КОЗ
консультация на тему

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством компетентностно-ориентированных заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koz.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством компетентностно - ориентированных заданий.

                                                                             Голикова Светлана Анатольевна

                                                                     учитель начальных классов

Нижневартовск, 2014год

Содержание.

  1. Введение.
  2. Основная часть
  3. Заключение.
  4. Список использованных источников.
  5. Приложения.

Введение.

Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать в начальной  школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету.

Компетенция проявляется в новой деятельности, при переносе знаний в новую ситуацию, в нестандартной ситуации. Значит, если целью образования является компетенция, то универсальными способами деятельности будут компетентности, т.е. овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Поэтому образовательная деятельность должна быть построена как система неких учебных ситуаций, заданий, направленных на реализацию определенных видов учебной деятельности, таких, как: готовность осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда.

Путем создания специальных заданий, в которых наиболее полно возможно использовать потенциал обучающихся, и наряду с этим – формирование умений, знаний, навыков, отношения и приобретения опыта. А значит, первая задача учителя – включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования компетентностно - ориентированных заданий (КОЗ). Как раз формирование ключевых компетенций у обучающихся предполагает использование компетентностно - ориентированных заданий.

Вместе с тем таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление же компетентностно - ориентированных заданий достаточно трудоемко.

Таким образом, имеем противоречие между необходимостью обучения решению компетентностно - ориентированных заданий учащихся и неразработанностью методики их использования в процессе обучения. Разрешение противоречия определяет актуальность данной работы.

Каким в идеале должен быть ученик начальной школы? Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться....

Что же такое компетенция и компетентностно - ориентированное задание?

Компетенция - это системное образование в личности младшего школьника, которое включает в себя следующие компоненты:

  • когнитивный (знаниевый)- теоретические знания академической области;
  • деятельностный - практическое применение знаний в конкретной ситуации
  •  ценностно - смысловой  - оценивание, отношение, эмоции, воля

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий

                                                                                              (В.А. Болотов)

Отличительные характеристики КОЗ от традиционных задач.

Таким образом, выделяют следующие отличительные характеристики компетентностно - ориентированных заданий от традиционных задач:

  • значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
  • условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи;
  • информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;
  • указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;
  • по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;
  • наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;
  • наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.

Структура КОЗ:

Элемент структуры

Требования

Компетенция

на какой аспект компетенции направлено КОЗ

Стимул

погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение

Задачная формулировка

указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания 

Источник информации

содержит необходимый материал для успешного выполнения задания

Бланк выполнения задания (если необходим)

 

Инструмент проверки

Критерии оценки, модельный ответ…

1. Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение (функции: мотивирует учащегося на выполнения задания; моделирует практическую, жизненную и др. ситуации; может нести функцию источника информации при необходимости). Должен быть кратким (не более трех предложений), и не отвлекать учащегося от содержания задания.

2. Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания (должна указывать ученику на ту деятельность, которую он должен совершить; должна содержать требование к способу предоставления результатов работы; должна быть интересной для учащихся; должна соответствовать возрасту учащихся; должна соотноситься с инструментом проверки).

3. Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания (должны содержать информацию, необходимую для успешного выполнения задания; должны быть достаточными для выполнения заданной деятельности; на одном источнике желательно основывать несколько заданий; источник должен быть интересным для учащегося; должны учитываться возрастные особенности учащихся).

4. Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке.

5.Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.

В связи с этим выделяют следующие требования к КОЗ:

  • задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к

  самостоятельному пополнению знания. В таком задании предлагается

создать или исследовать новую для учащихся информацию на основе имеющихся знаний.

  • задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес.

  • задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом.

  • задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем, самоорганизации, а также навыков использования ИКТ).

Выделяют:

А) Уровни построения компетентностно – ориентированных заданий.

1. Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности.

2. Необходимость применения знаний и способов деятельности в    субъективно новой для учащегося ситуации.

