Доклад. Развитие речи учащихся.
учебно-методический материал на тему

 В данном выступлении основное внимание уделяется развитию речи  учащихся в условиях реализации ФГОС. Дано много практического материала для учителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1

Методическое объединение учителей начальных классов

Тема выступления по самообразованию:

«Развитие речи  учащихся в условиях реализации ФГОС»

Выполнила:

Червона Элла Николаевна

Учитель начальных классов

МАОУ ДСОШ №1

г. Домодедово

24 марта 2015 года

Слайд  

Из всех…знаний и умений самым  

                                                                                важным, самым необходимым

                                             для жизненной деятельности является,

                                                 конечно, умение ясно, понятно,

                                                   красиво говорить на своём языке.

                                                                                                                                 В.И. Чернышёв

Слайд

          Актуальность выбора темы диктуется потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи.   Современный период развития методики характеризуется обостренным интересом к языку, как средству приобщения к национальной культуре. В данном выступлении основное внимание уделяется развитию речи  учащихся в условиях реализации ФГОС.  

        С давних времен не ослабевает интерес к проблемам развития, совершенствования и обогащения речи обучающихся. Большой вклад в ее разработку внесли известные русские ученые-лингвисты разных поколений: В.Я. Стоюнин, В.В. Голубков, Ф.И. Буслаев, К.Б. Бархин, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, М.Р. Львов и другие.

Слайд. В рамках внедрения ФГОС входит в обиход понятие «компетенция».

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

В федеральном стандарте для начальной школы говорится о лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенциях.

  Слайд. В нашей школе обучение по УМК «Планета знаний» ведется с 2006 г.          

       Изучив все учебно-методические материалы по разделу «Развитие речи», пришли  к выводу, что УМК, соответствуюет основной типовой программе обучения детей младшего школьного возраста, имеет ряд особенностей, позволяющих достигнуть больших результатов в развитии речи учащихся.

  Слайд. Среди отличительных признаков работы группы авторов можно отметить системность в подаче материала, разнообразие методов и приемов работы с детьми, ориентацию на их творческие способности, строгую классификацию материала по разделам: «Правописание», «Как устроен наш язык», «Развитие речи», отбор в последний раздел наиболее интересных текстов, способных дать простор воображению, вызывающих желание создавать новые тексты.

В отобранных текстах много полезной и любопытной информации: они знакомят учащихся с литературными жанрами, способами и средствами выражения авторской мысли.  Упражнения составлены таким образом, что ребенок не получает готовых ответов и вынужден самостоятельно искать решение. При этом он может всегда найти подсказку в предыдущих уроках.

Слайд. Подбор текстов, разнообразие заданий, неожиданность вопросов, отсутствие готовых ответов делают уроки по развитию речи интересными не только для учащихся, но и для учителей, заставляют их работать творчески.

Слайд. Речевое развитие учащихся не должно ограничиваться уроками, предложенными УМК. Поэтому в  ходе различных мероприятий (круглый стол, интерактивная игра, методические дни) учителя  систематизировали  материалы и создали  банк методических рекомендаций по развитию речи младших школьников.  

Слайд. Система развития речи учащихся  включает организацию речевых ситуаций, речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи. Данная программа реализуется на уроках развития речи один раз в 2 недели за счет резервных часов, внеурочных занятиях, внеклассных мероприятиях. В основу тематического планирования программы положены следующие темы:

  • Речь.
  • Слово.
  • Предложение и словосочетание.
  • Текст. Культура общения.

-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование  произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общения.

-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.

Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив в любую тему.

Слайд. Цель программы:

Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции

Программа направлена на личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса.

Слайд. В процессе обучения  используются следующие педагогические технологии:

  • личностно - ориентированные,
  • здоровьесберегающие,
  • развивающие,
  • информационно-коммуникационные,
  • игровые.
  • Кроме того при работе по развитию речи можно использовать технологию педагогических мастерских, технологию развития критического мышления, социоигровые технологии.

          К сожалению, в силу разных причин, в первый класс с каждым годом приходит все больше детей, имеющих дефекты в произношении звуков, скудный запас слов, детей, которые не могут построить несложное повествовательное предложение.  В первом классе  мы проводим  диагностику владения устной речью. 

     

В первом классе учителя уделяют особое внимание   следующим приёмам работы:

  • дыхательная гимнастика,
  • артикуляционная гимнастика,
  • развитие и совершенствование пальцевой моторики у ребёнка, так как необходимость развития моторики рук у детей, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. На основе проведённых опытов и обследований большого количества детей была выявлена  следующая закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.
  • работа над скороговорками, пословицами, чистоговорками.

