Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов
учебно-методический материал на тему

Гончарова Эльвира Наильевна

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя начальных классов

Гончаровой Эльвиры Наильевны

 

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных  предметов № 24" г. о. Саранск

Гончаровой Эльвиры Наильевны

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

         1. Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность технологии развития критического мышления   неоспорима. Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Эффективность становления учебной деятельности (соответственно и овладение УУД) в младшем школьном возрасте напрямую зависит от того, как и чему учат, в какой форме осуществляется учебная деятельность. Поэтому перед учителями встает проблема целесообразного выбора эффективных технологий, которые  позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Одним из средств решения данной проблемы может стать использование на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Гипотеза: использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в процессе обучения в начальной школе будет способствовать более эффективному формированию познавательныхУУД.

Цель исследования: адаптация приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебной деятельности младших школьников для повышения эффективности формирования познавательных УУД.

Объект исследования: познавательные универсальные учебные действия  младших школьников.

Предмет исследования: содержание и способы развития познавательной активности младших школьников.

Методы  исследования:  теоретический  анализ  литературы, эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование.

Практическая значимость: разработанные уроки для младших школьников с использованием технологии критического мышления, составлена программа введения приемов ТРКМЧП способствующих развитию познавательной активности обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы педагогами  при создании методических пособий, в практической деятельности общеобразовательных школ.

База исследования: МОУ СОШ №24 г. Саранск, 1-4 класс.

Технология развития критического мышления  располагает огромным арсеналом приемов и стратегий.

Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, чтобы эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом - и на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Сегодня в современном обществе  важно не присваивать готовое знание, а уметь конструировать собственное, которое рождается в процессе обучения. Поэтому любые поиски новых форм уроков стали актуальными для меня.  Американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Я полностью согласна с его утверждением, и пришла к выводу, что технология критического мышления на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира актуальна, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, социально значимым для учащегося. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении общении, игре и творчестве.

Технология развития критического мышления является крайне перспективной,  так как  обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности (результативность), позволяет снижать нервно-психологические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний (здоровьесбережение).

2.Условия формирования опыта.

           Важным условием формирования опыта явились изменения образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий.

           «Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности  обучающихся, то есть формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.  Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся, обеспечивающих качественное усвоение программы».

На формирование моего опыта работы также  оказало влияние внедрение стандартов второго поколения в начальной школе. Изучение современной методической литературы, посещение уроков  коллег, участие в семинарах, совещаниях методических объединений на школьном и муниципальном уровне, курсы повышения квалификации также способствовали формированию моего опыта.

           3. Теоретическая база опыта.

           Теории, на которых базируется технология развития критического мышления:

1. Конструктивизм – развитие осуществляется в процессе активного конструирования знания субъектом обучения.

2. Теория схем – ученик в процессе познания видоизменяет, модифицирует свои схемы, представления. Значит необходимо развивать умение осознавать эти схемы, работать с ними.

3. Ответный критицизм читателя - для осмысления текста учащимся необходимо озвучивать своё мнение, самим конструировать смысл сообщения.

4. Метокогнитивное обучение-процесс познания должен быть осознанным. Эта осознанность осуществляется в виде рисунков , графиков, проговаривания.

В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

 Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

Сущность критического мышления отражена в пяти признаках, сформулированных Дэвидом Клустером (США).

 Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.

 Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

 В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

 В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

 В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

 Критическое мышление – это сложный мыслительный процесс, начинающийся с восприятия информации и заканчивающийся принятием продуманного независимого решения. Мы представляем этот процесс как последовательность взаимосвязанных операций:

-  получение информации;

 - постановка проблемы;

 - сравнение информации из различных источников;

 - выстраивание системы рассуждений;

 - принятие решения.

 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование».

С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран.

В России она появилась в 1997 году.

В ТРКМЧП синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Американцы модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова)  и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи  эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии.

        4. Технология опыта.

Каждому этапу урока в ТРКМ присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, многофункциональны, работают на развитие интеллектуальных и  личностных умений, а выстроенные в логике “вызов – осмысление – рефлексия” (три этапа базовой модели технологии), способствуют развитию регулятивных действий, помогают овладеть умением учиться самостоятельно. Комбинируя их, можно планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Моей задачей была апробация методов и приемов, направленных на развитие у младших школьников критического мышления. Многие уроки по разным предметам проводились по технологии развития критического мышления, при этом на каждом этапе урока шло обучение соответствующим приемам.