   3. Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа,

          синтеза, моделирования, оценки.

 4. Действия в творческой ситуации.

Б) Типы компетентностно – ориентированных заданий.

  • задания, в которых имеются лишние данные;
  • задания с противоречивыми данными;
  • задания, в которых данных недостаточно для решения;
  • многовариантные задания (имеют несколько вариантов решения);
  • комплексные задания и др.

Основными принципами оценивания ключевых компетенций являются:

1. Важность – оценивание только самых важных ожидаемых результатов;

2. Объективность – оценка объективна только тогда, когда основана на   конкретных критериях;

3. Открытость – ученики изначально знают, что будет оцениваться и по каким критериям;

 4. Простота – формы оценивания должны быть просты и удобны в применении.

Требования к оцениванию ключевых компетенций обучающихся:

  • требования к оценке доведены до каждого учащегося;
  • задания должны проверять достиг ли учащийся ожидаемого результата;
  • соответствовать заявленным целям и ожидаемым результатам.

Рекомендации по проектированию КОЗ в начальной школе.

При разработке компетентностно - ориентированных заданий необходимо:

1.Первоначально определиться с компетенцией или     компетенциями   формируемыми на данном занятии,

     2. Прописать планируемый результат с позиции компетенций,

     3. Продумать на каком содержании предложить задания,

    4.Выбрать или сформулировать компетентностно - ориентированное задание, нацеленное на формирование и оценивание той или иной компетенции.

     5. Выбрать на каком этапе урока целесообразно включить данное задание,  

    6.Продумать формы работы учащихся на уроке способствующие формированию той или иной компетенции.

7. Задания должны создавать условия для демонстрации компетенций, их проявлении в деятельности;

   8. Давать возможность объективной оценки, независимой от частного     мнения или суждения;

     9. Быть комплексными, предоставлять возможность оценивать группы

         компетенций и др.

       

Заключение

Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.

Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют  формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Учителя используют компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаётся поисковым методам обучения, осуществляется оценивание образовательных достижений (технология портфолио).  Содержание учебных предметов предоставляют возможности формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых  невозможно получить результат.

С первого класса учителя   включают в свои уроки  задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.

Таким образом, при использовании компетентностно – ориентированных заданий формируют следующие ключевые компетентности обучающихся

начальной школы:

  1. Учебно-познавательная компетенция (совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идет о самообучении. Под учебно-познавательной компетенцией понимаем способность учащегося приобретать новые знания для решения учебных задач на основе использования методов познания конкретных предметов).
  2. Информационная компетенция (обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией при помощи реальных объектов (телевизор, принтер, магнитофон, компьютер, книга, журнал и др.) и информационных технологий (аудио-видео запись, электронная почта, СМИ, Интернет и др.). Формируются умения самостоятельно искать, анализировать и обирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать её).
  3. Коммуникативная компетенция (подразумевает владение учеником средствами коммуникации: владение устной (монолог, диалог, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление и др.;

     письменной (чтение, создание различного рода текстов, владение   стилевыми приемами оформления текста, умение работы с текстом и др.); продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

Использование компетентностно-ориентированных заданий результативно в том случае, если на уроке в целом осуществляется компетентностный подход к уроку.

Мы учим не для школы, а для жизни.

Не просто дать знания, а научить учиться  –    вот наша задача.

Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи, а это и есть компетентностно-ориентированные задания.

Список использованных источников

  1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.bestreferat.ru/referat-78164.html.
  2. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать Компетентностныйподход  на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2007. -132 с.
  3. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО// Интернет–журнал «Эйдос».—2002. — 23 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423–1.htm Новая образовательная инициатива «Наша новая школа»
  4.  Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Ростов н/Д: Учитель,2007 -208с.