Разработаны памятки:

Памятка по речевому дыханию

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения, по развитию моторики рук.

         Существует несколько условий развития речи. Это и наличие хорошей речевой среды для учащихся, и обеспечение освоения школьниками достаточного лексического запаса, и создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся.

         Чтобы вовлечь детей в общение, диалог, заинтересовать их, на занятиях используем различные игровые ситуации, инсценировки, игры – драматизации.  Начать работу над развитием речи сразу с инсценирования невозможно. Этому предшествует работа над словом, словосочетанием, фразой, текстом, которой особое внимание уделяется на занятиях во 2 классе. Среди разнообразных упражнений, направленных на развитие речи учащихся, особое место отводится  работе с синонимами, антонимамифразеологизмами.  Мы проводим такой вид работы, как  исследование слова.

          Инсценирование стихов, песен-сказок, рассказов составляют основу занятий учащихся 3-их классов. В качестве подготовки к инсценированию используются малые формы драматизации.  Используется серия игровых заданий, способствующих формированию образного видения сюжета и персонажей произведения, которое готовится к инсценировке. В процессе инсценирования сказок дети знакомятся с новыми словами, терминами и оборотами речи, обогащают свой словарный запас.

         На этом этапе работы школьники повторяют сюжеты знакомых сказок, учатся составлять развернутое высказывание, рассуждать, доказывать свой выбор. На следующем этапе работы переходим к овладению элементарной техникой внешнего воплощения образа.

Детям предлагаются задания:

«Если бы я был актером»,

«Если бы я был режиссером»,

«Передай образ голосом»,

«Изобрази»: веселых клоунов; новую куклу; печального слоненка, потерявшего маму; уставшего медведя, который несет Машу в корзинке.

Использование подобных театрализованных игр способствует развитию у детей творческих способностей, способствует формированию полноценной речевой деятельности, ее коммуникативной направленности, расширению кругозора. Учитель и ученик выступают в учебной деятельности как равноценные партнеры.        

         

          Другой путь развития речи младших школьников – обучение   созданию «сказочного» текста.

При обучении созданию «сказочного» текста предлагаются следующие задания:

  1. Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.
  2. Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.
  3. Выворачивание сказки наизнанку. Школьникам предлагается составить и рассказать сказку, используя сказочные слова и выражения о волке, который встретил Красную Шапочку.
  4. Сказочные ситуации – для создания текстов сказочного содержания.
  5. Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.

       

На занятиях по развитию речи используем комплексные методы, соединяющие разные виды деятельности – рисование, речь, игру. Приведу пример нескольких методов, иллюстрирующих взаимосвязь разных видов деятельности.

  1. Метод коллективного сочинения сказки с изображением происходящего. (Игра–рисование,  сопровождающаяся рассказом).

Предлагаем еще несколько нестандартных видов работы со сказкой, которые помогут в работе над связной речью и будут легко усваиваться детьми. Именно сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства.

  1. Расскажи сказку в готовой пространственной модели.
  2. Определи название сказки по модели.
  3. Решение сказочных задач.

-       Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

-       Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?

         Приобретенные  навыки совершенствуются к 4 классу. И работа проводится на более высоком уровне, задания усложняются. Из инновационных форм работы по развитию речи учащихся предлагаем обратить внимание на возможность включения в речевой опыт школьника роли интервьюера. Включение роли интервьюера в речевую деятельность школьников очень эффективно.

        Очень интересной представляется работа по обучению учащихся использованию такого жанра, как запись в личный дневник.  Личный дневник является прекрасным упражнением в изложении мыслей.

       Для формирования культуры мышления и речи целесообразно  проводить речевые упражнения исследовательского характера.

1)     «Посмотри на мир чужими глазами».

Учащимся дается неоконченный рассказ.

Предлагается  продолжить  и закончить рассказ несколькими способами в разных ситуациях. Это учит  детей смотреть на одни и  те же явления и события с разных точек зрения.

2)     Игра «Сколько значений у слова»

Детям предлагается слово (предмет), дается задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного и реального использования слова в речи, предмета в быту и т.д. Поощряются самые неожиданные и оригинальные версии. В ходе выполнения таких заданий активизируются  и развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, умение концентрировать мысли на одном предмете (слове).

3)    Игру «Наблюдение» можно  использовать  перед уроком развития речи «Описание по наблюдениям». Знания, полученные в ходе наблюдения, использовать в сочинениях или устных высказываниях.

4)    Задание «Наблюдаем настроение». Особую значимость для развития психосоциальной сферы имеют наблюдения, направленные на исследование настроений, чувств, эмоций, мотивов поведения людей или литературных героев.

