Разновидности приемов развития критического мышления.
методическая разработка на тему

Разновидности приемов развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_tehnologii_kriticheskogo_myshleniya.docx75.22 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Приём «Рассказ-предположение по ключевым понятиям»

Цель приёма: составить рассказ (выступление, объяснение нового материала, презентация) по ключевым понятиям новой изучаемой темы, кроме того понятия необходимо выстроить в логику, осмыслить и подтвердить сказанное цитатами из текста.

Технология.

1. Сообщение учителем темы или проблемы.

2. Составление списка понятий, проблем, фактов, которые по мнению обучающихся являются ключевыми.

3. Обучающиеся индивидуально или в группе заполняют ячейку №1 таблицы.

4. Изучение материала.

5. Заполнение ячейки №2 с целью подтверждения или опровержения изучаемого материала.

6. Осмысление и составление рассказа в определенной логической последовательности, кроме того своими предположениями и оценками следует расширить материал.

Понятия, проблемы, факты (до изучения)

Цитата из текста

Толкование, рассуждение, оценка, выводы (рефлексия)

  1. Прием «Корзина идей»

Цель приёма: на стадии актуализации знаний обсуждаемой темы урока определить и выяснить содержание информации, которой обладают обучающиеся путём организации индивидуальной и групповой работы.

Технология.

1. Сообщение учителем темы или проблемы.

2. Обучающимся предлагается выписать как можно больше слов, выражений, ассоциаций, связанных с изучаемой темой, проблемой.

3. Обмен информацией в парах или группах. Организованное обсуждение на выяснение совпадений и разногласий по теме.

4. Группы обучающихся по кругу называют сведение, факт, имена, проблему, понятие не повторяя ранее сказанного.

5. Учитель записывает названные сведения в «корзине» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

6. В ходе урока записанные сведения систематизируются и связываются в логические цепи. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

http://pandia.ru/text/79/341/images/image001_114.jpg

  1. Прием «Лови ошибку»

Цель приёма: выявление обучающимися ошибочной информации, заранее подготовленной учителем.

Уровни ошибок

1. очевидный - ошибки выявляются обучающимися, исходя из их личного опыта и знаний;

2. скрытый - ошибки устанавливаются только после изучения нового материала.

Технология.

1. Обучающиеся анализируют предложенный текст с ошибками, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Также возможно составить рассказ с ошибками, которые обучающиеся слушают.

2. Обучающиеся изучают новый материал (выполняют практическую работу) и исправляют ошибки, которые им удалось выявить.

3. Учитель заранее готовит список ошибок, запечатывает его в конверте и демонстрирует в начале урока.

  1. Прием «Письмо по кругу»

Цель приёма: посредством групповой и согласованной работы разработать логически верный текст, решение проблемы.

Технология.

1. Учитель сообщает тему или проблему урока.

2. Обучающиеся записывают своё видение проблемы, её решение. У каждого ученика должен быть лист бумаги.

3. Обучающиеся передают свои листы соседу (по кругу). Получив лист, сосед продолжает его размышления. Листы двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

4. На выходе получается способ решения проблемы, последовательность действий, технологический процесс.

  1. Приём «Выглядит так, а делается как?»

Цель приёма: разработать технологию изготовления изделия по увиденному изображению.

Технология.

1. Учитель демонстрирует иллюстрацию.

2. Обучающиеся разрабатывают технологический процесс.

3. Обсуждение и выявление наиболее рациональной технологии.

  1. Прием «Кубик»

Цель приёма: реализация и рассмотрение различных фокусов проблемы, темы, задания для создания целостного (многогранного) представления об изучаемом материале.

Технология.

Изготовить кубик на сторонах которого пишутся следующие задания:

1.Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это)

Обучающиеся делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия.

  1. Прием «Перепутанные логические цепочки»

Цель приёма: восстановление последовательности событий или технологии.

Технология.

Обучающимся выдается материал с перепутанными событиями, технологическим процессом, который необходимо правильно выстроить в ходе обсуждения или практической работы.

  1. Приём таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Цель приёма: графическая организация и логико-смысловое структурирование материала.

Технология:

1. До изучения материала обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют столбцы «Знаю», «Хочу узнать». Требование – записывать текст не цитируя учебник.

2. По ходу изучения материала или же в процессе обсуждения изученного, обучающиеся заполняют столбец «Узнали».

3. Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить обучающимся составить столбец «что осталось не раскрыто». Другой вариант таблицы - «Плюс, минус, интересно»

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

9. Таблица «Кто? Что? Где? Когда? Почему?»

Цель приёма: графическая организация и логико-смысловое структурирование материала.

Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

  1. Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Цель приёма: развитие умений формулировать вопросы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

что, если.

Технология.

Прием подразумевает вопросы, на которые предполагается либо развернутый, «долгий», обстоятельный ответ («толстый» вопрос), либо однозначный, «фактический» ответ – это «тонкий» вопрос.

