Главные вкладки

    Роль дидактической игры на уроках в начальной школе.
    статья на тему

    Заходяева  Любовь Анатольевна

    Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_didakticheskoy_igry.docx19.86 КБ

    Предварительный просмотр:

     Роль дидактической  игр ы  на уроках в начальной школе.

    Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

    классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

    По характеру умственного развития математические дидактические игры можно отнести к следующим группам:

    1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (например, игра «Составим узор»).

    2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это — «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший космонавт» и др.

    3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, «Цепочка», «Математическая эстафета», «Составление круговых примеров». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Лучший контролер», «Арифметический бег», «Проверь Угадайку» и др.).

    4. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это: «Угадай загадки Буратино», «Загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета», «По какой тропинке ты пойдешь?» и др.

    Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

    На уроках русского языка можно использовать такие игры, как «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.

    Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе.

    Большую помощь в проведении дидактической игры оказывает ИКТ. Существует множество сайтов, которые предлагают  детям конкретные задания и игры.

    Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.  Кроме этого, использование презентаций в процессе обучения позволяет: заинтересовать детей, усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем подготовленности, организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями.

     Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества , соподчинения , взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка : дети получают возможность для развития как личности в целом , так и отдельных психических процессов : внимания , памяти , наблюдательности , мышления. Игры в своем развитии переходят от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей  в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей , она активизирует психические процессы , вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.

         В ней дети охотно преодолевают значительные трудности , тренируют свои силы , развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным , вызывает у ученика глубокое удовлетворение , создаёт радостное рабочее настроение , облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры конструируются по -  разному В некоторых из них есть все элементы ролевой игры : сюжет , роль , действие , игровое правило , в других – только отдельные элементы : действие или то и другое .

           Поэтому по структуре  дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры –упражнения , включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно – ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом , ролью , действием  , правилом. В играх – упражнениях она выражена явно. В дидактической игре её замысел , правило , действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

            Дидактические игры могут сконцентрировать внимание даже самых маленьких школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре , а затем и к тому учебному материалу , без которого игра невозможна ,постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету. Как показывает опыт , дети в неигровых условиях обучаются с большим трудом. При подборе игр необходимо помнить о том , что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей , их познавательных способностей , речи , опыта общения со сверстниками и взрослыми , прививать интерес к учебным занятиям . формировать умения и навыки учебной деятельности , помочь ребенку овладеть умением анализировать , сравнивать , обобщать.

         1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

    2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

    3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

    4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

    В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

    Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

    Особенно широко используются игры на уроках при обучении детей семилетнего возраста, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются игровые формы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Надо шире практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.

    Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.

       Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

    В презентации представлены дидактические игры и занимательные задания по  математике для учащихся начальных классов....

    Дидактические игры на уроках в начальной школе

    Приведены в пример некоторые игры с уроков....

    Дидактическая игра на уроках в начальной школе, как средство воспитания умственной активности детей.

    В статье мне хотелось раскрыть роль игры в воспитании умственной активность детей, показать место дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Помочь учителю методически верно использовать игро...

    Дидактическая игра на уроках в начальной школе

    В данной статье рассказывается об использовании дидактических игр на уроках в начальной школе с целью повышения эффективности обучения и активизации познавательной деятельности младшего школьника....

    Статья "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

    Роль дидактической игры на уроках в начальной школе....

    Статья на тему "Дидактическая игра на уроках в начальной школе"

    "Дидактическая игра на уроках в начальной школе"...

    Статья "Исследование возможности применения дидактической игры на уроках в начальной школе"

    В статье данно описание понятия "дидактическая игра"; представлены результаты эмпирического исследования о возможности применения дидактической игры в начальной школе; представлено приложение со стать...