duhovno_nravstvennoe_vospitanie_na_urokah
статья (3 класс) на тему

Духовно-нравственное воспитание на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_nravstvennoe_vospitanie_na_urokah.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

     Педагог – это особая профессия, связанная со сложным и хрупким миром ребёнка. Одной из задач духовно – нравственного воспитания – это воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя – вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на меня широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, что такое хорошо, а что такое плохо, закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребёнку сегодня нравственные опоры и образы? Конечно же, в семье и в школе.

     Начальные ступени формирования человека очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится учитель. Но если эта деятельность организована и на уроке, и вне его, образовывает систему, и, кроме того, проникнута «самостоятельной мыслью и живым чувством» детей, то главная цель воспитания ребёнка – формирование глубоких и нравственных убеждений будет достигнута.

     Нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего на уроке. Урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта взаимоотношений. На уроках ребята приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система нравственного просвещения строится так, что в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями.  Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и ценностей. Это доброжелательность и справедливость, товарищество и дружба, коллективизм и личная ответственность за общее дело. Работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырёх лет обучения на всех предметах.

     Математика. Она обладает большим воспитательным потенциалом. Урок математики – место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На этом уроке дети учатся слушать, понимать товарища,  отстаивать мнения, помогать другим и самому принимать помощь, учатся радоваться успехам  и стойко переносить собственные неудачи. Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике математики, помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать необходимость взаимопомощи, уважение к родителям, заботе о младших и старших. Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективнее, если она будет проводиться на всех этапах урока. Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к уроку, эпиграфом могут быть высказывания о математике и математиках, а могут быть нравственного содержания. Примеры эпиграфов вы можете посмотреть у вас на листах.

     В обучении математике, с точки зрения духовно – нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач. Решение задач, включающих в себя исторические сведения, краеведческо - экологические задачи способствуют расширению кругозора учащихся и развитию познавательного интереса к предмету. Урок математики становится для них не просто уроком, а пробуждает чувство сопричастности к величию своей страны. Примеры задач вы можете увидеть на листах.

     Ряд заданий по математике задаёт образцы здорового образа жизни и имеет прикладной характер. Например, подготовься к походу, что возьмёшь, сколько будет весить твой рюкзак, составь диаграмму своего распорядка дня и т.д.

     Русский язык. На уроках русского языка использую такой вид работы, как «Орфографический бой». Даны слова – они есть на листах. И задания к этим словам. Для выявления уровня осознанности нравственной категории и оценки наличия их у себя провожу методику «какой я». Предлагаю учащимся оценить себя. Написать рядом с такими качествами, как аккуратный, честный, добрый, ленивый, упрямый, грубый  оценку своих качеств.

      Задаю вопрос на размышление: «Какого человека можно назвать добрым?» Предлагаю привести примеры из жизни (например, дети приводили такой пример: «Мой папа снял с дерева котёнка, значит он добрый и т.д.) Затем вспоминаем вместе пословицы, связанные с этим понятием: «Доброе дело в воде не тонет». Дети сами формируют все задания, которые можно выполнить (подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания, сделать звуко - буквенный анализ какого-нибудь слова и т.д.)

     При изучении темы «Синонимы, антонимы», можно использовать приём, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления. Например, выписать синонимы (сострадание, сопереживание, любовь, нежность,  сердечность, сочувствие, миролюбие и т.д.)

     Для словарной работы использую слова: Родина, герой, отвага, доблесть, мужество и т.п.

     Литературное чтение. Это школьный предмет, главной задачей которого является эстетическое и нравственное развитие и воспитание личности. Считается, что содержанием воспитывающей деятельности на уроке чтения являются размышления учеников над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными вопросами. Главную цель моей работы вижу как ознакомление детей с окружающим миром средствами искусства. Основное содержание воспитывающего урока в том, чтобы дети глубже проникали в содержание произведения, положительно относились к людям, к труду, к культуре. Ребёнок должен извлечь нравственные ценности как  основу  произведений, перевести на свой язык и сделать своими эти ценности. Это непростая работа, требующая определённых усилий со стороны учителя.  Сложность состоит в том, что надо так организовать учебный процесс, чтобы дети думали каждый урок над серьёзными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, потом и в жизни. И это должны быть их самостоятельные выводы,  которые ребята делают под руководством учителя.

     Современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотр видеофильмов, компьютерным играм. Младшие школьники редко берут книгу со сказками, занимательными приключениями. Не говорю уже о лирических стихотворениях.  А ведь именно он помогают «достучаться» до сердца ребёнка, приобщить к общечеловеческим духовным ценностям. Для подготовки к восприятию можно провести экскурсию, познакомить с репродукциями художников, дать послушать музыку. Выразительное же чтение является инструментом развития чувств ребёнка. Любое произведение можно прочитать так, что оно не оставит в душе никакого следа. А можно прочитать и так, что у детей заблестят глаза, затаится дыхание и он будет во власти чувств, охвативших их.

     Так, например, «Маленький принц» содержит идею любви как самой большой ценности, выше которой ничего нет. Рассказы Драгунского учат, что любят не за что-то конкретное, учат справедливости через простое доступное слово  немного с добрым юмором. Много текстов читаем о ровесниках и о тех, кто помладше, о животных и птицах, и путём сопереживания воспитываем в детях чувство прекрасного, которое поможет удержаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру.

     Читая и анализируя произведение, ребёнок задумывается о вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. И не надо думать, что он ещё маленький и что не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами – современный ребёнок на своём пути сталкивается с такими серьёзными проблемами, что чем раньше он начнёт думать над ними, тем лучше. И пусть эти проблемы помогут ему решить добрые и умные книги.

     Не менее важное значение в духовно- нравственном воспитании отводится курсу «Окружающий мир». В процессе изучения этого предмета дети знакомятся с культурой народов мира и народов России, проводят идею их равенства и значимости, узнают о героизме людей разных национальностей, узнают о великих открытиях и великих войнах. Ребёнок переживает судьбу своей родины, своего родного края с древнейших времён до современности, осмысливает место семьи в обществе, своё место в этом мире, узнают символы российского государства.

     Одним из основных нравственных принципов при изучении окружающего мира приобрело отношение к природе, сохранение природной среды во имя жизни человека и его общества. Я на своих уроках постоянно делаю акцент на то, что жизнь – это самое дорогое у человека, люди должны ценить то, что они живут в этом прекрасном мире и что каждому ребёнку очень повезло, что он родился и может наслаждаться прелестями жизни.

     На уроках физической культуры постоянно встречаются такие нравственные принципы, как взаимовыручка, поддержка, сопереживание, коллективизм и т.п.

     Изобразительное искусство и технология в начальной школе включает в себя великие и вечные темы материнства, мудрости, красоты природы, воспитания любви к искусству и трудолюбию.

     Иногда, при работе в парах, замечаешь, что ребёнок, не желая поступить честно, подсаживается к более успевающему, чтобы списать и получить незаслуженную хорошую отметку. В таком случае я ему говорю: «Твой выбор в сторону обмана и зла, и это очень меня огорчает. И в самый ответственный момент ты не получишь поддержки от своего одноклассника и своего учителя».

    В заключении хочу сказать, что каждый из нас призван «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай.