ИГРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Чиркова Юлия Викторовна

Учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чиркова Ю.В. МКОУ Семилукская сельская СОШ

    Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т. к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

    Данная проблема широко рассматривается в работе В.А. Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1985, с. 93).

    Игра имеет особое важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.А.Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: «Игра – эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

    У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: «Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение». Щедровицкий Г.П. пишет, что игра есть:

  • особое отношение ребёнка к окружающему миру;
  • особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как субъективная деятельность;
  • социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности;
  • деятельность. В ходе которой происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики ребёнка;
  • социально- педагогическая форма организации всей детской жизни. (Щедровский Г. П. Методические замечания к педагогическим  исследованиям игры.  // Психология и педагогика игры дошкольников. Под ред. Запорожца. – М., 1996, с. 24)

    Д.Б. Эльконин даёт такое определение игры: «Человеческая игра - эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». (Эльконини Д.Б. Психология игры М., 1978, с. 57)

    Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются  в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным  желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

    Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Дидактическая игра (игра- обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. (Чилинрова Л., Спиридонова Б.  Играя, учимся математике. М., 1993, с.6)

    Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной и коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный процесс увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

    Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. (Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990, с. 12-13)

    Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

     Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

    Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушают игру, а следовательно, и её использование сводится к нулю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система безотметочного обучения начального общего образования

Современное начальное  образование направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития школьника. В концепции модернизации Российского образования обозначена главная цель началь...

Технология процесса индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе (в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

Методическая работа содержит теоретический и практический материал  по данной теме. Её можно использовать для индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе как на уроках, так и во...

презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития    проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Ступень обучения: начальное общее образование – 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Ступень обучения: начальное общее образование – 1 классУровень общего образования: базовыйСрок реализации: 2019-2020 у...

Система безотметочного обучения начального общего образования на уроках физической культуры

Современное  начальное  образование направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития школьника. В концепции модернизации Российского образования обозначена главная цель ...

«Современные подходы к организации процесса обучения – основа реализации ФГОС начального общего образования»

laquo;Современные подходы к организации процесса обучения – основа реализации ФГОС начального общего образования»...