Презентация "Компетентностный подход в образовании"
презентация к уроку на тему

Погодина Светлана Васильевна

Под компетентностным подходом в образвании понимается метод моделирования результатов образования как норм его качества.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Компетентностный подход в образовании Лекция 5 понимается метод моделирования результатов образования как норм его качества.
Под компетентностным подходом в проектах нового поколения ГОС ВПО Компетентностный подход предполагает: отражение в системном и целостном виде образа результата образования;формирование результатов как признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующие компетенции;определение структуры последних. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Принципы компетентностного подхода : • Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.• Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.• Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.• Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения. Компетентностный подход в образовании основан на категориях: Компетенция - сочетание характеристик, относящихся к знанию и готовности его применения, к мотивам, ценностям, навыкам, опыту деятельности. Овладение компетенцией обязательно подкрепляется личными качествами - работоспособностью, увлеченность, прилежанием, целеустремленностью и пр. Компетентность – это актуальное проявление компетенции в деятельности. В понимании компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, ориентированного на результат - “стандарт на выходе”. Компетентность обладает интегративной природой, поскольку объединяет ряд умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой, коммуникативной и др.). Компетентностный подход дает возможность разработать идеальную модель ученика в терминах , которые четко и ясно формулируют результат его деятельности и позволяют оценить ее качество. Типы компетенций ученика: Ценностно – смысловые - связаны с ценностными ориентирами ученика. Их развиваю посредством слушания музыки, в ходе знакомства с литературными и художественно-изобразительными произведениями. Ученик приобретает способность видеть и понимать окружающий мь окружающий мир. Общекультурные компетенции развиваются в процессе знакомства учащихся с эффективными способами организации свободного времени, в процессе исполнения песен своего народа и других народов мира. Учебно-познавательные компетенции формируются через самостоятельную познавательную деятельность,т в процессе овладения учащимися приемами действий в нестандартных ситуациях. Технология КТД Информационные компетенции формирутся умения самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации. Коммуникативные компетенции учащиеся приобретают способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и задачами общения и обучения. Компетенции личностного самосовершенствования в процессе освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Способы формирования ключевых компетенций учащихся Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно. ·Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей. ·Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей. ·Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих. ·Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения. ·Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности. ·Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность. . Способы формирования ключевых компетенций учащихся Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства. ·Учить задавать вопросы и высказывать предложения. ·Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним. ·Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности. ·Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе. ·Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы. ·Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям. ·Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы. Способы формирования ключевых компетенций учащихся Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов. ·Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений. ·Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы. ·Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат. ·Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям. ·Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности. ·Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое. Способы формирования ключевых компетенций учащихся поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними. ·Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил. ·Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю» Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-http://www.pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-1.shtml Литература

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурологический подход в образовании

«Создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края».   Тема педагогического совета: «Культурологический подхо...

Деятельностный подход в образовании

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через станда...

Деятельностный подход в образовании

Презентация по теме: "Деятельностный подход в образовании"...

Системно-деятельностный подход в образовании

Понятие  системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие лич...

Способы реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании.

         «Нужно, чтобы дети, по возможности,  учились самостоятельно, а  учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него...

Материалы к семинару "Деятельностный подход в образовании"

Презентация и материал к выступлению  на семинаре по теме"Деятельностный подход в образовании"...