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

  1. Прием «Ромашка вопросов или ромашка Блума»

Цель приёма: создание вопросов разных типов.

Ромашка Блума состоит из шести лепестков, на каждом написан вопрос. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Вопросы могут быть: простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные, практические.

http://*****/articles/625679/img2.jpg

1. Простые (фактические) вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т. д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

- «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

- память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;

- оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

- синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;

- анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;

- применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его;

Примечание: чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

  1. Приём «Инсерт»

Цель приёма: развитие аналитического мышления, посредством маркировки текста значками по мере его чтения. I – interactive; N – noting; S – system; Е – effective; R – reading and; Т – thinking. В дословном переводе «инсерт» с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Технология.

Во время чтения текста следует рекомендовать обучающимся делать на полях пометки, а после заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. «v» - читаемый текст соответствует тому, что было известно или предполагалось что известен; «+» - читаемое является новым; «-» - читаемая информация противоречит ранее известной; «?» - читаемый текст не известен, непонятен и требуется получить более подробные сведения по данному вопросу. Приём активно используется на стадии осмысления содержания. Для заполнения таблицы обучающимся необходимо вернуться к проработанному тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, систематизация уже имеющихся знаний. Технологический приём «Инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом является обсуждение записей, внесённых в таблицу.

Материал учебника, пособия

Требования к одежде

Требования к одежде подразделяются на гигиенические, эстетические, технические.

Гигиенические – одежду оценивают по её возможности создания микроклимата вокруг тела человека: гигроскопичность, пылеёмкость, теплопроводность и др.

Эстетические – определяют качество с точки зрения красоты, сочетания цветов, композиции, оформления и отделки.

Технические – соответствие техническим условиям изготовления, прочность, износоустойчивость.

-

+

v

?

Таблица, выполненная обучающимся в тетради

V (знаю, умею)

+ (не знаю, не умею)

- (сомнительно)

? (изучить)

Эстетические качества.

Гигроскопичность, пылеёмкость, теплопроводность.

Противоречие между тем, что качество определяется не ценой, а требованиями технологии изготовления.

Какие технические условия изготовления одежды существуют?

  1. Прием «Дерево предсказаний»

Цель приёма: развитие логического мышления.

Содержание.

Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

http://*****/articles/625679/img1.jpg

14. Фишбоун

При проведении урока с наличием учебных проблем, происходит их обсуждение и поиск решений. При неявном обозначении проблем, обучающиеся могут не обратить на них внимание или будут испытывать затруднения при поиске решений. Лучший вариант, когда проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на ясную фактическую базу. Обучающиеся, читая текст, обнаруживают проблемы или конфликты, раскрывают причины и механизмы развития. В процессе чтения обучающиеся составляют схему «фишбоун» или «рыбью кость». Схема выглядит в виде скелета, в голове которого обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. Скелет состоит из верхних и нижних косточек. На верхних отмечаются причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых обучающиеся по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны представлять собой краткие ключевые фразы, факты. Работа может проводиться в группах, где составляется общая схема «фишбоун». Группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.

http://pandia.ru/text/79/341/images/image004_3.png

Варианты. Тема (проблема): моделирование юбки; идей: получение расклешённой юбки, получение юбки на кокетке, получение юбки в складку; факты (технология): коническое расширение, закрытие вытачек, увеличение ширины полотнищ; итог: анализ и выбор модели по личным интересам, художественному вкусу. Тема (проблема): неполадки в работе швейной машины; идея (причина): сильное натяжение ниток; факты (подтверждение): стягивание тканей; итог (устранение): ослабление натяжения.

15. Приём « Синквейн»

Цель приёма: синтеза материала и развитие способности резюмировать информацию.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это небольшое стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк.

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

16. Приём «Шесть шляп мышления»

Цель приёма: рефлексия при подведении итогов работы на уроке.

Технология.

Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная шляпа выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая – перечень фактов.

Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему.

Зелёная шляпа - где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа - общий, философский вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...

Психологические приемы развития критического мышления на уроках литературного чтения

Актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и поз...

Приемы развития критического мышления.

Материал поготовлен для выступления на МО. Знакомит с приемами развития критического мышления, которые способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....

Основные методические приемы развития критического мышления

Технология «Развитие критического мышления»Технология «Развитие критического мышления»  является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных пре...

Использование приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС.

Статья посвещена возможностям использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе....

Диаграмма Опытно практическая работа по ВКР тема Использование приемов развития критического мышления на уроках родного литературного чтения. Методика разработанная учителем начальных классов Тюнгюлюнской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, Баишевой Е.Н

Критическое мышление ОПР по ВКР. Использование приемов критического мышления для формирования УУД у учащихся младших  классов. Отслеживание динамики развития уровня сформированности критического ...