Технология продуктивного чтения в условиях внедрения ФГОС.
статья на тему

Ткачева Ирина Геннадьевна

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения вначальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

в условиях внедрения ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения. А это предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск конкретной информации, самоконтроль, интерпретация, комментирование текста и др.

Чтение – одно из первых умений, направленное на самостоятельное познание мира. Научить читать не просто, но еще сложнее научить любить чтение. Умение хорошо читать – основная причина в успешности обучения ребенка.

Цель образования в начальной школе – воспитателя грамотного компетентного читателя. Цель технологии продуктивного чтения – формирование читательской компетенции школьника. И технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.

Первый этап: работа с текстом до чтения. Цель этого этапа – развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям. Задача – вызвать у ребенка желание прочитать книгу.

Второй этап: работа с текстом во время чтения. Здесь цель – понимание текста и задача – обеспечение полноценного восприятия текста.

Третий этап: работа с текстом после чтения. Цель данного этапа – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.

Технология продуктивного чтения отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как надо действовать. Учитель является партнером, который помогает ученику развиваться.

Важнейшим направлением в своей работе я считаю словарную работу. Ее провожу и перед чтением, и в процессе чтения. Например, понять смысл того или иного слова помогает подбор синонимов. Словарный запас расширяет работа со словарями.

Также считаю очень эффективным обучение школьников умению самостоятельно составлять вопросы к тексту. Этот прием развивает мышление и повышает скорость чтения. Умение и желание задавать вопросы к тексту говорят об активной позиции ученика во время чтения текста, ставят ученика в позицию исследователя текста, развивают наблюдательность и логическое мышление. «Чтение с остановками» стимулируют постановку вопросов.

Также повышает результативность чтения работа учащихся в парах сменного состава и взаимоопрос в этих парах.

На своих уроках я формирую у учащихся способность не просто пересказать текст, но и умение выразить свое отношение к прочитанному, оценить поступки героев произведения, согласиться или поспорить в мнением автора текста.

Добиться высоких результатов в формировании коммуникативной культуры учащихся помогает использование технологии критического мышления через чтение и письмо, универсальна стратегия «Знаю, хочу узнать, узнал» и взаимообучение в парах сменного состава.

Довольно часто на уроках я использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов.

Следующие задания могут применятся на уроках в 1-4 классах, для проведения пятиминуток чтения и речевых разминок:

1. Научись читать трудные слова Ра-тра-стра-страна,  во-тво-ствдетство.  

2. Восстанови слова с.кр.т. ее пр.ст.л.сь оии п.пр.б.й ооу к.р.н.д.ш ааа

3. Доскажи словечко Все те, кто рос тогда со мной И набирал года, Однажды с этою страной Простились …. (навсегда) Мне стоит лишь собрать багаж! А долго ли собрать Бумагу, ручку, карандаш И общую …. (тетрадь). 

4. Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются - другой ученик читает следующие два абзаца. Цель следующего упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия.

5. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова Кто всю ночь по крыше бьет Да постукивает, И бормочет, и поет, Убаюкивает. Его просят, его ждут, А как придет, прятаться начнут (дождь-дождик, дождевые, дождинки, дождевик). 

Положительный результат при использовании технологии продуктивного чтения обеспечивается при условии трансформирования процесса обучения и преподавания в процесс учения и познания. В центре учебно-воспитательного процесса должен находиться учащийся, а учитель-консультант, координатор самостоятельной и активной познавательной деятельности учащихся. Очень важно, чтобы результаты обучения ученика сравнивались не с результатами других учащихся, а со своими же, теми, которые этот ученик достиг ранее.

Из всего вышесказанного, я делаю вывод, что для того, чтобы воспитать грамотного читателя, учитель должен решать следующие задачи:

  1. развивать интерес к чтению и расширять начитанность младшего школьника;
  2. воспитывать у ребенка активное отношение к читаемому тексту;
  3. формировать у всех учащихся класса высокую скорость чтения;
  4. научить работать с книгой.

Ученик на уроке – не просто слушатель, а творческая личность. И для педагога главное не точное исполнение пронумерованных действий, а достижение цели. Именно диалог с автором через текст и комментированное чтение – ведущие приемы, которые обеспечивают полноценное восприятие текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения в условиях внедрения ФГОС.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным её звеном проблемы формиров...

Статья "Здоровьесберегающие образовательные технологии как обязательное условие внедрения ФГОС"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме "Здоровьесберегающие образовательные  технологии как обязательное условие внедрения ФГОС"...

Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье автор рассказывает об использовании технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО....

Технология продуктивного чтения в условиях внедрения ФГОС

Продуктивное чтение это :- образование на протяжение всей жизни,- основа успешности для обучения в школе,- средство самореализации и активного взаимодействиия с окружающим миром,-способ получения удов...

Здоровьесберегающие педагогические технологии как обязательное условие внедрения ФГОС

В статье говорится о необходимости сберечь хдоровье обучающихся во время педагогического процесса В этом помогут здоровьесберегающие педагогические технологии....

Технология продуктивного чтения в условиях внедрения ФГОС

Развитие осознанности чтения становится одной из  наиболее актуальных задач современной школы. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли,...

Технология продуктивного чтения в условиях внедрения ФГОС

Продуктивное чтение это :- образование на протяжение всей жизни,- основа успешности для обучения в школе,- средство самореализации и активного взаимодействиия с окружающим миром,-способ получения удов...