5)    Игра «Карусель». Предлагаем детям мысленно «сесть» на карусель: они встают в круг и берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог или ребенок держит над головой. Человеку под обручем дается название, например, лес, яблоко, вода. Каждый из играющих называет признак или действие этого предмета. Такая игра создает ощущение быстрой смены событий, помогает «исследовать» все признаки или действия предмета.

6)    Задание на выражение гипотез.

- При каких условиях данное слово (предмет) может быть полезным?

- «Найдите возможную причину события»;

- Что бы произошло, если бы…?

7)     Задание «Дай определение понятию».

- Составь описательные определения;

- Дай логическое определение;

- Дай характеристику герою, слову и т.д.;

- Разъясни посредством примера;

- Сравни и опиши;

- Найди различия в тексте, в предложениях;

- Ограничь или обобщи понятия, сократи текст;

- Загадай – ответь и др.;

Для составления письменного текста используются следующие задания.

- составление текста (устного или письменного) по опорным словам, словосочетаниям;

- составление рассказа (или предложений) по иллюстрации, картине, серии картинок;

- продолжение текста по данному началу и концу, по данному предложению;

- составление рассказов об увиденном, услышанном, по личным наблюдениям и впечатлениям;

8.     Составь как можно больше предложений из данных слов.

9.     Расскажи другими словами.

ПРИМЕР: Муха села на варенье. (летающее насекомое с прозрачными крылышками и хоботком спикировало на вещество, сваренное из ягод и сахара).

10.     Сочини рассказ по схеме.

- факт – причины – повод – сопутствующие события – аналоги и сравнения – последствия.

11.     Игра «Ассоциации»

Дано слово. С чем оно ассоциируется в твоем воображении? Запиши по порядку. Из записанных слов сформулируй и запиши предложения.

12.     «Назови аналоги  предмета»

ПРИМЕР: лодка (корабль, танкер,  подлодка, крейсер и т.д.)

        На уроках внеклассного чтения проводится  урок-конкурс, куда включается литературная викторина (индивидуальную и/или коллективную), разгадывание кроссвордов, ребусы по заданной тематике. Для активизации процесса привлекаются  родители. По завершении заданной темы дети создают свои творческие работы: сочинение устного рассказа, сочинение по серии картин (рисунков), сочинение-описание предмета или животного, сочинение по наблюдению, сочинение с элементами рассуждения и т.д.

Разработана система работы над обучающим сочинением в начальных классах:

1) систематизировали  упражнения  по развитию письменной речи учащихся;

2) разработали примерное тематическое планирование обучающих сочинений по классам.

         Выбор тем для творческих работ должен основываться на опыте ребенка.

         Чтобы учащиеся приобрели необходимые умения для написания сочинений, нужна система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей.

          Нами  составлены подготовительные упражнения, которые  представлены  в двух направлениях: упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием; упражнения, направленные на работу над предложением и текстом. Для обучающихся разработаны памятки написания сочинений и изложений.

           Отразить все ключевые моменты системы развития речи  в своем докладе сложно. Работа ведется системно, непрерывно. Имеет свое продолжение в среднем звене.

        

Практические материалы к докладу.

Памятка по речевому дыханию

      1.Во время речевого дыхания вдох производится носом быстро и энергично.

      2.Выдох во время речевого дыхания, как правило, бывает долгим и ровным, но может быть и порционным.

      3. Добор воздуха делается по возможности незаметно, ртом, так, чтобы не нарушить смысла речи. И только тогда, когда запас воздуха уже кончается, а предложение нужно продолжить.

-Проговорите скороговорку: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки».

  После того, как вы её проговорите, нужно выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и сосчитать Егорок, не склоняя это имя. Например: «Раз Егорка, два Егорка». Задача – «сосчитать» как можно больше Егорок, не делая ни вдоха, ни выдоха воздуха. Как только воздух закончится, «выходите из игры».

Упражнения, по развитию тонкой ручной моторики:

  • все пальчики сначала правой, а затем левой руки поочерёдно «здороваются» с большим пальцем;
  • все пальчики обеих рук быстро «бегут» по столу;
  • все пальцы обеих рук то плотно сжимаются в кулачки, то вновь распрямляются.

2. Упражнения, по развитию мелкой моторики рук:

  • кисти  обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать соединённые вместе пальцы, при каждом движении кулаки или ладони кладутся на стол.
  • Положить кисти обеих рук на стол – ладонь левой руки сжать в кулак, а правой – раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т.е. разжимать левую руку и сжимать в кулак правую.
  • Последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.

3.Упражнения, выполнение фигурок из пальцев:

  • Лодка.

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик).

  • Пароход.

Пароход плывёт по речке,

И пыхтит он, словно печка.

