Статья. Технологии развития памяти в начальной школе 1 – 2 классах.
статья (1, 2 класс) по теме

Зимина Анна Анатольевна

Предлагаемая статья содержит мастер класс, котрый в сжатой форме рассказывает о методах и приёмах работы с памятью у учащихся первых, вторых классов на уроках внеурочной деятельности. Текст статьи сопровождается презентацией в формате PowerPoint.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья для районной конференции.

Мастер класс. Технологии развития памяти в начальной школе 1 – 2 классах.

Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Зимина Анна Анатольевна, я, преподаватель дополнительного образования ГБОУ школы 102. Работаю по программе «Совершенная память. Технологии развития». Второе название программы, отражающее её содержание и направление, «Игротренинг по развитию памяти».  

Поэтому я предлагаю вам перейти к делу. Мы начнём с главного этапа работы, настройки. Не секрет, что дети попадают на внеурочную деятельность уже уставшие, иногда не с лучшим настроением после учебного дня, и моя задача быстро их перезагрузить, если говорить образным языком. С другой стороны, нам предстоит серьёзная умственная работа, и каждый педагог знает, что гибкость ума – это гибкость рук!

Итак, разминка.

Погреем ладони. Важно, чтобы подушечки пальцев были соединены и хорошо активизировались.

Растираем кисти рук вокруг с усилием – задача максимально активизировать энергетические точки рук.

Растираем запястья рук тоже прикладывая значительное усилие.

Сейчас важно дать почувствовать прилив энергии к кончикам пальцев. Для этого руки опускаем вниз. Если есть возможность опустить руки в низ сидя на стуле, делаем это сидя, если это невозможно, делаем стоя. Стоя наиболее продуктивно.

Максимально высоко поднимаем плечи вверх, стараемся достать уши и резко роняем их в низ. Делаем не менее трёх раз.

Для полноты ощущений закрываем глаза и прислушиваемся к тому, что происходит в наших пальцах.

Мы очень простыми, доступными упражнениями активизировали и прилив энергии к коре головного мозга, и сняли напряжение с плечевого пояса.

 Ещё один важный момент – настройка внимания и самоуправления, то чего нашим воспитанникам очень не хватает.

Гимнастика для пальцев:

Соедините пожалуйста большие и указательные пальцы на обеих руках. Отлично. Теперь меняем позиции пальцев поочерёдно соединяя их с большим пальцем от указательного до мизинца и обратно.

Мы начали собирать своё внимание, а теперь этап самоуправления:

На правой руке мы соединяем большой палец и указательный, а на левой – большой палец и мизинец,

Даём команду нашим замечательным пальцам двигаться навстречу друг другу. Я вижу ваши улыбки, как ощущения?

Всё предельно просто, при этом максимум эффективности.

Теперь можно перейти и к теоретической части.

Память - это накопление прошлого опыта, сохранение и последующее воспроизведение полученной информации.

В зависимости от того, каким путем была воспринята информация, различают:

- зрительную,

- слуховую,

- кинестетическую (тактильную, обонятельную, осязательную и другие) память.

        Современная наука выделяет несколько разновидностей памяти.

        Природная память – непосредственная, кратковременная, непроизвольная. Генетическая способность запечатлевать информацию.

        Культурная память - опосредованная, долговременная, произвольная – мнемотехника. Механическое запоминание с помощью различных средств.

Логическая память – рациотехника. Рациональное задействование мыслительных процессов.

Образная память – эйдотехника. Видение предмета вне зоны восприятия.

Мы знаем, что каждый человек обладает всеми видами памяти. А потенциальные возможности информационной памяти мозга безграничны!

Это утверждение и будем считать отправной точкой.

Остановимся только на наиболее интересных, передовых техниках, способных усилить творческий потенциал учащихся.

И это потрясающая гимнастика для ума! 

Ключевая фраза – девиз программы:

«Я укрепляю свою замечательную память каждый день». Рассмотрим два варианта её запоминания.

Первый метод – эйдотехника.

Эйдотехника – образная память – происходит замена реального предмета на воображаемый. В полной мере эта техника работает  при оживлении всего спектра ощущений: тактильных, мышечных, зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений. Другими словами, выработка навыка оживлять воображаемый образ и стирать его по мере необходимости. И это первое правило работы с нашей памятью.

