Работа над темой "Мой город"
методическая разработка (2 класс) на тему

ИЛЬИНА Людмила Борисовна

Работа над темой "Мой город" во 2 классе. Выбор темы "Мой город", матрица темы, проекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_vladimire.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ильина Людмила Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №32 г. Владимир

Проектная деятельность. Работа над темой «Мой город»

В современной школе проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Перед школой стоит задача не только освоения учеником определённого  объёма знаний, но и получение навыков эффективного поиска нужной информации, её систематизации, хранения и применения. Выполняя проекты, школьники получают все эти необходимые навыки самостоятельной работы. В ходе проектной деятельности происходит формирование всех групп УУД (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных).

Работа над темой (тематическое обучение) реализуется в проектах, соединяет учебную и внеклассную деятельность.

Рассмотрим пример работы над темой «Мой город» во 2 классе.

  1. Выбор темы

Владимир – один из красивейших городов Золотого кольца России. Уникальные белокаменные соборы привлекают множество туристов со всего мира.

На экскурсии по историческому центру города Владимира второклассники видят туристические автобусы, встречают многочисленные группы иностранных туристов. Ребята чувствуют гордость за родной город и осознают необходимость получения знаний о родном крае.

- Если бы вы были экскурсоводами, что бы вы показали туристам в нашем городе, о чём рассказали? – спрашивает учитель своих учеников.

Так начинается работа над темой «Мой город».

  1. Работа над темой
  1. Проблема

В классе учитель предлагает ребятам нарисовать символ города Владимира – Золотые ворота. Одни пытаются рисовать по памяти, у других ничего не получается. Оказывается, что мы живём в родном городе, но мало о нём знаем. Кто-то говорит, что сначала нужно найти книги, открытки.

  1. Планирование

- Что нам интересно знать о родном городе? Какие проекты мы можем выполнить по этой теме? С чего нужно начать?

Ребята предлагают свои проекты. Учитель составляет «паутинку» темы и матрицу темы.

«Паутинка» темы

Математика                      Литература

Окружающий мир                                                Русский язык

Изобразительное искусство             Мой город                           Музыка

                 Технология                                            Спорт  

                           Работа с родителями          Внеклассная работа        

Примерный перечень проектов по теме «Мой город»

Литература: чтение книг владимирских писателей и поэтов, посещение краеведческой библиотеки, конкурс чтецов.

Русский язык: правописание слов по теме, составление ребусов, создание краеведческого словарика, «Проба пера».

Математика: решение задач краеведческого содержания, создание сборника «Владимир в числах».

Окружающий мир: история и география родного города, животный и растительный мир, Красная книга Владимирской области, посещение исторического музея и музея «Родная природа», известные люди и почётные граждане города.

Технология: владимирские архитекторы, скульпторы, создание макетов белокаменных соборов Владимира, коллективное панно «Любимый город», аппликации, поделки.

Изобразительное искусство: известные художники, посещение центра изобразительного искусства, картинной галереи, конкурс рисунков.

Музыка: владимирские композиторы и музыканты, посещение владимирской филармонии и центра классической музыки.

Спорт: прославленные владимирские спортсмены, известные чемпионы, спортивные традиции, участие в «Лыжне России».

Работа с родителями, внеклассная работа: посещение музеев, выставок, организация экскурсий, походов, краеведческие викторины, вечер «Мама, папа, я – владимирская семья», конкурс экскурсоводов по виртуальному Владимиру, краеведческая олимпиада, фотогазета, фоторепортаж.

Так тема объединяет учебные предметы и внеклассную работу.

Учитель составляет матрицу темы.        

Матрица темы «Мой город»

Этапы/ сроки

Конечный продукт

Действия

Роли

Материалы

Источники информации

Другие помощники

В школе

Вне школы

1.Подготови-тельный,

1 – 3 недели

1. Выставка книг о родном городе

Чтение книг, оформление выставки, создание каталога

Поиск в библиотеке, у друзей

Сборщики

информации

Книги,

листы для каталога

Литература, учитель, библиотекарь

Родители,

друзья библиотекарь

2. Обзорная экскурсия по Владимиру

Подготовка к поездке, чтение книг

Экскурсия

Слушатели, зрители,

собеседники

Объекты архитектуры

Сообщение

экскурсовода

Учитель, родители

3. Посещение экспозиции в Золотых воротах

Подготовка к поездке, чтение

Экскурсия

Слушатели, зрители

Экспонаты, диорама

Рассказ экскурсовода

Учитель, родители

4. Посещение исторического музея города

Знакомство с историей города

Экскурсия

Слушатели, зрители

Исторические экспонаты

Рассказ экскурсовода

Учитель, родители

5.  Выставка «Мой город на открытках и фото»