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, а большие пальцы подняты вверх).

План исследования слова.

1. Лексическое значение слова (в толковом словаре)

 (Переносное). О чем-нибудь, падающем во множестве. О чем-то сыплющемся во множестве.

2. История происхождения слова (в этимологическом словаре).

3. Слова-родственники.

4. Слово и его друзья – синонимы (в словаре синонимов)

5. Слово и его “враги” – антонимы (в словаре антонимов).

6. Омонимы (в словаре омонимов)

7. Слово – во фразеологических оборотах.

8. Слово - в русском фольклоре: пословицах, поговорках, загадках, легендах, сказках, в русских народных песнях.

9. Слово в названиях произведений литературы (поэзия, проза).

10. Слово в названиях картин художников.

11. Слово в детском речевом творчестве. (Собственные стихи, рассказы, сказки)

12. Слово в иллюстрациях, рисунках. (Нарисуй свое слово)

                                         

  Комплекс упражнений.

1.Найти в предложении лишнее слово.

• В саду собирают яблоки, фрукты, груши.

• На празднике было много мальчиков, детей, девочек.

• На лугу растут ромашки, цветы, колокольчики.

2.Найдите повторы в данных предложениях, исправьте

   (предложения записаны на доске).

• Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную поляну.

• Рядом с лагерем есть лес, а за ним есть  речка.

• Ребята бежали за лисой, но она убежала.

•Был солнечный день. День был теплый.

3.Найдите ошибки, напишите правильный вариант.

• У меня много делов.

• Ждут каникулов

• Ходят без польт

• Засох из камня.

4.Предложите правильный вариант.

• Текет крыша

• Красивше

• Туманная утра

• Вся семья встретились

5.Прочитайте предложения. Напишите правильный вариант.

• Я люблю не только рисовать, а лепить из пластилина.

• На зеленой лужайке стоял колодец старый.

• День стал короче, а ночь длинной.

6.Найдите повторы слов в предложениях. Исправьте.

• Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к            

   сторожке.

       Предложите правильный вариант.

• Пример решается действием отнимания.

• Девочки собирают ягоды и малину.

• Около ух пятнышки.

8.Составьте  из двух предложений одно.

• Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края.

• Поймал Сережа ужа. Посадил его в клетку.

9.Предложите правильный вариант.

• Вкусная картофель

• Не ложи на парту

• Колодец был высох

10. В данных предложениях вставьте слово «который» в нужной форме.

• Гречиха – травянистое растение, из семян … изготовляют крупу.

• Белка – зверек с пушистым хвостом, … прыгает с дерева на дерево.

11. Найдите ошибки, предложите правильный вариант.

• Шишка на лбе

• Урожай Яблоков

• Пирожки с повидлой

• Шесть карандашов

12.Предложите правильный вариант.

• Застрял в лужу

• Описывать о природе

• Вкусная печенья

• На лбе шишка

13. Выберите одно из слов, указанных в скобках.

• Мы до этого не  ( догадались, додумались)

• Вот до чего ( доводит, приводит ) невнимательность.

• Он (поразился, удивился) случившемуся.

14. Найдите и устраните повторы в предложениях.

• Высохли трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.

15. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка.

      Исправьте и запишите.

• В библиотеке дети читают книги.

• Во дворе много маленьких малышей.

• На улице хорошая погода.

16. Найдите повторы в тексте. Предложите правильный вариант.

• Волк бросился на ежа. Волк укололся. Волк упал от боли.

17.Предложите правильный вариант.

• На берег трудно приблизится.

• Притронулся до горячей плиты.

18. Найдите ошибки. Предложите правильный вариант.

•  Вкусная повидла

•  Языки пламя

•  На пушистых веток

19. Среди предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.

•  В гнезде жили пернатые птицы.

•  Мы ездили на экскурсию в музей.

•  Ночь переночевали в лесу.

20.Найдите повторы в данном предложении. Исправьте.

•  Ребята положили в рюкзаки вещи, ложки, вилки. Утром ребята ушли.

21.Найдите и исправьте ошибки.

•  Солнце слепила глаза.

•  Детвора готовилась к празднику.

22.Составьте из двух предложений одно.

• Вася слез с дерева на землю. Пошел домой.

• Еж отвернулся от молока, фыркнул. И убежал.

23.Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.

•Купить мыло, много стулов, взять санка, читать книгу, сидеть в угле.

24. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка.

• Летом старшеклассники ходили в поход.

• Дедушка пришел на то место, был колодец.

• Осенью птицы улетают на юг.

25.Среди слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.

• Дети бежат, взять грабли, новый полотенец, много девочков, выполнять задание.

26.Исправьте ошибки.

