Эссе "Я-учитель"
статья на тему

Нестеренко Нина Викторовна

Выступление на конкурсе "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya-uchitel.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Я-УЧИТЕЛЬ»

Эссе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1

Г.Ессентуки

Нестеренко Н.В.

«Всё, что было или есть, началось с мечты», - мне очень близки эти слова . Я всегда мечтала  быть учителем. И  не просто учителем, а хорошим учителем, то есть таким, который  помогает каждому ребенку научиться верить в себя. Ведь любая самая безумная мечта не настолько безумна, как может показаться на первый взгляд. И у моей мечты есть основа: способности ребенка можно и нужно развивать. Для меня это первый шаг, самый важный, он позволит открыть ребенку новые горизонты. В этом и есть предназначение учителя.

Северный Казахстан ,маленький городок на Иртыше ,школа №3 .И  я -маленькая  испуганная девочка с белыми бантами и в новой форме, которую мама за руку ведет в школу..Я помню широкие коридоры, школьный буфет с изумительными на вкус пирожками, наш класс, где училось 42 ученика и её- мою  первую учительницу-Марию Филипповну. Ей на тот момент было уже больше 60 лет и у неё очень болели ноги(была она  женщиной грузной и ходила медленно и  вперевалку),но каждый день на большой перемене и в любую погоду   мы выходили на улицу и играли в разные подвижные игры. Оценок нам в 1 классе не ставили ,но того, кто  хорошо занимался каждый день в тетрадке ждала красная звёздочка из бархатной бумаги..И так здорово было получать этот сюрприз, трогать на ощупь бархат и ощущать себя необыкновенной девочкой..Я её побаивалась, она была по взрослому строга и  ругала крепко, но  по справедливости..Да и морщинки в её глазах говорили о её смешливом характере..Моя дорогая первая учительница ,она ,наверное, и сама не подозревала ,какую роль ей определила судьба в моей жизни, но это именно она определила мой выбор и мою мечту. Я так хотела стать похожей на неё! .

.И думаю она могла бы мною гордиться, потому, что несколько и моих учеников пришли преподавать в школу и стали учителями  именно младших классов. А это значит, что пока мы даем свои семена в этом мире- живём не зря..Спасибо тебе, моя первая учительница, я всегда буду тебя помнить..

Работать учителем – это значит мечтать вместе с детьми. Но быть хорошим учителем – это не значит быть безответственным мечтателем, это значит быть тем, кто вместе с детьми ежедневно превращает мечты в цели, а цели -  в результаты.        Профессия учителя, на  мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Потому что все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас  учат. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше,  чему учиться, если бы не мои ученики. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Дети  умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Я убеждена, что если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться – говорить то, что от них ждут.  Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребенком на равных. Только в этом случае на моих занятиях будет настоящее общение и «взаимное» обучение. Вот они, мои ученики…. Какие же они разные: громогласные и спокойные, стремительные и задумчивые... Вот Артём- он очень серьёзный и рассудительный ,он уже твёрдо знает в 1 классе, что хочет стать палеонтологом. А это Луизи- мечтательная ,нежная и ранимая.И говорит она очень тихо, так, что приходиться прислушиваться, но зато ,как красиво поёт…А это -Кирилл, он не боится выступать и всегда берёт на себя функции командира.

        Я – учитель начальных классов. Младший школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется  основа  умения учиться. В этом  возрасте важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в школе, но и  фактором успешности на протяжении всей жизни. Без объективной оценки своих действий ребенку очень сложно двигаться к успеху. Представим себе стрелка, который не знает, попал он в мишень или нет, и не знает, что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз точно её поразить.

         Считаю важным учить детей тому, что ошибка – это находка, подарок. В этом случае ошибка – предвестник положительного результата.

        Моё педагогическое кредо  – это  возможность показать ученику положительные изменения в нём относительно самого себя.  Для этого я часто использую ситуации  , которые позволяют  зафиксировать продвижение ученика.

        Одним важным  педагогических средств  для этого является Портфолио ученика. Это собрание фактов, материалов, демонстрирующих ученику его успехи за длительный период времени и в разных сферах деятельности. Это мощная положительная оценка усилий ребенка им самим под девизом «Я смог, сумел». Работая с Портфелем достижений, ученик понимает, что он успешный и сам может строить траекторию своего развития.

Государство   официально и  с полной ответственностью определяет критерии и качества учителя как профессионала. Государство смотрит на меня, учителя, глазами Профстандарта  и ФГОС. «Профстандарт педагога – стандарт «на вырост». Лично для меня фраза, объясняющая всё. Стандарт – это то, как должно быть. И я как учитель понимаю, что это то, до чего я должна «дорасти», чтобы и сама, и окружающие видели и ценили во мне профессионала. Стандарт педагога – это, на мой взгляд, качество профессии, и качество желаемое. Это, если хотите, образ будущего. Но работать над ним надо сейчас. Иначе никогда не достигнем, не дорастём.

 Что ждёт от меня ФГОС как от учителя? Именно ФГОС определяет теперь стратегию и тактику моего профессионального развития. И развитие это, должна признать, требует немалых усилий. Но все вложения, сделанные учителем, будут эффективны и результативны, если учитель сам хочет изменений, а не действует по инерции под влиянием сверху спущенных требований.Ещё замечательный русский философ Василий Розанов говорил: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом всё остальное».

И если вы пришли в профессию, если выбрали для себя этот путь – идите по нему достойно и не сетуйте на требования и условия. Меняйте их своим творчеством, подтверждайте свой профессионализм, уважайте себя в своей профессии! Никто ведь и не говорил, что вам будет легко. Замечательные слова прочитала у Е.А.Ямбурга: «Школа – это, конечно, личностная вещь». И личностью в ней должен быть, прежде всего, Учитель. Тогда и в ученике он сможет увидеть Человека и воспитать Личность.

И здесь вспоминаются слова Пауло Коэльо: «А что такое «учитель»? Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже известно». Сложно быть таким учителем? Думаю, да. Но именно такой учитель нужен сейчас школе.

Цвет своего неба мы выбираем сами! Мы сами определяем для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии и тех принципов, которыми будем в ней руководствоваться. Мы сами для себя решаем, какие ценности будут сопровождать нас в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, кого нам доверяют.