Оформление выставки

Сбор открыток и фотографий

Поисковики, оформители, фотографы

Фотографии, открытки

Прогулки по городу, наборы открыток

Родители, знакомые, друзья

2. Основной,  1 – 2 четверти

Изо

Технология

  1. Рисунки, поделки

Изготовление поделок, выполнение рисунков, создание коллажей, панно

Поиск информации подготовка материалов для работы

Художники, оформители,

мастера,

конструкторы, изобретатели

Листы, краски, цветная бумага, картон, фломастеры, карандаши, клей, ножницы,

Специальные книги, раскраски, энциклопедии, Интернет

Учитель, родители

  1. Посещение картинной галереи

Чтение книги о художниках

Экскурсия

Зрители, слушатели, ценители

Картины

Экскурсовод

Учитель

Литература

Русский язык

  1. Посещение краеведческой библиотеки

Чтение книг владимирских авторов

Библиотечный урок «Владимирские писатели»

Слушатели, собеседники

Книги владимирских писателей

Художественная литература

Учитель, библиотекарь

  1. Чтение произведений владимирских писателей и поэтов

Чтение книг владимирских авторов

Поиск книг с произведениями владимирских авторов

Читатели, слушатели

Книги владимирских писателей

Художественная литература

Учитель, библиотекарь

  1. Конкурс чтецов стихов владимирских авторов

Чтение стихов владимирских поэтов

Разучивание стихов

Читатели, чтецы, слушатели

Стихи владимирских писателей

Художественная литература

Учитель, библиотекарь, родители

  1. Конкурс ребусов о Владимире

Правописание слов: Владимир, Мономах, Клязьма и др.

Составление ребусов о городе Владимире

Филологи, лингвисты, оформители

Листы, фломастеры, карандаши, краски

Словари (энциклопедический, этнографический, орфографический)

Учитель, библиотекарь, родители

Математика

Краеведческий сборник

«История Владимира в числах»

Составление сборника «История Владимира в числах»

Поиск числовой информации о городе Владимире

Сборщики информации,

оформители

Листы, фломастеры, краски,  карандаши

Интернет, учебники по математике, специальная литература

Учитель, родители

Окружающий мир

Красная книга Владимирской области

Составление сборника, презентация

Поиск информации, оформление

Сборщики информации,

оформители

Листы, картинки, рисунки

Книги, энциклопедии,

Интернет

Учитель, библиотекарь, родители

3. Заключительный,

1-2 недели

1. Презентации индивидуальных проектов

2. Конкурс экскурсоводов по виртуальному Владимиру

3. Игра - викторина с родителями «Папа, мама, я – владимирская семья»

4.  Выпуск фотогазеты

5. Подведение итогов

Оформление порт-фолио, подготовка и проведение игры, изготовление фотогазеты

Сбор материалов, систематизация, презентация

Оформители, слушатели, критики, участники игры, болельщики, жюри, фотографы

Листы, материалы, папки с файлами, атрибуты игры, фотографии

Собранные материалы по теме «Мой город»

Учитель, родители, знакомые, друзья

  1. Поиск

Дети приносят в класс книги, буклеты, брошюры, наборы открыток, фотографии, организуют выставку. Родители помогают найти книги, энциклопедии. Учитель организует экскурсии по городу, в краеведческие музеи. Собранную информацию необходимо систематизировать, чтобы использовать при работе над проектами.

  1. Реализация проектов

Каждый ребёнок имеет право:

  • Не участвовать ни в одном из проектов.
  • Участвовать одновременно в разных проектах и в разных ролях.
  • Выйти в любой момент из любого проекта.
  • В любой момент начать свой новый проект.
  • Работать над проектом сколько угодно.

Учащиеся могут участвовать в любых проектах и работать группой, парой или индивидуально. Ребёнок может придумать, предложить и выполнить свой проект, например, творческий или исследовательский.

        Приведём пример творческого проекта «Проба пера».

