гутов Степан, Сырвачев Егор)

Участие в Международном конкурсе-игре по русскому языку «Ёж»

Участие детей в районной конференции исследовательских работ

Участие в Международной эвристической олимпиаде «Совёнок»

Классные часы

● Реализация программ внеурочной деятельности «Моя семья», «В мире прекрасного» - беседы по просмотренным спектаклям в пермских театрах

● Итоги работы во Всероссийском проекте «Тетрадка Дружбы» - рисунки и отзывы о прочитанных книгах пермских писателей.

● Занятие в библиотеке №5 «Аркадий Гайдар в Перми»

V «Ученик и его семья»

Родительское собрание «Организация учебно-воспитательной работы во 2 полугодии»

Совместное посещение семьи и класса спектакля в ТЮЗе «Морозко». Обсуждение на классном часе.

Участие в школьном фотоконкурсе «Лови момент»

Проект «Поздравляем мам и бабушек»

Итоги школьного фотоконкурса «Лови момент»

● Реализация программы по внеурочной деятельности  «Маленький пермяк»

●Итоги фотоконкурса «Лови момент», посвящённому празднованию Великой Победы в пермском крае

● Итоги работы программ внеурочной деятельности «Моя семья», «В мире прекрасного» - беседы по просмотренным спектаклям в пермских театрах

● Заключительное занятие в библиотеке №5 «Лидер чтения» по произведениям пермских писателей.

По итогам работы каждого учебного периода проводится диагностика, направленная на выявление уровней познания своей родины, края, местности, в которой ты живёшь. Также проводится анкетирование. Некоторые вопросы анкетирования по изучению Пермского края привожу здесь:

  1. Какие реки Пермского края ты знаешь?
  2. Как связано имя А. Гайдара с нашим городом?
  3. Назови, каких писателей пермского края ты знаешь?
  4. С какими писателями ты встретился в учебном году?
  5. Какая речка протекает на твоей даче?
  6. Какие заповедники Пермского края ты знаешь?
  7. Какие достопримечательности города Перми ты знаешь?
  8. Назови несколько растений и животных Пермского края, занесённых в Красную книгу»
  9. Твой лучший просмотренный спектакль. Чем он тронул твою душу?
  10. Кто из твоих родственников и как проявил себя в годы Великой Отечественной войны?

Руководствуясь принципами основной образовательной программы начального общего образования  в начальной школе подпрограммы «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального  общего образования» в ходе выполнения воспитательной системы и обучения на выходе  обучающиеся должны соответствовать требованиям выпускника:

Портрет выпускника МАОУ «СОШ№10» (начальная школа, выдержки из ООП НОО)

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника - портфолио.

Выпускник начальной школы:

- умеет уважительно относиться к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию;

- имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

- уважительно относиться к традиционным религиям, взглядам и религиям народов других стран;

- умеет сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способен эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительно относиться к родителям, к старшим, заботливо относиться к младшим;

- знает традиции своей семьи и школы, бережно относиться к ним;

- бережно относиться к труду взрослых;

- доброжелательный, обладает основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

    Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Работа по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы как приоритетной. Хочется надеяться, что работа по патриотическому воспитанию, заложенная  на начальном этапе школьного обучения и продолженная в том же ключе на следующих этапах, принесёт определённые плоды. Кто знает, может быть, то, что вкладываем мы, учителя, в детские души, отзовётся добрым отношением с своему Дому, своей Семье, своей Родине!

Литературные источники:

  1. Основная образовательная программа МАОУ «СОШ №10»
  2. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  3. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и ПРО, 2001.
  4. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления/под общей редакции А.Н. Вырщикова. – Волгоград: Издатель, 2002
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.
  6. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...