Духовно-нравственное воспитание школьников
статья на тему
Нравственные поступки, этика и этикет... Не хотелось, чтобы дети позабыли эти слова! Задача учителя, родителей - помочь детям вырасти добрыми!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание гражданина своего Отечества
( первый год обучения ребёнка в школе)
Автор работы учительна чальных классов МАОУ «СОШ №10» г. Перми Бондаренко Аполлинария Александровна
Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый...
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо —
Родиной
Зовётся!..
(Вадим Семернин)
Почему-то последнее время в СМИ, в общении взрослых и детей не слышим уважения к своей Родине, России, своей малой родине… Невольно думаешь, а что можно сделать учителю, как вселить в детские умы мысли о том, что надо ценить и любить свою Родину? А цитаты из низкопробных фильмов «За что мне её любить эту….»! Просто возмутительно! Где, как не в школе родители и их дети слышат что-то уважительное о стране, крае, в котором ты живёшь! И для меня, воспитанной в духе уважения к своей Стране, это не просто слова! Ведь это наш дом! Почему о своей квартире, жилище мы говорим с теплом, а о Большом доме, о Родине как-то люди скупятся на хорошие слова! Планируя свою работу в классе по воспитанию, во главу угла ставлю эту проблему на первом родительском собрании в первом классе. Эта работа должна соответствовать требованиям ФГОС начального общего образования.
Ведь уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма, нравственных устоев является актуальной задачей в настоящее время.
Какие цели ставлю я, как учитель для полноценной работы по этому направлению?
- Вселить в души малышей мысль о том, что наша страна родная для них, и для этого нужно сохранять и укреплять её традиции.
- Способствовать в воспитании ребёнка сделать так, чтобы в нашем Доме было лучше, чище, теплее, уютнее, чтобы не было ссор и конфликтов. А если это произошло, как их разрешать?
- Как себя вести, как жить и как сделать так, чтобы наши Соседи нас тоже уважали?
(Не зря я написала с большой буквы слово «Дом» и «Соседи». Детям понятнее на таких примерах понять, о чём идёт речь!)
Составляющими системы духовно-нравственного воспитания являются:
- формирование и развитие социально значимых ценностей и гражданственности в воспитании и обучении в школе,
- массовая целенаправленная работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками.
- положительная деятельность средств массовой информации.
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:
- Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
- Формирование ведущих интегративных качеств личности;
- Воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
- Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
- В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.
Для работы с детьми в школе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень, проектная деятельность.
Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
Работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию строится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Здесь предлагается фрагмент воспитательной системы (планов воспитательной работы) в классе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
План воспитательных мероприятий на первое полугодие (1 класс)
Направления деятельности школы | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
I «Ученик – патриот и гражданин» | Линейки, посвящённые Дню знаний Старт проекта «Тетрадка Дружбы» Акция «Поздравь ветерана- педагога школы» | Акция «Поздравь ветерана» Акция «Сохраним наш лес» Фотоконкурс «Лови момент» Парламентский урок «Моя гражданская инициатива» | Акция «Сохраним наш лес» | Проект «Весело-весело встретим Новый год» День героя (встречи с ветеранами) Акция «Поздравь ветерана» |
Примерная тематика классных часов: ● Улица, на которой я живу (улица моего Детства) ● «Тетрадка Дружбы» - наш российский проект ● Знакомство с подшефным ветераном педагогического труда Поповой А.А.Поздравление с Днём Знаний ● Мой город Пермь, презентации детей ● Правила участия в фотоконкурсе «Лови момент» (фото памятников-достопримечательностей родного города Перми) ● Празднование Нового года в России ● Встречи с представителями Совета ветеранов Свердловского района (беседы о военном детстве) ● Великая битва под Москвой (презентация), реализация проекта «Сталинградская битва». ● Моя семья. Традиции. Праздники ● Беседа с родителем мальчика из класса – настоятелем церкви в с.Черновском | ||||
II «Ученик: его здоровье и безопасность» | Месячник безопасности Проект «Безопасный интернет для детей» Экскурсия «Посвящение в пешеходы» Праздник «Посвящение в пешеходы» | Посещение спектакля «Удивительные приключения на дорогах» | Участие в проекте «Дети в интернете», организованном студентами ПГПНИУ | «Зимние старты» Экскурсия по городу Перми. Достопримечательности. Беседа врача «Будь здоров!» |