  1. Белокаменный узор –

Это Дмитриевский собор,

А резьбу из камня тут

Кружевами все зовут.   Настя Н.

  1. При въезде в город будет виден вам

Успенья Богородицы чудесный храм.

Собор Успенский на холме стоит,

Величественной красотой к себе манит.

Пять куполов, как пять богатырей,

Стоят на страже Родины моей.     Наташа М. и мама

  1. В центре стоят Золотые ворота.

- Где золотые-то? – спросит вас кто-то.

Тайной покрыта история эта,

Похоже, что золото спрятано где-то.

Толпы туристов к воротам идут,

Их всё равно Золотыми зовут.     Юра П. и мама

  1. Сердцу мил Владимир – город,

Древний, он душою молод.

Будешь внимателен, значит, услышишь,

Как каждый собор здесь историей дышит.

Гуляйте по городу и удивляйтесь,

Как в первый раз, красотой наслаждайтесь.

Древний и юный, старый и новый…

Я восхищаюсь им снова и снова!   Женя К., папа и мама

  1. Презентация

Работу над темой чаще всего завершает творческий самопрезентующийся проект. К проведению игры – викторины «Папа, мама, я – владимирская семья» дети готовятся вместе со своими родителями. Сначала проходит конкурс экскурсоводов по виртуальному городу, затем во время игры - викторины ребята показывают, какие знания они получили, работая над проектами.

  1. Портфолио

По окончании работы над темой учитель и ученики собирают портфолио. Портфолио учителя может включать:

  1. Актуальность выбора темы
  2. «Паутинка» темы
  3. Матрица темы
  4. Информация, материалы по теме
  5. Матрицы проектов
  6. Технологические карты проектов
  7. Методические разработки, презентации
  8. Отслеживание участия в проектах
  9. Фотоальбом

        10)  Итоги, выводы

Портфолио ученика может включать:

  1. Содержание (список проектов)
  2. Материалы выполненных проектов
  3. Творческие работы по теме
  4. Копилка достижений (грамоты, дипломы)
  5. Рефлексия (самоанализ, планирование)
  6. Рекомендации учителя, отзывы
  7. Фотоальбом

При подведении итогов происходит награждение активных, творческих участников. Учитель обращает внимание ребят, что работу над темой «Мой город» можно продолжать, существует ещё очень много интересной информации и неизвестных фактов.

Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, своей семье, к родному краю. Реализуя задачи духовно-нравственного развития младших школьников, воспитания гражданственности и патриотизма, учитель может организовать работу над темами проектной деятельности по классам следующим образом:

1 класс – «Моя семья»;

2 класс – «Мой город»;

3 класс – «Моя страна»;

4 класс – «Моя планета».

Широкие возможности тематического обучения и проектной деятельности позволяют учителю систематизировать внеклассную работу и решать задачи по формированию активной личности, готовой к саморазвитию и самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по "Истории города" 2 класс 2 четверть

Данная работа поможет учителю проверить знания ученика по предмету "История нашего города. Санкт-Петербург". Автор учебного пособия Е. В. Дмитриева...

Исследовательская работа История одного города

Исследовательская работаИстория одного города«Их имена навечно в памяти народной»Руководитель Гжехулко Елена ГеннадьевнаУчащиеся 3 «Б» классаЦель:Продолжать знакомство с городом, с историей возникнове...

Творческая работа "В тихом городе Елабуга "

Н.А. Дурова – героиня Отечественной войны 1812 года стала первой русской женщиной – офицером, награждённой за боевые подвиги высшим знаком военного отличия Георгиевским крестом. Её биография послужила...

Проектно-исследовательская работа "Волшебник цветочного города"

Проект к закрытию года Охраны окружающей среды...

Проектная работа "Путешествие по городу Набережные Челны"

Проект направлен на решение одной из актуальных проблем современной жизни - это незнание о родных местах, родном городе....

КТД по итогам работы над проектом "Город у Белого моря" (4 класс)

Коллективно-творческое дело по итогам работы над проектом «Город у Белого моря» (4 класс) Цель работы: разработка учебного проекта по внеклассной работе в рамках программы « Ты – архангелогородец» Эта...

Исследовательская работа «Памятники моего города»

Теоретическое исследование истории памятников моего города.  Практическое исследование: нахождение материала, в библиотеке, сети интернет, встречи с ветеранами ВОВ и строителями города....