Кейс методы в начальной школе
статья на тему

Как используются кейс методы в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys_metody.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

« КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

ЗАВАЛИШИНА


ЕЛЕНА


НИКОЛАЕВНА


УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


МБОУ СОШ №85

        

В начальной школе всё чаще и чаще используются инновационные методы. Это продиктовано новыми требованиями к современному человеку, изменениями в экономике, социальной сфере, причиной которых явилось стремительное распространение информационных технологий, которые в свою очередь потребовали соответствующей перестройки содержания образования. Ведь в настоящее время работник должен обладать умением ориентироваться в любой ситуации, быстро и точно принимать решения, креативно мыслить, обладать коммуникативными навыками, желанием работать в команде. Ведь успешность человека в будущей профессиональной  и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетенций. Но такой человек не появляется ниоткуда, его необходимо подготовить. А начинать эту подготовку надо уже  в начальной школе, поэтому среди многих методов педагоги применяют кейс – метод.

        Суть «кейс» технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор – кейс, и их передаче обучающимся. Каждый кейс  представляет собой полный комплект материалов, разработанных на основе жизненных ситуаций. Он формирует у обучающихся навыки самостоятельного построения алгоритмов решения предложенных задач. Данная педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов творческого характера. Использование этой технологии в образовательном процессе предусматривает:

1.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

2. Формирование умений видеть проблему и наметить пути её решения.

3.Развитие интереса к процессу познания на уроке.

         Большинство кейсов базируется на доступном материале. Дети увереннее чувствуют себя, если хорошо знают среду и контекст, в которых происходят события, предложенные в кейсах. При составлении кейса это необходимо учитывать.

        Отличительной особенностью метода кейсов считается моделирование проблемной ситуации на основе реальной жизни. Важно, что сама проблема не имеет однозначного решения. При работе с такой ситуацией, важно правильно поставить учебную задачу, и для её решения подготовить «кейс» с информационными материалами (статьи, литературные рассказы, графики, схемы, сайты  в сети Интернет и пр.). Поставив правильно задачу и подготовив «кейс», учитель организует деятельность учащихся по решению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс–метода предполагает групповую деятельность. Непосредственно целью метода является выработка практического решения путем работы в группе и анализа ситуации. В результате организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего в контексте поставленной цели.

        Для выполнения всех этих требований педагогу необходимо:

-создать кейс или использовать имеющийся;

-распределить учащихся по группам (4-6 человек);

-познакомить учеников с ситуацией, системой оценивания решений проблемы. Сроками выполнения заданий;

-организовать работу учащихся в группах, определить докладчика;

-контролировать процесс работы с кейсом;

-организовать презентацию решений в малой группе;

-организовать общую дискуссию;

-выступить с обобщением, анализом ситуации;

-оценить работу учеников.

        Попробовать себя в применении этого метода хочу и я, т.к. считаю, что кейс-метод может и должен быть на вооружении педагогов начальных классов. Урок окружающего мира во 2 классе УМК «Планета Знаний».

Тема урока: Искусство.

Цель урока: Обобщить знания учеников о видах искусства.

Задачи урока: рассмотреть виды искусства; осмысление имеющихся знаний и формулирование своего мнение о предмете обсуждения и анализ информации; воспитание целостного восприятия мира через искусство.

Тип урока: аналитический кейс – метод.

Методы урока: частично-поисковый, аналитический, эвристический, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир»,

карточки с вопросами, тексты о видах искусства, иллюстративный материал.

                                                   Ход урока:

1.Настрой на урок.

-Искусство, как наука помогает человеку познавать мир.

Есть люди, которые не понимают значения искусства - считают его незначительным для человечества.

2.Актуализация опорных знаний и мотивация учащихся.

-На основании имеющихся знаний, материалов учебника, картин, художественных произведений, необходимо выяснить важно ли искусство в жизни человека.

3.Изучение нового материала.

-Работу на уроке будем строить методом кейсов. Класс делится на 5 групп.

1 группа изучают музыку.

2 группа- живопись.

3группа - предметы быта.

4 группа - литературу.

5 группа- кино и театр.

-Каждая группа пытается выяснить влияние изучаемого вида искусства на жизнь человека

4.Содержание кейса.

Для каждой группы подготовлены тексты о видах искусства, к ним даны вопросы для анализа:

-Название вида искусства.

-Как этот вид искусства представлен.

-Что чувствуют люди при встрече с этим искусством.

-Как этот вид искусства отражает окружающий человека  мир.

- Даёт ли искусство представление об окружающем мире человеку.

5.Работа с кейсом.

