Технология деятельностного метода в обучении младших школьников
статья ( класс) на тему

Ступникова Марина Сергеевна

Технология деятельностного метода- механизм развития творческих возможностей ребёнка и формирования способности учащихся к самообразованию. Системно - деятельностный подход является методологической основой новых образовательных стандартов второго  поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskoe_obosnovanie_tdm.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода в обучении младших школьников

Ступникова М.С.,

учитель начальных классов

МБОУ «ЦО № 19» г.Тулы

       Технология деятельностного метода- механизм развития творческих возможностей ребёнка и формирования способности учащихся к самообразованию.

      Системно - деятельностный подход является методологической основой новых образовательных стандартов второго  поколения. В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации на основе сохранения целостности социальной структуры.

                                          Основная педагогическая задача –

                          организация условий, инициирующих детское действие

Этапы формирования универсальных учебных действий:

● Приобретение первичного опыта выполнения действий в ходе пробных попыток;

● Проблематизация прежнего способа его выполнения как недостаточного для                                   получения требуемого  результата;

● Формирование нового  способа ( алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами;

● Тренинг по применению нового способа приобретения умения, промежуточный самоконтроль и коррекция;

● Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.

                         

                         СИСТЕМА  дидактических ПРИНЦИПОВ

Принцип деятельности- учащийся не получает готовое знание, а добывает его сам в результате собственной деятельности ( является не объектом, а субъектом деятельности).

Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями  обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Принцип минимакса предполагает  выделение двух уровней – максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей, и необходимого  минимума, т.е. государственного стандарта знаний.

Принцип целостного представления о мире – содержание образования должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи.

Принцип психологической комфортности означает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы.

Принцип вариативности – развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

Принцип творчества- максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

                              Личностные ресурсы обучаемых:  

мотивационные

Ценностные ориентации, потребности, запросы

инструментальные или операциональные

Освоенные универсальные способы деятельности

когнитивные

Знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки

Типы урока:

                     Урок введения нового знания

                                       Основные цели данного урока:

    ● Развивающая цель:  формирование способности учащихся к новому способу действия,

    ●  Обучающая цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

        Уроки повторения и закрепления знаний (рефлексия)

Отличительной особенностью УР от уроков закрепления в традиционной модели является фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности.

                                                Основные цели УР:

    ●   коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. (на сколько я овладел                      новым понятием, свойством, алгоритм

    ●формирование способности учащихся к коррекции способа действий (формирование способности к фиксированию затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений

             Урок общеметодологической направленности

                                   Основные цели этого типа урока:

     ●  формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

     ● выявление теоретических основ построения содержательно – методических линий.

                          Урок развивающего контроля.

                                                   Основные  цели:

      ●   формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

      ●   контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

                               

Структура урока рефлексии

Основные цели: формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления; повторение и закрепление учебного материала.

         Этап урока

                          Требования к этапам

  I

Самоопределение к деятельности

Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого материала. Включение эмоционального компонента, основанного на положительном опыте прошлых уроков.

II

Актуализация знаний

Повторение используемых способов действий – понятий, алгоритмов, свойств – с фиксацией соответствующих эталонов.

Самостоятельная работа ( в форме индивидуальной деятельности) с самопроверкой по готовому образцу и фиксацией ошибок.

III

Локализация затруднений

Уч-ся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий требуют уточнения.

Уч-ся, не допустившие ошибок, выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

IY

Построение проекта выхода из затруднений

Пошагово применяя эталоны, уч-ся выявляют, в чём именно заключаются ошибки и исправляют их на основе правильного применения эталона.

Y

Обобщение затруднений во внешней речи

Обсуждение типовых ошибок и проговаривание формулировки способов действий ( норм), вызвавших затруднение.

YI

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Каждый уч-ся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки. Решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает своё решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.

YII

Включение в систему знаний и повторение

При положительном результате деятельности на предыдущем этапе уч-ся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученным и между собой, и также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном – уч-ся повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом)

YIII

Рефлексия деятельности

( итог урока)

Уч-ся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение уч-ся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.

         

                 

Методические основы построения урока

                              введения нового знания

  Этапы  

   урока        

    Цели

Время

      Приемы,      

       методы

       Способы,    

        вопросы

  I

Cамоопределение

 к деятельности              

( Орг. момент)

Включение

уч-ся в деятельность

на личностно-

значимом уровне

1-2 мин

Учитель высказывает добрые пожелания; предлагает пожелать друг другу удачи;

девиз, эпиграф:

« Где есть желание, найдется путь! »; самопроверка д/з.

- Ребята, подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?

- В конце урока вы должны объяснить, почему именно такой эпиграф выбран сегодня.

 II

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого уч-ся.

4-5 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой уч-ся по готовому образцу и фиксацией ошибок

Индивидуальная работа,  работа в группах.

- Что интересного вы заметили?

- Как проверить верное ли решение или неверное?

- Кто прав из детей?

- Какая же команда заработала балл?

 III

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

4-5 мин

Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог;  подводящий без  проблемы диалог.

- Почему возникли затруднения?

- Что вы ещё заметили?

- Почему не можете объяснить свои ответы?

- Предложите название темы урока.

-  Как бы вы назвали этот новый тип задачи?

 IY

« Открытие нового знания»

( построение проекта выхода из затруднения)

Решение устной задачи и обсуждение её решения; фиксирование нового алгоритма          ( понятия) в языке и знаково.

7-8 мин

Побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знания диалог; подводящий без проблемы диалог.

Диалог; групповая или парная работа.

- Каким способом вы предлагаете выполнить это задание?

- Предположите свои версии, исходя из значения этих слов в языке.

--Попробуйте построить алгоритм решения.

 Y

Первичное закрепление

Проговаривание нового знания; запись в виде опорного сигнала; решение типовых заданий на новый способ действия.

4-5 мин

Комментирование; обозначение знаковыми символами; выполнение продуктивных заданий

Фронтальная работа; работа в парах.

- Почему важно уметь понимать это правило?

- Какая из указанных частей должна войти в конспект?

-  Расставьте шаги алгоритма.

- Запишите решение с комментированием.

 YI

Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону

Каждый для себя должен сделать вывод  о том, что он уже умеет; создание мотивации на успех для каждого ребёнка.

4-5 мин

Самоконтроль; самооценка.

Письменная самостоятельная работа ( не более 2-3 заданий).

-  Кто верно выполнил всё задание?

- Какой номер вызвал затруднения?

- Смогли ли вы проверить свою работу?

 YII

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Решение задач на повторение и закрепление изученного материала.

7-8мин

Индивидуальная или вместе с консультантом; .групповая; в парах.

-  Нужно ли ещё потренироваться в решении таких  задач?

-  Здесь один пример легче, а другой – сложнее. Выберите и решите один по желанию.

YIII

 Рефлексия деятельности

( итог урока)

Осознание уч-ся своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса; домашнее задание ( элемент выбора, творчества, отсутствие перегрузки).

2-3 мин

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новое знание?

- Какое задание вызвало у вас затруднение?

- Над чем ещё надо поработать?

- Кому из ребят скажем спасибо7

- Как оцените работу класса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...

Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Технология системно – деятельностного подхода в обучении        младших школьников....

Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников

Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого эле...

Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход - это … содержание учебного процесса, в  котором главное место отводится  активной и разносторонней, в     максимальной степени самостоятел...

Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Принципы и приемы реализации системно-деятельностног подхода.....