Игровые технологии в начальной школе
статья ( класс) по теме

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как мне удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

                                                                                                                  Н. А. Кирюшина

        Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

        В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие ребенка как личности, поэтому возникает насущная потребность в расширении методического потенциала и в активных формах обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Игровая деятельность  является одной из уникальных форм обучения, которая помогает успешно осваивать содержание обучения.

        Особенность игровой деятельности в том, что она способствует изменению мотивов поведения, раскрывает новые источники развития познавательных сил, повышает самооценку учащихся, устанавливает дружеские отношения в микрогруппе и коллективе, приучает детей к согласованным действиям в работе, к ответственности перед командой, за которую они играют. В игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – всё то, без чего немыслим успех.

        Большое значение имеет игра в младшем школьном возрасте, особенно сегодня, когда всё больше детей приходят в школу неподготовленными, с ослабленным психофизическим здоровьем, сниженным уровнем интеллектуального развития, эмоционального благополучия и потенциальной опасностью попасть в «группу риска».

        Игра выступает в качестве средства адаптации и социализации, средства изучения детей, лечебно-коррекционного периода. Она развивает в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, речь и реактивность – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности.

                 Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией через телевидение, видео, радио, компьютерные сети.         Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как мне удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

     ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

         Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:

  1. Игровые.
  2. Догматические, репродуктивные.
  3. Объяснительно-иллюстративные.
  4. Развивающие.
  5. Проблемные, поисковые.
  6. Программированные.
  7. Диалогические.
  8. Творческие.
  9. Саморазвивающие.
  10. Информационные (компьютерные).

Опираясь на концепцию Д. Б. Эльконина выявили наиболее характерные виды игр:

  • игра – развлечение;
  • игра – упражнение;
  • сюжетная игра;
  • процессуально – подражательная игра;
  • традиционная.

               По классификации О. С. Газмана игры бывают:

  • подвижные;
  • сюжетно-ролевые;
  • компьютерные;
  • дидактические.

               Какова бы не была классификация игр, ясно одно: игра для ребенка не просто времяпровождение. Она для него учеба, труд, серьезная форма воспитания, передача накопленного опыта.

               Делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровую деятельность я использую в следующих случаях:

                          - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

                          - как элементы более обширной технологии;

                          - в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

                          - как технологию внеклассной работы.

                Реализацию игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий провожу по таким основным направлениям:

                           - дидактическую цель ставлю перед учащимися в форме игровой задачи;

                           - учебную деятельность подчиняю правилам игры;

                           - учебный материал использую в качестве её средства;

                           - в учебную деятельность ввожу соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

                           - успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом.                

              Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней и быстрей?!», «Не зевать! Отвечать сразу!», «Сосчитай!», «Докажи!». По характеру познавательной деятельности дидактические игры я отношу к следующим группам:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например: составляют узор по образцу «Графический диктант», (узор на доске, в тетради, в форме аудиальной инструкции) «Мозаика».
  2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например: игра «Определи курс движения самолета».
  3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например: игра «Контролеры».
  4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например: игра «Числа-перебежчики».
  5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре «Угадай-ка» дети сами формируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.

                   ЧЕРТЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

                 В структуре учебного процесса с использованием дидактических игр я выделяю четыре элемента-этапа:

  1. Ориентация (представляю изучаемую тему, знакомлю с основными представлениями, которые в ней используются; даю характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры).
  2. Подготовка к проведению (излагаю сценарий, игровые задачи, правила подсчета очков, распределение ролей совместно с учащимися, пробный «прогон» игры в сокращенном виде).
  3. Проведение игры как таковой (организую проведение игры, фиксирую следствия игровых действий, слежу за подсчетом очков, разъясняю неясности).
  4. Обсуждение игры (обсуждение проводим совместно с учащимися, в ходе которого дается описательный обзор – характеристика «событий» игры и отношение участников игры к трудностям, возникавшим по ходу дела, обсуждаются идеи, которые приходили в голову во время игры).    

              Нельзя сказать, что игра на моих уроках выполняет одну какую-либо функцию, обычно  она выполняет сразу несколько функций. Главное, что она органически сочетается с серьезным и напряженным трудом, не отвлекает от учения, а наоборот способствует интенсификации умственной работы.

               Подвижные игры, проводимые мной на воздухе, укрепляют здоровье детей  развивают их организм. Познавательные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, побуждают интерес  к различным областям науки, техники, искусства.

              Можно было бы упомянуть ещё о многом полезном и содержательном. Что вносит игра в жизнь детей, и сказанного более чем достаточно, чтобы увидеть в ней не только развлечение и забаву, но и одно из серьёзнейших средств педагогического воздействия на детей.

               Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребенка, на чувства, на сознание, на волю, на поведение в целом. Игра помогает мне делать уроки живыми, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к обучению, способствует раскрытию  индивидуальности детей.

             Хочется закончить словами В.А.Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.… Без сказки, без игры воображения ребёнок не может жить… Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                               ЛИТЕРАТУРА

  1. Кларин, М. В. Обучение как игра. Хрестоматия по педагогике, часть II
  2. Осмоловская, И. М. Игра на уроках. //ЖНШ. №5. 2004.
  3. Бабкина, Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе. //ЖНШ. №4. 1998.
  4. Рендакова, Е. М., Новокшонова, Л. М. Создание игровых комплектов и их применение в обучении младших школьников. //ЖНШ. №11. 2000.
  5. Абдульменова, З. З. Игра – способ пытливости и любознательности. //ЖНШ. №11. 2003.
  6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shkola-dlya-vseh.ru/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в начальной школе

Статья об определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процессе обучения....

Практическая реализация игровых технологий в начальной школе на уроках гуманитарного цикла

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...

Игровые технологии в начальной школе

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...

Доклад "Игровые технологии в начальной школе на уроках гуманитарного цикла"

статья об использовании игровых технологий на уроках гуманитарного цикла...

Игровые технологии в начальной школе

Игровые технологии в начальной школе....

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье говорится об игровой технологи, которая очень важна для начальной школы. Ведь именно в самом начале  обучения школьников важно не потерять их интерес к учебе и познанию нового, в ...