Создание системы профилактики неуспеваемости как средство повышения качества знаний.
статья (1 класс) на тему

Бердникова Ольга Владиславовна

В статье представлены виды неуспеваемости, причины и приёмы, которые направлены на то, чтобы помочь учащемуся преодолеть струдности в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание системы профилактики неуспеваемости как средство повышения качества знаний.

(Слайд 1)

Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.

Существуют 3 основные причины неуспеваемости:

1.       Физиологические;

2.       Психологические;

3.       Социальные.

(Слайд 2)

Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

(Слайд 3)

Выделяют три типа неуспевающих учеников, у которых:

1. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.

Это ставит учителя перед необходимостью по-иному организовывать учебный процесс, приспосабливать к этому методику обучения, более полно учитывать развитие детей.

Свою работу с учениками начинаю с проведения педагогической диагностики, которая помогает мне выявить трудности, имеющиеся на начальном этапе у ребенка.

Исходя из полученных результатов, составляю план работы со слабоуспевающими учащимися на год:  (Слайд 4)

Мероприятия        

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации         

Сентябрь

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком         

Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть         

Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке.

Включение посильных индивидуальных заданий

В течение учебного года

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса

В течение учебного года

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками

В течение учебного года

Кроме индивидуальной работы, ведётся ежедневная на определённых этапах уроках. Им оказываю своевременную помощь.

(Слайд 5)

1. Контроль подготовленности учащихся:

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

(Слайд 6)

2. Изложение нового материала:

  • Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

(Слайд 7)

3. Самостоятельная работа учащихся на уроке:

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.

(Слайд 8)

4. Организация самостоятельной работы вне класса:

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

(Слайд 9)

Кроме этого, важным моментом в работе с такими детьми, так же является создание ситуации успеха на уроке.

Я даю возможность ученику пережить состояние радости, удовлетворения от результатов его деятельности.

Я приведу несколько примеров из моей практики. Повторять одну и ту же ситуацию можно часто, можно несколько раз, но с каким-то временным интервалом, а что-то можно применить единожды.

Начать урок можно словами:

- Сядьте те, кто доволен  выполнением своей домашней работы.

-А что тебя огорчило? Что не так? (дети могут ответить, что были исправления в тетради, не получилось написать аккуратно, не смогли выполнить все задания и т.д.)

- Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок. Поднимите левую руку те, кто хочет работать у доски.

В течение всего урока я использую так называемое «эмоционольное поглаживание». Часто произношу слова: «хорошо», «отлично», «молодец», «умница». В конце концов, ребенок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»!

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учебе. Для них я использую прием «Ожидание лучших результатов», это может активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы, содействовать изменению низкой самооценки. В связи с этим я подбираю такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений. Для таких учеников у меня заготовлены более легкие индивидуальные задания. Не забывать постоянно, хвалить за любую мелочь. Вот несколько вариантов фраз, которые можно сказать ученику, они перед вами:

«Ты молодец!».

Да ты умничка!

Ты очень постарался!                                                                        

Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!

Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

Благодарю за работу!

Ты меня порадовал!

Уже намного лучше!

Горжусь тобой!

Поздравляю, молодец!

Продолжай также хорошо работать.

(Слайд 10)

Не менее важным моментом в работе, считаю использование ситуации снятия страха.

- Ничего страшного, если  ошибешься, даже взрослые люди иногда ошибаются.  

Можно проавансировать успешность результата, сказав:                                                          

- У тебя обязательно получится…

- Я даже не сомневаюсь в успешном результате.

При затруднении в выполнении задания путем намека, так сказать подсказки, подойдут слова:

- Может быть лучше всего начать с   …

- Выполняя работу, не забудь о …

Надо высоко оценивать детали, а не результат в целом:

- Тебе особенно удалось то объяснение.

- Больше всего мне в твоей работе понравилось  …

- Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы.

Иногда я могу поставить оценку «в кредит», причем любому ученику, так как считаю, что это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше. Необходимо вместе искать причины неудач, например, невнимательно прочитал задание, не обратил внимание на что-то, применил не то правило.

(Слайд 11)

Часто использую прием «Умышленная ошибка». Этот прием можно применять только на известном учащимся материале. Я предлагаю ученикам задание с ошибкой.

Например:

1) - Что напутал Андрей?

-Понятны ли будут в его записи предложения?

В классе пишут под диктовку:

«Я принёс из леса гриб».

Лишь Андрей выводит ловко:

«Я принёс из леса грипп».

Ну, скажите, почему

Так послышалось ему?

Игроки владеют басом,

А певец завидным пасом,

По реке плывут плоды,

А в саду растут плоты.

Объясните, почему

В школе не везёт ему?

2) Лингвистическая задача – шутка.

   Лена написала на доске: «Шил – пыл у папушги зереньгий гослиг».

– Ну и придумала! – сказали ребята, – Это ж надо шифр знать специальный, чтобы правильно прочитать!

Лида ответила:

– Во – первых, это не я придумала: все вы знаете эту строчку. А во- вторых, чтобы её прочитать правильно, надо знать всего одно свойство русской фонетики.

-Права ли Лида?

(Это строчка из известной песенки: «Жил – был у бабушки серенький козлик». Только звонкие и глухие согласные заменены на свои пары.)

(Слайд 12)

При изучении нового материала очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю, опираясь, хоть и на небольшой, но все-таки жизненный опыт учеников.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему…

- Оказывается, вы много уже знаете, в вашей памяти уже многое хранится, значит, изучение этой темы будет не таким уж и сложным.

С 1-го класса я приучаю учеников начитать свой ответ со слов: «Я думаю…», «Я считаю…», таким образом, подчеркивая его индивидуальность.  

(Слайд 13)

На своих уроках я использую приём “Защитный лист”.  На моём столе лежит лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Но, конечно, нужно держать ситуацию под контролем. Если ученик часто пользуется “Защитным листом”, значит, есть причина индивидуальной беседы с ребенком.

(Слайд 14)

Успех поддерживать надо постоянно. Так как в 1-ом классе безоценочная система, а лучшие работы надо было как-то выделять, я использую отличительные знаки, которые вкладывала под обложку тетради.

Во 2-м классе я стала ставить оценку в конце каждого месяца за ведение тетради. И теперь ученик, если даже и пишет с ошибками, то у него может появиться в тетради 5 – это за ведение тетради.  

Чтобы каждый ученик почувствовал успех, надо не зацикливаться только на основных предметах. Если не получается достичь больших результатов, например, по математике, можно увидеть  успех в рисовании или технологии. Поэтому в нашем классе есть стенд, куда после каждого урока вывешиваются лучшие работ.

(Слайд 15)

Один из любимых детьми приемов является - взаимопроверка тетрадей и выставление оценок друг другу. Ребенок, допустивший ошибку в своей тетради, чаще обычного, заметит ее у товарища.

Большое значение придаю индивидуальной помощи сильных учеников слабым учащимся, групповой работе, где слабоуспевающие, совместно с сильными учениками, решают учебные задачи.

Каждый урок начинаю с краткого повторения пройденного. Это поможет уточнить, насколько правильно ребенок понял тему. Контролирую ее усвоение учениками, пропустившими предыдущие уроки.

При изложении нового материала, в ходе урока, обязательно проверяю степень понимания учащимися основных элементов, стимулирую вопросы со стороны учащихся, обращаю внимание на задания, вызывающие у детей наибольшие затруднения.

Тщательно анализирую и систематизирую ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявляю типичные для класса, и концентрирую внимание на их устранение.

В своей работе я применяю прием подсказывающих ответов. При этом, подсказка (помощь учителя), тщательно дозируется. Подсказывающие ответы варьирую и по своему характеру.

Помощь также может быть оказана и в виде использования планов, схем, плакатов.  

Опрос слабоуспевающих учеников сочетаю с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения.

Любой успех, даже самый незначительный, вызывает поощрение с моей стороны, влияет на изменение положения ученика в классе, на оценку его товарищами и его личную самооценку. 

(Слайд 16)

В этом мне помогает памятка "Психотерапия неуспеваемости":

1. "Не бить лежачего":

Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту:

Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3. "За двумя зайцами погонишься…":

Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение:

Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами:

Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу:

Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности:

Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели:

Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. Учащийся не объект, а соучастник оценки:

Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.

10. Сравнивайте достижения:

Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

(Слайд 17, 18)

В результате такой работы, в моём классе заметны  положительные результаты в обучении учащихся. (Смотреть диаграммы)

На них видно, что хотя бы 1 или 2 человека повысили свой разряд успеваемости.

(Слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательного интереса как средство повышения качества знаний младших школьников

Учебно-познавательный интерес-"энергетическая батарея" учебной деятельности....

Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.

Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...

Использование ИКТ как средства повышения качества знаний учащихся

В статье раскрываются возможности использования ИКТ на уроке как средства повышения качества знаний....

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования ( с применением технологии «Кейс-стади»)

Одной из главных проблем современной школы является школьная неуспеваемость. Многие учителя делают попытки её устранения и профилактики. Но не у всех получается. Не разобравшись в причинах, учителя бр...