Классные часы по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию: ● Быть здоровым – не только для себя, а для всего общества. Почему? ● Экскурсия по городу Перми. Исторические ценности. Итоги. ● Приглашение в класс художника-иконописца – родителей обучающегося. | ||||
III «Ученик и нравственность» | Классный час «Семейные ценности и традиции». «Что я люблю в своей семье?» | Классный час «Я – ученик» Экскурсия на страусиную ферму «Красавинский мост» | Цикл классных часов по теме «Уроки воспитания» Участие в краевом конкурсе «Рысёнок»- | Постоянно действующий лекторий в библиотеке №5 «Литературные герои» («Что такое хорошо и что такое плохо», «Традиции народов Прикамья», «Расскажи о себе, своей родословной») |
Классные часы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию ● Занятие в библиотеке. Беседа о городе Перми, важных объектах –достопримечательностях. ● Правила участия в краевой олимпиаде «Рысёнок» ● Растительный и животный мир Прикамья. Памятники природы. ●Памятники Великой отечественной войны в Перми | ||||
IV «Ученик и его интеллектуальные и творческие возможности» | Проведение тестирования в классе на выявление уровня интеллектуального развития. Проведение мероприятия в библиотеке №5. Рассказы о войне С.П. Алексеева | Мини-проект «Учителями славится Россия» Праздник «В гостях у Царицы Осени» | Участие в краевых конкурсах «Глагол» - к 125-летию С.М. Маршака, «Рысёнок» - природа Пермского края. Итоги | Письмо Деду Морозу Символ Нового года. Празднование календарных дат в моей семье |
Классные часы ● Символ Нового года в Пермском крае ● В гостях у царицы Осени. Дары Пермского края. ● Презентации детей «Мои родные и близкие» - участники Великой отечественной войны ● Презентация обучающейся «Письмо с фронта» ● Концерт для вдов – участников Великой Отечественной войны | ||||
V «Ученик и его семья» | Правила расположения учебных вещей дома | Консультация для родителей детей, имеющих высокую учебную мотивацию (Игнатьев Григорий, Батуев Александр) | Участие в проекте «День Матери» | Родительское собрание «Итоги учебно-воспитательной деятельности 1 полугодия Новогодний огонёк «Серпантин» Благотворительная акция для детей-сирот, организованная коллективом родителей и класса |
Классные часы ● Подготовка к конкурсу исследовательских работ. Презентация Кошкина Евгения «Мой прадед» - участник Великой Отечественной войны ● Беседа в библиотеке М. Лермонтов «Бородино» ● Беседа «Моя мама». Участие детей в конкурсе сочинений. ● Встреча с пермским писателем А. Зелениным. «Мои сказки и загадки» ● Посещение выставки пермского художника С.А. Микулича |
План воспитательных мероприятий на второе полугодие (1 класс)
Направления деятельности школы | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
I «Ученик – патриот и гражданин» | Беседа «Городу Перми 290 лет» | Акция «Поздравь ветерана» Акция «Сохраним наш лес» Фотоконкурс «Лови момент» Парламентский урок «Моя гражданская инициатива» | Акция «Сохраним наш лес» Акция «Поздравь ветерана» | Участие в презентации книги пермского детского писателя Эдуарда Матвеева «Лесная биржа» в библиотеке им. Л.Кузьмина Участие в сетевом районном проекте «290 лет Перми» | Акция «Сохраним наш лес» Участие в школьном конкурсе чтецов «Цена Победы» |
Классные часы ● Что такое «толерантность». Вовлечение детей в проект «Добровольчество» ● Что такое сетевой проект. Подготовка к участию в сетевом проекте, организованном городской проблемной группой «290 лет Перми», сетевой проект Пермского края «Умный ребёнок» ● Подготовка к конкурсу чтецов «Цена Победы» ● Проведение парламентского урока «Моя гражданская инициатива» ● Для чего нужна акция «Сохраним наш лес»? (сбор макулатуры) | |||||
II «Ученик: его здоровье и безопасность» | Посещение спектакля «Удивительные приключения на дорогах» | Беседы старшеклассников «Безопасность в Ваших руках» | Апрель – месяц активизации велосипедистов | Правила безопасности в летние каникулы. | |
III «Ученик и нравственность» | Классный час «Семейные ценности» | Классный час «Я – ученик» | Участие в российских конкурсах «Ёж», «Совёнок» и др. | Итоги интеллектуальных конкурсов. Награждение | Занятие в библиотеке №5 «Пермские писатели» |
Классные часы ● Итоги участия в презентации книги пермского детского писателя Эдуарда Матвеева «Лесная биржа» в библиотеке им. Л.Кузьмина. Чтение книги. Отзывы. ● Реализация программ по внеурочной деятельности «Маленький пермяк», «Юный исследователь» | |||||
IV «Ученик и его интеллектуальные и творческие возможности» | Консультация для родителей и детей, участвующих в школьной конференции исследовательских работ | Участие детей в школьной конференции исследовательских работ (Гутов Степан, Сырвачев Егор) Участие в Международном конкурсе-игре по русскому языку «Ёж» | Участие детей в районной конференции исследовательских работ | Участие в Международной эвристической олимпиаде «Совёнок» | |
Классные часы ● Реализация программ внеурочной деятельности «Моя семья», «В мире прекрасного» - беседы по просмотренным спектаклям в пермских театрах ● Итоги работы во Всероссийском проекте «Тетрадка Дружбы» - рисунки и отзывы о прочитанных книгах пермских писателей. ● Занятие в библиотеке №5 «Аркадий Гайдар в Перми» | |||||
V «Ученик и его семья» | Родительское собрание «Организация учебно-воспитательной работы во 2 полугодии» Совместное посещение семьи и класса спектакля в ТЮЗе «Морозко». Обсуждение на классном часе. | Участие в школьном фотоконкурсе «Лови момент» | Проект «Поздравляем мам и бабушек» | Итоги школьного фотоконкурса «Лови момент» | |
● Реализация программы по внеурочной деятельности «Маленький пермяк» ●Итоги фотоконкурса «Лови момент», посвящённому празднованию Великой Победы в пермском крае ● Итоги работы программ внеурочной деятельности «Моя семья», «В мире прекрасного» - беседы по просмотренным спектаклям в пермских театрах ● Заключительное занятие в библиотеке №5 «Лидер чтения» по произведениям пермских писателей. |
По итогам работы каждого учебного периода проводится диагностика, направленная на выявление уровней познания своей родины, края, местности, в которой ты живёшь. Также проводится анкетирование. Некоторые вопросы анкетирования по изучению Пермского края привожу здесь:
- Какие реки Пермского края ты знаешь?
- Как связано имя А. Гайдара с нашим городом?
- Назови, каких писателей пермского края ты знаешь?
- С какими писателями ты встретился в учебном году?
- Какая речка протекает на твоей даче?
- Какие заповедники Пермского края ты знаешь?
- Какие достопримечательности города Перми ты знаешь?
- Назови несколько растений и животных Пермского края, занесённых в Красную книгу»
- Твой лучший просмотренный спектакль. Чем он тронул твою душу?
- Кто из твоих родственников и как проявил себя в годы Великой Отечественной войны?
Руководствуясь принципами основной образовательной программы начального общего образования в начальной школе подпрограммы «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования» в ходе выполнения воспитательной системы и обучения на выходе обучающиеся должны соответствовать требованиям выпускника:
Портрет выпускника МАОУ «СОШ№10» (начальная школа, выдержки из ООП НОО)
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника - портфолио.
Выпускник начальной школы:
- умеет уважительно относиться к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию;
- имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- уважительно относиться к традиционным религиям, взглядам и религиям народов других стран;
- умеет сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способен эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительно относиться к родителям, к старшим, заботливо относиться к младшим;
- знает традиции своей семьи и школы, бережно относиться к ним;
- бережно относиться к труду взрослых;
- доброжелательный, обладает основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Работа по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы как приоритетной. Хочется надеяться, что работа по патриотическому воспитанию, заложенная на начальном этапе школьного обучения и продолженная в том же ключе на следующих этапах, принесёт определённые плоды. Кто знает, может быть, то, что вкладываем мы, учителя, в детские души, отзовётся добрым отношением с своему Дому, своей Семье, своей Родине!
Литературные источники:
- Основная образовательная программа МАОУ «СОШ №10»
- Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
- Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и ПРО, 2001.
- Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления/под общей редакции А.Н. Вырщикова. – Волгоград: Издатель, 2002
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.
- Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Доклад на районном семинаре учителей начальных классов/...
Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника
Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Планирование воспитательной работы с учащимися класса....
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...
«Ключевая фигура учителя в формировании и воспитании духовно- нравственной культуры младшего школьника в условиях преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
Выступление на Августовском совещании учителей начальных классов...
Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»
I. Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников...