Здоровьесберегающие технологии на уроках
статья по теме

Обухова Светлана Васильевна

Выступление на педагогическом совете школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.rar439.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа д.Дамаскино

Кильмезского района Кировской области

Выступление на педагогическом совете

по теме:

«Здоровьесберегающие технологии

на уроках  »

                                          Учитель русского языка и литературы 

                                                          Обухова С.В.

Дамаскино 2015г.

     Медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что здоровье наших детей под угрозой. За годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается.  Поэтому одной из приоритетных задач реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора  образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

       Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока.    

      От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

     Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, индивидуально дозируя объём учебной нагрузки, чередуя виды работ:  работа с учебником (устно и письменно), самостоятельная работа, творческие задания, работа с тестами и т.д.  

     Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проводить физкультминутки. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

     Педагогу необходимо определять и фиксировать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку (2-3 мин.), строго следить за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее чередованием в течение урока, соответствием виду работы.                               У детей  (особенно младших классов)  должны быть правильно подобраны ручки. В противном случае, поданным исследований, это отрицательно влияет на состояние ребёнка.

     Концепцию здоровьесберегающего обучения можно выстроить следующей логической цепочкой.   

Здоровьесберегающее обучение   направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.                                                              Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.                                                                                                           Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

    Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности, следует применять некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Хочу привести оценку этих направлений:                                                  Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка. Педагог должен стараться обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.                                 Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.                                                                                                                Проявления гуманного отношения к детям, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.                                                                            Технология уровневой дифференциации обучения.  Уроки  строятся с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.

      Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

     Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.

Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

      На уроках    учитель может широко использовать упражнения, тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды.        При изучении глаголов рассматривать режим дня школьника с последующим его обсуждением.      Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям  об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами.       На уроках литературы дети читают  произведения о животных, родном крае и говорят об их сохранении.  Ребятам очень нравятся уроки на природе. Они работают увлечённо, с интересом.  Отмечается высокий положительный эмоциональный настрой.

     Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится и задача учителя заинтересовать его.

Ещё один очень важный момент – это состояние класса (кабинета). Учебное помещение к началу каждого урока должно быть проветрено и убрано, классная доска вымыта.   Каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить своё рабочее место в порядок: приготовить всё необходимое к уроку и убрать всё лишнее, если оно есть. Учитель должен быть готов помочь учащимся в решении этих вопросов.

            Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Я постаралась описать  систему своей  работы по здоровьюсбережению на уроках в начальной школе.  С огромным желанием на протяжении многих лет применяю в своей работе здоровьесберегающие...

Мастер-класс «Использование приемов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка»

Цель мастер-класса: показать, как  ввести в канву урока элементы здоровьесберегающих технологий. Представлен фрагмент урока русского языка и комментарии к этапам урока с точки зрения здоров...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Урок. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Совершенствование умений практического владения английским языком по теме “The Seasons of the year”, формирование лексических, фонетических, грамматических навыков, умений письма, чтения, аудирования,...