(Группы изучают тексты, предложенные им. На основании этих текстов, а также используя имеющийся у детей жизненный опыт, готовят свои выступления, выбирая того, кто наиболее полно сможет дать ответ.)

6.Выступления учащихся.

(В выступлении учащиеся, с помощью ответов на вопросы и личного опыта доказывают важность изученного вида искусства или иное своё мнение.)

7.Подведение итогов.

(Учитель обобщает полученные мнения.)

- Вы, изучив тексты, дав ответы на вопросы доказали, что искусство помогает человеку познавать мир.

8.Рефлексия.

- Выразите своё впечатление об уроке,  с помощью какого-либо вида искусства (песня, литература(стихотворение, поговорка), живопись(рисунок).

9.Домашнее задание.

-Выбрать наиболее значимый для вас вид искусства и подготовить своё выступление в этом жанре.

Приложение.

Текст о музыке.

Музыка- это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Музыка, как один из видов искусства направлена прежде всего на душу человека, на его сознание. Именно по этой причине сходятся иногда совершенно разные люди, которым нравится одна и та же музыка. По музыкальным пристрастиям человека мы можем очень многое о нем узнать: его характер, привычки, чувства и даже образ жизни. Когда бы и где бы ни жил человек музыка всегда играла и играет огромную роль в его жизни и судьбе.

Текст о живописи.

Живопись - один из древнейших видов изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.

До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.

Текст о литературе.

Роль литературы в жизни человека трудно оценить. Книги воспитали не одно поколение людей. К сожалению, в современном обществе роль литературы недооценивается. Есть категория людей, которая заявляет о том, что литература изжила себя как вид искусство, ее заменило кино и телевидение. Но остается та категория людей, которая признает и ценит значение литературы в нашей жизни.

 Как известно, книги выполняют две основные функции: информационную и эстетическую. Из поколения в поколения именно при помощи книг передавался опыт, накопленный веками, в книгах хранились знания, запечатлевались открытия. Книги являли собой трибуну для провозглашения новых идей и мировоззрений. В трудных жизненных ситуациях человек прибегает к книге и черпает из нее мудрость, силы и вдохновение. Ведь книга универсальна, в ней человек может найти ответ на любой интересующий вопрос.

Текст о  театре.

Современное общество часто недооценивает влияние театра на жизнь людей. Со всеми сегодняшними технологиями, люди забыли, что значит настоящее искусство, а в обществе, где нет истинного искусства, всегда будут проблемы. Театр воплощает все хорошее и все плохое, что есть в социальном мире. Театр развивает в людях воображение, чувство прекрасного – это всё духовное развитие человека. Это место, где человек может посмотреть на себя как бы со стороны.

Текст о кино.

Кинематограф плотно засел в жизни людей. Кино играет и обучающую и развлекающую роль. Обучать начинают фильмы уже с малых лет. Дети очень любят смотреть мультфильмы. На примере персонажей делают выводы, что такое плохо и хорошо, добрые или злые и т. д. А сколько эмоций переживают! Если смотреть фильмы о дружбе, верности, смелости и благородстве с детства, то вероятнее всего, повзрослев, привычка не изменится. Кино — это одна из самых эффективных форм обучения. Какой бы смысл не был заложен в фильме, каждый сможет получить информацию, интересующую именно его, найти пищу для размышлений. Возможно, человек в фильме найдет ответы на важные вопросы. Также фильм может стать стимулом к какому-то действию, вдохновить человека на поступок.

Список литературы:

  1. http://aplik.ru
  2. http://brmtit.ru
  3. http://www.evolkov.net
  4. http://galina-soleil.narod.ru
  5. http://iteachenglish.ucoz.ru
  6. http://ladies.academ.org
  7. http://www.m-a-bulgakov.ru
  8. http://michailovaolga.ucoz.ru
  9. http://planeta.tspu.ru
  10. http://ppt4web.ru
  11. http://romanyashin.jimdo.com
  12. http://www.magistr.net.ua

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья об использовании на уроках начальной школе.Кейс-метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала у...

Использование метода кейс-технологии в начальной школе

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий. Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, необходимо понимать их сущностные характ...

"Дидактические возможности кейс-метода в начальной школе"

Работа раскрывает возможности кейс-метода" и применение его в начальной школе...

Кейс-метод в начальной школе

Кейс-метод в начальной школе...

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИМЕНЕНИЕ  КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ          В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, &l...

Кейс-технологии в начальной школе.

На сегодняшний день данная  технология  в начальной школе используется очень редко. В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло шир...

Дидактические возможности кейс - метода в начальных классах.

laquo;Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-сит...