• Небо заволокло тучами.

• Я с мамой ездили к бабушке.

27.Составьте из двух предложений одно.

• Я не пошел гулять. Была плохая погода.

•  Весна – время года. Распускаются почки.

28. Устраните повторы в тексте.

•Мальчик с Жучкой шел из школы. Мальчик упал в глубокую яму. Жучка стала выть, звать на помощь.

29. Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

• Особенно очень сильно кричали вороны.

• По дорожке бежал молодой щенок.

30.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.

• Журавль клювом клюнул лягушонка.

• На перемене дети пошли в столовую.

• Пахнет запахом весны.

31. Устраните повторы в тексте.

• Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли по полевой дороге.

32. Найдите и исправьте ошибки.

•У меня это вызывает любопытность.

• У него беззаботливый характер.

33. Укажите ошибки.

• Стукнул по голове волка Яша.

• Он подыскал надежного себе  помощника.  

34.Выберите одно из слов, указанных в скобках.

• Этому нужно (уделить, выделить) особое внимание.

• Дети (огорчились, обиделись) отмене поездки

35.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

• На рисунке нарисованы разные грибы.

• Кругом желтеют желтенькие цветы.

36. Устраните повторы в предложении.

• Стрижа обдало брызгами, и стриж решил, что скоро конец.

37.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка.

• Собаки напали на след зайца.

• Я интересуюсь изучением Луны.

38.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

• Листья на деревьях осенью становятся разноцветными, пестрыми.

• На поляне красуется красавец клен.

39. Устраните повторы в тексте.

• У меня есть котенок Мурзик. Мурзика мне подарили на день рождения. Я очень люблю Мурзика.                

40.Прочитайте предложения. Предложите правильный вариант.

• Девушка была румяной, гладко причесана.

• Дуров стоял до тех пор, чтобы девочка вышла из клетки.

41. Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

• Я расскажу интересный рассказ.

• По ледяной дорожке гуси выплыли на берег.

Упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием:

1) выбор наиболее точного слова или словосочетания из числа данных;

2) анализ образцовых текстов, составление образных выражений по аналогии с помощью опорных слов, предметов, картинок;

3) упражнения, направленные на разъяснение лексического значения слова, словосочетания (употребление слова в прямом и переносном значении);

4) упражнения, рассчитанные на понимание детьми многозначности слова;

5) упражнения, направленные на уточнение оттенков синонимов и антонимов, на употребление их в речи, в коротких рассказах-миниатюрах;

6) работа с омонимами;

7) работа с эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями;

8) наблюдение над устойчивыми словосочетаниями и их употреблением в речи.

Упражнения, направленные на работу над предложением и текстом:

1) ответы на простые вопросы;

2) упражнения по озаглавливанию текста, определение темы текста;

3) составление предложений, объединенных одной темой по сюжетным картинкам, по опорным словам;

4) исправление деформированного плана текста;

5) работа с пословицами;

6) стилистический анализ (выбор текста заданного стиля; сравнение нескольких предложенных текстов по их стилистической принадлежности);

7) выбор подходящего вступления или заключения сочинения;

8)стилистическое редактирование текста (обнаружение, объяснение и исправление стилистических ошибок в тексте);

9) восстановление деформированных текстов (по началу, основной части, заключению);

10) лингвистический эксперимент;

11) различные виды сочинений:

репродуктивный метод и частично-поисковый (эвристический) метод (классификация методов по характеру познавательной деятельности

        

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

 

Типичная схема урока чтения.

I.Подготовительная работа к чтению:

а) рассказ учителя;

б) рассказы детей;

в) беседа (об авторе)

г) словарная работа (ведущие 2-3 слова)

II. Ознакомление с текстом.

 Проверка восприятия. (Что взволновало?)  

III. Вторичное чтение.

Анализ прочитанного:

а) словарная работа;

б) беседа;

в) выборочное чтение;

г) словесное иллюстрирование;

д) работа над особенностями языка, композиции;

е) пересказ;

IV. Обобщающая беседа.

V.Составление плана и пересказ.

VI. Работа над выразительным чтением.  

VII. Другие виды работ с текстом.

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Задание на дом.

Вопросы по произведению.

  1. О теме и проблемах.

- О чём произведение?

- Почему оно так называется?

-Какие вопросы (мысли) возникли у вас при чтении (слушании).

  1. По сюжету.

-Где и когда происходят события?

-С чего всё началось?

-Как развивается действие?

-Какое событие главное?

-Чем закончилось?

-Какой эпизод при чтении взволновал вас больше всего? Почему?

  1. Об образах.

-Кто действует в произведении? Опишите героя.

-Какой он?