Приложение 1

Телекоммуникационный обучающий проект-конкурс для учителей, аспирантов, магистрантов, студентов педагогических вузов «Урок в условиях ФГОС»

Компетентностно - ориентированное задание

для начальной школы

Голикова Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №43»

Г. Нижневартовска

Нижневартовск – 2013

Компетентностно – ориентированное задание

Тип: классическое КОЗ

Компетенция: информационная, учебно-познавательная

Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач.

Стимул: Радуют сердце яркие краски осенней земли, солнце так и манит, так и зовет на прогулку. Вот сегодня мы и совершим познавательную  прогулку в королевство Грамматики, где правит королева Морфология и каждая часть речи живет в своей стране.

Задачная формулировка: разбить глаголы на две группы по типу спряжения. Проспрягать  глаголы. Выполнить задание по определению типа склонения. Составить в начале урока план- опору.

Источник информации:

  • Русский язык. Учебник для 4 класса. М.Н. Каленчук, Н.А. Чуракова.
  • Опорная схема  «1 и 2 спряжение».

Алгоритм:

1. Время.
2. Лицо.
3. Число.
4. Окончание.

Бланк для выполнения задания

СЛОВА:  С…дишь, св…тлеешь, кр…чишь, вл…заешь, зам…чаешь, ч…рнеешь  .

-Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце).

- Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь,  чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь).

- Ребята, отгадайте загадку (она записана на доске, читаем все вместе, хором):

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим,

Просто мы его вдыхаем,

Он ведь нам необходим! (воздух)

Выпишите в тетрадь глаголы из 1 и 2 строчки. Сравните их по плану:

1. Время.
2. Лицо.
3. Число.
4. Окончание.

(Производится проверка с места: глагол замечаем – настоящего времени, 1 лица, множественного числа, окончание – ем. Глагол говорим – настоящего времени, 1 лица, множественного числа, окончание – им.)

1 лицо, мн.число, наст вр.

1 лицо, мн.число, наст. вр.

- Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Почему? Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы, в зависимости от того, как они спрягаются. Какие это группы, как они называются? Хотите узнать? Тогда за работу?  Давайте понаблюдаем над некоторыми другими глаголами.  

Ребята 1 варианта – подберите синоним к слову «существовать» (глагол жить).
Ребята 2 варианта – подберите антоним к слову «
молчать» (глагол говорить).

- Выполните упражнение на определение спряжения. Ответ обоснуйте.

- Проспрягайте эти глаголы в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски).

- Что необычного вы заметили в написании личных окончаний этих глаголов? (Личные окончания глаголов первого столбика имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ут. Личные окончания глаголов второго столбика имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ят).

Инструмент проверки:

 (модельный ответ и критерии оценки выполненного задания)

Я          живу                        говорю
Ты       живёшь                    говоришь
Он       живёт                       говорит
Мы      живём                      говорим
Вы       живёте                     говорите
Они     живут                      говорят

Определены правильно выполнено спряжение глаголов– по 1 баллу  за слово ( 12 баллов)

Неверно выполнено спряжение глаголов  - 0 баллов

Правильно выделены окончания глаголов – по 1 баллу за слово (12 баллов)

Неправильно выделены окончания глаголов  – 0 баллов

Правильно выполнено задание спряжение глаголов и выделение окончания , ответ обоснован – по 2 балла за каждый обоснованный ответ ( 6 баллов)

Ответ не обоснован – 1 балл за слово

Максимально е количество баллов – 31 балл

  • неудовлетворительно до 13 баллов;
  • удовлетворительно от  14 до 24 баллов;
  • хорошо от 25 до 30 баллов;
  • отлично –31 балл.

На данном уроке учитываются уровни таксономии Блума

Тема урока

Уровень

Пример постановки цели

Предмет:

русский язык

Тема: «Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания.»

Знание

Ученики в конце урока могут сформулировать как  определить спряжение глаголов.

Понимание

Ученики в конце урока могут объяснить, как определить спряжение по совокупности признаков.

Применение

Ученики в конце урока могут привести примеры глаголов разных типов спряжения.