Различные приемы технологии развития критического мышления формируют и развивают определенные универсальные учебные действия (умения).

познавательные УУД

Приемы ТРКМ

а) Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Таблица “Знаем – Хотим узнать – Узнали”; “Тонкие” и “толстые” вопросы;

Ассоциации;

Мозговой штурм

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

Пометки на полях;

Чтение с остановками; “РАФТ”

Кластер;

 “Ромашка вопросов”;Синквейн,

Верные - неверные утверждения;

“Кубик”;

Перепутанные логические цепочки;

Ключевые слова

- умение структурировать знания;

Таблицы, схемы;

Игра “Как вы думаете?”; “Бортовой журнал”

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

“Корзина идей, понятий”;

Кластер;

“Синквейн”;

Мозговой штурм;Дискуссия;

 “Карусель”;

“Зигзаг”(взаимообучение)

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

“Корзина идей, понятий”;Кластер;

Синквейн;

 Мозговой штурм;

Дискуссия;

 “Карусель”;

 “Зигзаг”

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

“РАФТ”;

 Эссе;

“Шесть шляп мышления”

Синквейн;

Авторский стул

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости  от  цели;  извлечение  необходимой  информации  из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Пометки на полях;

Чтение с остановками; “РАФТ”

Кластер;

Таблица “Знаем – Хотим узнать – Узнали”;

“Бортовой журнал”

Ключевые слова

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Дерево предсказаний

“Шесть шляп мышления”

знаково-символические действия:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно - графическая или знаково - символическая);

Кластер;

Таблицы, схемы;

Дерево предсказаний

б)Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Кластер;

Таблицы, схемы;

Таблица “Знаем – Хотим узнать – Узнали”;

“Бортовой журнал”

Мозговой штурм;

Дерево предсказаний

- синтез как составление целого из частей, в том числе

Кластер;

Стратегия "Fishbone"

 самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Ключевые слова

Стратегия "Fishbone"

-  выбор  оснований  и  критериев  для  сравнения,

Таблица “Знаем – Хотим узнать – Узнали”;

сериации, классификации объектов;

Кластер;

Таблицы, схемы;

- подведение под понятия, выведение следствий;

Кластер;

Стратегия "Fishbone"

- установление причинно-следственных связей,

Кластер;

Стратегия "Fishbone"

- построение логической цепи рассуждений,

Кластер;

Стратегия "Fishbone"

Перепутанные логические цепочки;

- доказательство;

Верные - неверные утверждения;

“Кубик”;

Перепутанные логические цепочки;

Приём  “Уголки”

- выдвижение гипотез и их обоснование.

“Корзина идей, понятий”;

Кластер;

Мозговой штурм; Дискуссия;

Приём  “Уголки”

в) Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

Мозговой штурм;

“Корзина идей, понятий”;

Стратегия "Fishbone"

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Таблица “Знаем – Хотим узнать – Узнали”; “Тонкие” и “толстые” вопросы;

Ассоциации;

Мозговой штурм;

Стратегия "Fishbone"

“Шесть шляп мышления”

Вот некоторые приемы ТРКМ, применение которых возможно в начальной школе. Данные приёмы наиболее подходящие для соответствующего этапа урока.

Этап урока

Приёмы ТРКМ

I.    Стадия вызова  

Кластер;

 Корзина идей;

Дискуссия;

Перепутанные логические цепочки;  Проблемный вопрос;

Кластер;

II. Стадия осмысления

Зигзаг;

Инсерт или чтение с пометами;Дерево предсказаний;

Круги по воде;

Чтение с остановками;

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов;

Приём“Шесть шляп мышления”; Кластер;

Дневник или “Бортовой журнал”

Стратегия "Fishbone"

III. Стадия рефлексии

Синквейн;

Письмо к учителю;

 Пятиминутное эссе;

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Приём  “Уголки”

         На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы. 
Систематическое включение критического мышления в учебный процесс формирует особый склад мышления и познавательной деятельности.

Преимущества технологии:

- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

Из вышесказанного следует, что приемы «Технологии развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают формирование познавательных УУД, формируют коммуникативные и творческие способности младших школьников. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией,  методами организации учения самообразования.

         5. Анализ результативности.

Эффективность работы по развитию критического мышления невозможно оценить без мониторинга. Выделив наиболее существенные умения критического мышления, я решила исследовать уровень сформированности познавательныхУУД. Для этого была выбрана методика Замбацявичене Э.Ф. (Приложение 3), в которой изучалось: умение исключать лишнее; словесно–логическое мышление; умение обобщать; умение анализировать. Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, которые были адаптированы  с учетом программного материала начальных классов.