-Какие поступки совершал?

-Почему он так поступал?

-Что о нём говорят другие персонажи?

-Что думает о нём автор?

-Кто вам понравился и не понравился? Почему?

-Что изображено? Опишите картину (предмет).

  1. О композиции.

-Из скольких частей состоит произведение? Почему?

-Что главное в каждой части?

-Как её озаглавим?

-О ком (о чём) рассказано подробно?

-О ком (о чём) кратко? Почему?

  1. О языке.

-Какое настроение вызвало прочитанное?

-Весёлое или грустное произведение прочитали?

-Какие слова и предложения говорят об этом?

-Какие слова затрудняли? (объяснить).

-Какие выражения особенно помогли представить написанное?

-Каких слов больше всего в тексте? (на какую тему?)

-В каком предложении заключается главное?

  1. О жанре.

-Что читали? (рассказ, сказку, стих-е, др.)

-На какие части и слова обратили особое внимание? Почему?

  1. Об идеях.

-Что вам больше всего запомнилось в произведении? Почему?

-Какой совет даёт автор, сочинив басню, сказку?

-Какая главная мысль?

-Какое чувство остаётся у вас остаётся после выразительного чтения стих-я?

-Какое настроение вам передалось?

-Какое желание возникло?

Схема комбинированного  урока грамматики (русского языка).

1.Организационная часть.

2.Работа по каллиграфии.

3.*Работа со словарными словами.

4.*Проверка домашнего задания.

         Опрос учащихся.

5.Работа по теме урока:

  а) повторение пройденного материала по теме урока;

  б) объявление темы урока, постановка целей;

  в) объяснение нового материала с использованием таблиц, ярких примеров, вывод правила;

  г) работа с правилом по учебнику;

  д) закрепление правила тренировочными упражнениями;

6.Подведение итогов урока.

7.Задание на дом.

* Эти части урока можно менять местами.

Схема урока закрепления знаний по грамматике (русскому языку).

1.Организационная часть.

2.Работа по каллиграфии.

3.Проверка домашнего задания.

4.Работа со словарными словами.

5.Объявление задач урока.

6.Повторение материала, изученного на предыдущем уроке.

7.Выполнение тренировочных упражнений.

8.Подведение итогов урока.

9.Задание на дом.

Схема урока обучения сочинению по картине.

1.Подготовительная беседа.

2.Объявление задач урока.

3.Молчаливое рассматривание картины;         объяснение её названия.

4.Целенаправленная беседа:

   а) по сюжету, «чтение» картины;

   б) составление речевых заготовок, выписывание их на доске.

5.Придумывание названия будущему сочинению, составление плана, запись его на доске.

6.Работа над вступлением и заключением к сочинению.

7.Пересказ по плану с использованием «речевых заготовок».

8.Предупреждение орфографических ошибок.

9.Письмо сочинения.

Схема урока развития речи: изложение текста с грамматическим заданием.

1.Подготовительная работа к восприятию текста.

2.Чтение текста. Проверка восприятия содержания.

3.Деление текста на части.

4.Повторное чтение по частям, анализ содержания каждой части. Озаглавливание частей.

5.Словарно-стилистическая работа.

6.Пересказ по плану, исправление речевых ошибок.

7.Выполнение грамматического задания к упражнению. Предупреждение ошибок.

8.Запись текста.

Схема урока обучения чтению: ознакомление с новыми звуками и буквой.

1.Повторение изученных букв по ленте памяти.

2.Объявление задач урока.

3.Работа с предметными картинками в букваре.

4.Слого-звуковой анализ 1-го слова с опорой на схему.

5.Выделение и изучение нового звука (твёрдый вариант):

- гласный или согласный;

- звонкий или глухой;

- твёрдый или мягкий.

6.Изучение 2-го нового звука. (Мягкий вариант фонемы.)

7.Слого звуковой анализ 2-го слова.

8.Закрепление новых звуков:

а) артикулирование;

б) определение нового звука в предложенных учителем словах.

9.Знакомство с новой буквой, строчной и заглавной, сравнение её с изученными.

10.Определение места буквы в азбуке и на ленте памяти.

11.Чтение слияний с новой буквой.

12.Работа с азбукой: составление слогов и слов (можно перенести на коней урока).

13.Работа по букварю:

а) чтение слов в столбиках;

б) чтение текста и его анализ;

в) соотнесение текста и иллюстраций;

г) занимательные упражнения;

д) работа по дидактическому материалу.

14.Итоги урока.

Схема урока письма в период обучения грамоте.

1.Повторение звуков, изученных на уроке чтения.

2.Анализ образца написания строчной буквы (из каких элементов состоит, сравнение буквы с                      другими).