Анализ

Ученики в конце урока могут выделять глаголы разных спряжений.

Оценка

Ученики в конце урока выполнят работу с самопроверкой.

Творчество

Ученики в конце урока составляют опорную памятку и план.

СамоанализПредмет: русский язык.

Класс: 4. (УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема урока: «Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания.»

Контекст включения КОЗ в урок:

КОЗ проводится на этапе изучения и систематизации знаний о типах спряжения глаголов

КОЗ направлено на оценку информационной и учебно-познавательной компетенций.

Аспекты: информационная компетенция – поиск информации

                  учебно-познавательная компетенция – самоконтроль, самооценка

Приложение 2

Задание.  Вова наблюдал за жизнью муравьев. Помоги ему ответить на вопросы, которые у него появились.

А) Два муравья выбежали из муравейника в противоположных направлениях. Через некоторое время расстояние между ними было 14 дм. На каком расстоянии от муравейника в это время находился первый муравей, если второй отбежал от муравейника на 8 дм?

                                                                   

                                     дм                                 дм

                                                        дм

 

Б) Первый муравей принёс в муравейник 12 травинок. Это на 5 травинок больше, чем принёс второй. Сколько травинок принёс второй муравей?

Анализ задания:

  1. задание комплексное, т.к. состоит из двух простых задач, их решение - это многооперационная деятельность
  2. задание продуктивное, т.к. наличие сюжет создаёт новую ситуацию для учащихся
  3. Предметные компетенции:

а) развитие умений решать текстовые задачи;

б) усвоение приёма вычитания из чисел с переходом через разряд в пределах 20;

в) вычисления с именованными числами;

г) работа со вспомогательной моделью (схематический чертёж) текстовой задачи.

  1. межпредметная компетентность - связь сюжета задач с предметной областью «Окружающий мир»
  2. Ключевые компетентности:

а) интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска решения);

б) коммуникативная (анализ условий задач в устной форме; обоснование своего мнения);

в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения).

Приложение 3

Пример «открытого» задания. Начерти прямую линию. Поставь на ней точку А. Отложи на этой прямой отрезок АБ длиной 4 см и отрезок АК длиной 7 см. Найди длину отрезка БК. Подсказка: ответов больше, чем один.

Продуктивные задания.

1. Преврати, если возможно, записи Юли в верные равенства и неравенства.

           1* <  *6                  14 > *                     1* < *

          12 < **                    1* = *3                     *0 =  **

2. Продолжи ряд чисел:  410, 515, 620. Подсказка: решений больше, чем одно.

3. Попытайся решить уравнение. 

    37 - х = 50

Если уравнение не имеет решений, постарайся выполнить такое преобразование, чтобы его можно было решить. Постарайся найти больше одного варианта преобразований.

Коммуникативная компетентность в большей мере формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но  представлена в учебниках  всех дисциплин начальной школы и достаточно широко. Она формируется по разному:

- Назови …, расскажи, объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова) и т. д. начиная с первого класса у младших школьников формируются задатки компетентности, которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания:

- Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других ребят.

Приложение 4

Задание на развитие оценочных умений. Ученикам выдаётся 3 листа с верно и неверно решенными математическими выражениями. В равенствах специально сделано пять ошибок, часто встречающихся у младших школьников. Например, для первоклассников могут быть такие ошибки: на «единицу», на замену знака действия, на замену действия вычитания действием сложения при вычитании «второй» части вычитаемого в случаях вычитания с переходом через разряд. К каждому листу последовательно даются следующие инструкции:

1 лист:

-Найди и исправь ошибки.

2 лист:

-В решенных выражениях допущено 5 ошибок, найди и исправь их.

3 лист:

-В решенных выражениях допущено 10 ошибок. Найди и исправь их.

В данном задании проявляется формирование контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок, а также в выявлении нарушения инструкции и ее переоценке.