Для запоминания нашей фразы на каждую первую букву мы придумываем слово-образ.

Предлагаем вспомнить и оживить в своей памяти якорь. Описываем его внешний вид, Представляем какой он на ощупь, как может пахнуть и звучать.

Укрепляю – укроп. Описываем его внешний вид, Представляем как он пахнет, какой на вкус, на ощупь, как может звучать.

Свою – сапоги. Описываем их внешний вид, Представляем как они выглядят, звучат, пахнут, какие на ощупь.

Замечательную – звезда. Описываем внешний вид звезды, Представляем, как она звучат, пахнет, какая на ощупь.

Память – парашют. Представляем как он выглядит, звучит, пахнет, какой на ощупь.

Каждый – клоун. Представляем как он выглядит, как двигается, звучит, какой на ощупь.

День – дорога. Описываем внешний вид, представляем, как она звучат, пахнет, какая на ощупь.

Переключаем внимание на другой вид деятельности.

Гимнастика для пальцев.

Просим назвать все слова-образы по порядку. Сопровождаем ответы картинками.

Второй метод мнемотехника, известный еще от римлян и назван в честь богини памяти Мнемозины.

Давайте немного изменим фразу, пусть будет: «Я укрепляю свою память каждый день»

Образы берём фруктов и овощей. Яблоко, бананы, укроп, свёкла, помидоры, картошка, дыня.

По первому правилу работы с памятью включаем «Яркий образ» - описываем все слова. И применяем второе правило «Метод знакомого пути», берущий своё начало от «Римской комнаты». Раскладываем все предметы по порядку в данном помещении, двигаясь по часовой стрелке.

Коллективная работа всей аудитории.

Запоминание словарных слов.

В таких словах, как, КОЛБАСА, ВОРОНА, КОРОВА, ставим ударение, определяем орфограмму и «включаем яркий образ». Как выглядит колбаса, пахнет, кто какую больше любит. Предлагаю представить, как отрезают кусок, и спрашиваю на что похож срез колбасы? Рисуем цветными карандашами в слове букву О в виде среза колбасы.

Ворона – рисуем гнездо, корова – чашку.

Следующая группа слов: КОМНАТА, ПЕТУХ, МЕДВЕДЬ, ТРОЛЛЕЙБУС.

Делим слово на слоги или на узнаваемые по ассоциациям части.

КОМ -  НА - ТА. Ком чего? Из чего, куда катится? Просим придумать слово, начинающееся на ТА. Придумываем историю: ком на тачке въехал в комнату. Записываем фразу, цветными карандашами выделяем буквы из словарного слова и их же в тексте.

ПЕТ - УХ. Ищем подходящее слово для первой части слова.

Зачитаю детские варианты. ПЕТя УХватил петуха за хвост.

ПЕТя УХодил из школы с петухом.

ПЕТербург УХом слышит петуха.

ПЕТь петух готов на УХ.

ТРОЛ  - ЛЕЙ  - БУС. ТРОЛь ЛЕЙкой поливал БУСы.

Числительно буквенный код. ЧБК.

Это один из наиболее эффективных методов запоминания числовой информации. Он соединяет в себе абстрактно-логический и ассоциативный методы. На основе ассоциативности каждая цифра прочно связывается с определенными буквами (числительно - буквенный код) Все десять цифр нужно обозначить согласными буквами русского алфавита и подобрать однокоренное слово.

0-Н               нос            5-П               пар

1-К               кок            6-Ш              шелк

2-Л               лес             7-С               слон

3-Т               торт           8-В               волк

4-Ч               час             9-Д               дом                  

Зашифруем дату, памятную для нашего города, его день рождения. 27.05.1703. Придумываем слова, используя буквы кода.

2 – Л.   Л . С – Лось, лес, ласточка, лист.

7 – С.

0 – Н.   Н . П – напильник, Нептун, напёрсток.

5 – П

1 – К.   К , С – кость, косуля, каска.

7 – С.

О – Н.  ноты, антенна, нитки

3 –Т.