3.Обучение начертанию буквы (строчной):

а) показ начертания на доске с объяснением;

б) письмо детьми буквы в воздухе;

в) письмо детьми на доске, анализ ошибок.

4.Подготовка к письму: команда к правильной посадке, контроль за правильным положением   тетради.

5.Письмо строчной буквы в тетрадях под руководством учителя.

6.Письмо слогов-слияний с предварительным объяснением способов соединения букв.

7.Списывание слов, предложений с предварительным грамматико-орфографическим разбором.

8.Письмо по памяти или под диктовку слов и предложений.

9.Анализ образца начертания заглавной буквы.

10.Показ письма буквы с объяснением.

11.Письмо буквы, слов с ней в тетради.

Работа над сказкой.

 1.Подготовительная работа.

(Рассказ учителя о народной сказке. Беседа о персонажах.)

2.Рассказывание сказки учителем близко к тексту.

Проверка восприятия.

3.Чтение сказки уч-ся про себя, деление на части.

4.Проверка задания:

Чтение сказки по частям вслух и анализ её:

а) чтение вслух;

б) словарная работа;

в) беседа, выборочное чтение:

-Какую картинку нарисуем к этой части?

-Найдите слова, доказывающие, что мы читаем сказку.

5.Обобщающая беседа.

6.Выборочный пересказ по иллюстрациям.

7.Чтение по ролям.

Работа над сказкой.

1.Как называется сказка? Кто её написал?

2.Прочитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3.Какие герои действуют в сказке? Кто побеждает? Почему?

4.Как относится автор к своим героям?

5.Кто из сказки запомнился больше всех?

6.Что понравилось? Какие слова и выражения хочется запомнить?

Работа над басней.

I. Подготовительная работа к чтению.

1.рассказ об авторе;

2.викторина по прочитанным произведениям;

3.беседа о повадках животных.

II. 1. Первичное чтение. (Учитель, грамзапись)

                     -С какими героями познакомились?

  1.  Анализ содержания:

  а) выяснение сюжета;

  б) работа над образными средствами (выборочное чтение):

       -Зачитайте, как вела себя …

       -Что значит …

   в) работа над композицией:

       -Как началось?

       -Где переживали больше всего?

       -Чем кончилось?

III. Обобщающая беседа:

  -Оценка героев.

  -Чему учит?

  -Какие слова стали пословицей?

  -Когда в жизни их можно сказать?

IV. Работа над выразительностью.

V. Словесное рисование.

VI. Итоги.

Работа над басней. (2)

1.Как называется басня? Кто автор?

2.Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

3.Кто действует в басне?

4.Как описывает автор, зачитайте.

5.Что осуждается в басне?

6.Как автор относится к событиям и действующим лицам басни?

7.Что должен понять читатель из этой басни?

8.Какое выражение басни стало «крылатым»? Когда его употребляют?

Работа над лирическим стихотворением.

1.Подготовка к восприятию. (Создать эмоциональный настрой: музыкальные вставки,    экскурсии, беседа в природе, картины.)

 2.Выразительное чтение учителем.

Проверка восприятия.

3.Вторичное чтение по частям.

Отдельные части раскрываются, анализируются.

4.Беседа синтетического характера.

5.Словесные иллюстрации или свободные высказывания.

        (Пояснить образные выражения; анализ содержания через выборочное чтение.)

Работа над стихотворением.

1.Назвать стихотворение и его автора.

2.Прочитайте стихотворение. О чём рассказывает поэт?

3.Прочитайте ещё раз. Нарисуйте словесные картинки. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под картинками?

4.Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5.Какие чувства выражает поэт в стихотворении?

6.Что вам понравилось в стихотворении?

7.Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения: какие слова будете выделять голосом, нужно ли где-нибудь замедлить или ускорить чтение, где надо изменить окраску голоса?

Работа над научно-популярной статьёй.

I.Подготовка к чтению.

 Возбудить интерес к чтению.

   Беседа:

 а) к историческим статьям:

рассказ учителя до 10 минут (даём знания, формируем исторические понятия, объясняем слова-термины, работа с картиной);

  б) к природоведческой статье:

вспоминаем материал наблюдений, наглядные пособия.

II. Чтение и анализ

Чтение двукратное.

Первичное осуществляется самими учащимися вслух  или про себя; Вслух (по частям), отвечая на вопросы.

Анализ подчинён подтверждению фактов и уточнению слов-терминов.

III.Обобщающая беседа.

Повторительно-обобщающий характер. Цель: проверить, как дети усвоили знания, термины. Сопоставить события прошлого и настоящего, связать с жизнью детей; стимулировать к дальнейшему наблюдению (природоведение).

