Статья "Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроке русского языка в начальной школе"
статья на тему

Родионова Валентина Викторовна

Вашему вниманию предлагаю статью о формировании у учащихся УУД на уроке русского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regulyativnye_uud.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Родионова  В.В., учитель  начальных  классов

ГБОУ СОШ № 382 Красносельского района

Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

"Современный урок: традиции и инновации"

Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроке русского языка

(из опыта работы)

Универсальные учебные действия (УУД) были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность  нашей школы. На своих уроках  я  использую  разные  приёмы формирования   регулятивных  УУД.

Формирование регулятивных действий, которые обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний.  При такой системе построения материала постепенно формируются  умения  сначала  понимать и принимать    познавательную  цель,  сохранять  её  при  выполнении   учебных   действий, а  затем  и  самостоятельно  формулировать    учебную    задачу,   выстраивать план действия для её последующего решения.

Моим ученикам особенно нравятся задания по формированию регулятивных УУД, которые обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения знаний учащимися.

Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

  При объявлении темы урока, целей, моя задача, как  учителя, состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

Прогнозирование – следующий вид регулятивных действий. При изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+» - «я, понял новый материал и легко справлюсь с заданием», «-» - «я не понял материал и не смогу выполнить задание»  или «?» - «я не уверен в том, что понял и не знаю смогу ли  выполнить задание». Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом, так же поступают и с другими знаками.

При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки – «линеечки», соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные.

Проверяя работу ученика, я показывает своё отношение к шкалированию учащегося: обвожу кружком крестик, если задание выполнено правильно и зачеркиваю в неправильном.

Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя, что позволяет вносить корректировку в самооценку учащихся.

На уроках учу учеников оценивать свои успехи с помощью алгоритма самооценки.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

  • Что вам нужно было сделать в задании?
  • Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
  • Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
  • Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
  • Какого уровня сложности было задание?
  • Оцените свою работу.

Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия.

Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Основная цель данной статьи помочь начинающему учителю в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного...

Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (Formation of regulatory UUD at Russian lessons in elementary school)

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствов...

Работа с одаренными учащимися на уроках русского языка в начальной школе

Данная статья рассказывает. как можно организовать работу с одаренными детьми на уроках русского языка в начальной школе....

Статья по теме: "Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе"

Развитие речи - одна из самых важных и трудных задач начального образования.  Развивая речь учащихся, мы развиваем их интеллект. Поэтому, так важно,  уделять большое внимание различным видам...