Придумываем фразу. ЛоСь НаПильником КоСил НоТы.

ЛоСь НаПал на КоСулю, Напуганную Тенью.

В заключении можно сказать, что система мнемотехник представляет собой наиболее быстрый способ максимального использования ресурсов собственной памяти.

Сейчас я прошу вас одним словом охарактеризовать свои впечатления от нашей короткой встречи. Можно с места, а можно дать слово слушателя с первого ряда.

Спасибо за обратную связь.

Список литературы:

  1. Локанова И.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.,2001.
  2. Филимонова Н.И. Через занимательное – к развитию личности. М., 2000.
  3. А. С. Валявский. Как понять ребенка. «Фолио пресс». С-Пб 1998.
  4. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч.2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. /Гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2003
  5. Мюллер С. Развитие суперпамяти и мышления у детей. Быть отличником просто. – Питер, 2010
  6. Матюгин И.Ю. Конфликты в семье и на работе, Суперпамять, Быстрочтение и мнемотехника и Приемы Эффективного общения. – М.: Рипол Классик, 2003-2008
  7. Матюгин И.Ю. Развитие памяти внимания. – М.:Рипол Классик, 2009
  8. Сунцова А. В. Развиваем память. – М.: Эксмо, 2010


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс. В гостях у МНЕМОЗИНЫ

Слайд 2

Память - это накопление прошлого опыта, сохранение и последующее воспроизведение полученной информации.

Слайд 3

Различают: - зрительную - слуховую - кинестетическую (тактильную, обонятельную, осязательную и другие) память.

Слайд 4

Разновидности памяти. Природная память – непосредственная, кратковременная, непроизвольная. Генетическая способность запечатлевать информацию. Культурная память - опосредованная, долговременная, произвольная – мнемотехника. Механическое запоминание с помощью различных средств. Логическая память – рациотехника. Рациональное задействование мыслительных процессов. Образная память – эйдотехника. Видение предмета вне зоны восприятия.

Слайд 5

Мнемотехника - потрясающая гимнастика для ума!

Слайд 6

«Я укрепляю свою замечательную память каждый день».

Слайд 7

Я – якорь. Укрепляю – укроп. Свою – сапоги. Замечательную – звезда. Память – парашют. Каждый – клоун. День – дорога.

Слайд 15

«Я укрепляю свою память каждый день» яблоко, помидоры, бананы, картошка, укроп, дыня. свёкла,

Слайд 16

Запоминание словарных слов. КОЛБАСА к о лбаса ВОРОНА в о рона КОРОВА к о рова

Слайд 17

КОМНАТА, ПЕТУХ, МЕДВЕДЬ, ТРОЛЛЕЙБУС.

Слайд 18

Ком – на – та Ком на тачке въехал в комнату.

Слайд 19

Пет – ух ПЕТербург УХом слышит петуха.

Слайд 20

Трол – лей – бус ТРОЛь ЛЕЙкой поливал БУСы.

Слайд 21

ЧБК 1 – К 6 – Ш 2 – Л 7 - С 3 – Т 8 - В 4 – Ч 9 - Д 5 – П 0 - Н

Слайд 22

2 7. 0 5. 1 7 0 3 г. ЛС НП КС НТ

Слайд 23

ЛоСь НаПал на КоСулю, Напуганную Тенью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Урок развития речи в начальной школе и воспитание истинного патриотизма".

Сейчас по всем действующим программам начальной школы отдельный урок развития речи не предусматривается. На уроках русского языка обычно изучаются элементы лексикологии, синтаксиса; дети учатся писать...

Статья "Технологии групповой работы в начальной школе"

Статья "  Технологии групповой работы в начальной школе "...

Статья"Технология групповой работы в начальной школе"

В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их ...

Статья "Технология смыслового чтения в начальной школе"

Технология продуктивного чтения Н.Н.Светловской...

СТАТЬЯ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ.

В статье рассматривается тема ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ....

Приемы мнемотехники для развития памяти учащихся начальной школы

Каждый день нам приходится запоминать большие объёмы информации, получать новые сведения, не терять из головы то, что уже выучено давно, и ориентироваться во всём этом потоке данных. Детям хорошая пам...