Виды работ на обобщающих уроках.

1.Викторины по прочитанным произведениям.

Цель: вспомнить прочитанное.

-Откуда строчки, название, автор?

-Продолжи: …

2.Перечитывание отрывков.

3.Пересказ отдельных отрывков.

4.Инсценирование.

5.Индивидуальный рассказ.

6.Работа с иллюстрациями.

7.Чтение наизусть.

8.Обобщающая беседа.

Работа над статьёй.

1.Запомните, как называется, кто автор.

2.Прочитайтестатью. Какие слова и выражения вы не поняли?

3.О ком или о чём эта статья? О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

4.Разделить статью на части. Что самое главное в части? Как озаглавить? Составьте план.

5.Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.

6.Что нового узнали из прочитанного?

7.Что вы раньше читали об этом?

Работа над рассказом.

1.Как называется рассказ? Кто автор?

2.Прочитайте рассказ. Когда происходит действие, которое в нём описывается?

3.Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

4.Что случилось с героями? Как они себя вели? Кто из действующих лиц вам понравился и чем именно?

5.О чём вы думали, читая рассказ?

6.Подготовьтесь рассказать о герое, о самом интересном, о самом важном.

Памятка отзыва по книге.

1. Автор, название, жанр книги

2. Кому, по-вашему, будет интересна книга?

3. Время и место действия книги. О чём она?

4. Основные персонажи книги.

5. Как начинается книга?

6. Каков конфликт? Проблема?

7. Чем интересна книга в целом?

8. Какой эпизод особенно показался интересным?

9. Кто из героев понравился больше? Почему?

10. Какое впечатление произвел стиль автора?

            11. Ваше читательское мнение, мысли о книге?

Примерное тематическое планирование обучающих сочинений по классам.

1 класс. Учитель организует в течение всего учебного года подготовительную работу. Важнейшим средством организации речевой практики служит система упражнений. Жанры сочинений, которые учитель может использовать в 1 классе: записка, составление поздравления с праздником (учащиеся подписывают открытки, сделанные своими руками на уроках трудового обучения), объявление, сочинение загадки.

2 класс. Учащимся предлагается написать 8 обучающих сочинений.

I четверть.

1. Сочинение считалки, загадки.

II четверть.

2. Сказка по опорным словам.

3. Белый снег пушистый (дописать текст по началу).

III четверть.

4. Моя мама (папа, дедушка, бабушка)

5. Мое любимое домашнее животное.

IV четверть.

6. Что я знаю о белке (зайце, лисе).

7. Весенняя песенка.

8. Если бы я был волшебником…

3 класс. Учащиеся пишут 9 обучающих сочинений.

I четверть.

1. Золотая осень. (Листопад, закружилась листва золотая)

2. Сказка о книжке.

II четверть.

3. Сочинение по картине А. Пластова “Первый снег”.

4. Зимушка-зима.

III четверть.

5. Моя мечта.

6. Зачем людям сказки.

7. Сочинение по картине А. Саврасова “Грачи прилетели”.

IV четверть.

8. Рассказ о весне от имени обитателя леса.

9. Долгая дорога к победе.

4 класс. Ученики пишут 8 обучающих сочинений.

I четверть.

1. Что такое доброта (Доброта спасет мир).

2. Сочинение по картине В.Перова “Тройка”.

II четверть.

3. Сказка об облаке и  солнце (тумане, речке).

4. Почему растут деревья?

III четверть.

5. Аннотация к любимой книге.

6. Сочинение по картине И.Левитана “Март”.

IV четверть.

7. Письмо к другу (подруге).

8. Репортаж в газету о каком-либо событии в классе, в школе.

Памятка по подготовке к сочинению:

  1. Определи, о чем будешь писать (тема).
  2. Наметь цель своего сочинения, свое отношение к описываемому.
  3. Наметь части сочинения, составь план.
  4. Определи, о чем рассказать подробнее.
  5. Напиши сочинение.
  6. Проверь работу.

Памятка по подготовке к изложению:

  1. Прочитай текст. Определи тему и основную мысль.
  2. Найди в тексте опорные слова.
  3. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.
  4. Найдите слова, которые нужно проверять.
  5. Подумай, как объяснить их написание.
  6. Еще раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.
  7. Не забудь проверить свою работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

Развитие речи учащихся. Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи.

Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли ...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...

Доклад. Развитие речи учащихся.

В данном выступлении основное внимание уделяется развитию речи  учащихся в условиях реализации ФГОС. Дано много практического материала для учителей....

Доклад. Развитие речи учащихся.

В данном выступлении основное внимание уделяется развитию речи  учащихся в условиях реализации ФГОС. Дано много практического материала для учителей....

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...