1 субтест - направлен на выявление осведомленности.

2 субтест - классификация, способность к обобщению.

3 субтест - умозаключение по аналогии

4 субтест - выявление умения обобщать.

Текст методики представлен в приложении 2

 Проведя исследование развития данных умений у учащихся 2-го класса, я получила следующие результаты.

В классе обучается 31 человек, из них на начало эксперимента 60% учащихся имели средний уровень развития умений критического мышления, 17% - высокий уровень, 20% находились на уровне развития ниже среднего и 3% - низкий уровень. При этом наименее развитыми оказались умения классифицировать и делать умозаключения по аналогии.

За год работы ситуация изменилась. Динамику развития мыслительных умений можно проследить на диаграмме (рис.1).

Рис.1

Хорошо видно, что уровень развития всех мыслительных умений критического мышления младших школьников стал значительно выше.

Следующие диаграммы (рис. 2 и 3) дают представление о динамике развития познавательных УУД  учащихся в целом.

Рис. 2. Уровень развития познавательных УУД

учащихся 2 класса

Рис. 3. Уровень развития познавательных УУД

учащихся 2 класса

За шесть месяцев целенаправленной работы количество учащихся с низким уровнем развития познавательных УУД сошло на нет, уровень ниже среднего вырос  на 5%, 36% детей перешли на высокий уровень его развития, количество учащихся со средним уровнем снизилось за счёт перехода на более высокую ступень развития.

Таким образом, я пришла к выводу, что используемые мною приемы развития критического мышления учащихся начальных классов эффективны для повышения уровня развития познавательных УУД.

Уровень обученности по годам (внутренний мониторинг)

Класс

Учебный год

Качество знаний

4 Д

2013-2014

69%

2 Б

2015-2016

80%

2016-2017

77%

Уровень обученности по предметам (внутренний мониторинг)

Предмет

4 класс

2013-2014

2 класс

2015-2016

3 класс

2016-2017

1

Русский язык

77%

84%

81%

2

Математика

75%

81%

87%

3

Литература

96%

100%

100%

4

Окр. мир

100%

100%

94%

Уровень обученности по предметам (внешний мониторинг)

Предмет

Год

Качество знаний

Русский язык

2013

80,9%

Русский язык

2014

76%

          6. Трудности и проблемы.

         Не каждый из нас, учителей, даже сегодня, на этапе реализации образовательных стандартов второго поколения, умеет терпеливо выслушивать своих учеников. Для многих педагогов привычнее поправить или дополнить их ответы.

На уроках с применением технологии развития критического мышления учителю отводится «роль второго плана», он сотрудничает с детьми на уровне партнерских отношений. Преимущества работы в этом режиме очевидны: учащиеся самостоятельно осваивают новый материал, приобретают навыки самоконтроля и самооценки, учатся контролировать и оценивать учебные действия одноклассников. Улучшается психологический климат в классе: принимается любой ответ ученика, каждый имеет право на ошибку.

        Трудоемкость опыта состоит в следующем:

- требуется постоянный личностный и профессиональный рост учителя, тщательная подготовка к урокам;

- необходимые дидактические и методические материалы приходится формировать самостоятельно, в процессе подготовки к работе.

         7. Адресность опыта.

Опытом своей работы  делюсь с коллегами. Выступаю на муниципальных, республиканских семинарах учителей начальных классов, даю открытые уроки  и мастер классы.

          Опыт моей работы обобщен и представлен на школьном и личном сайтах.

         Распространение собственного педагогического опыта

Статьи:

Выступления:

  • Выступление на педагогическом совете «Развитие ключевых компетенций учащихся на основе использования современных образовательных технологий в соответствии с требованиями ФГОС ОО» с докладом «Использование современных образовательных технологий в начальной школе», 10.01.2015 г.
  • Выступление на МО «Развитие критического мышления через чтение и письмо как средство формирования познавательных универсальных учебных действий»,5.01.2015г.
  • Выступление на республиканском семинаре «Готовность учителя начальных классов к реализации требований ФГОС» с докладом « Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе», 28.11.2013 г.

Открытые уроки и мероприятия:

  • Предметная декада учителей начальных классов .Урок окружающего мира  по теме «Органы чувств», 2012год
  • Предметная декада учителей начальных классов .Урок  окружающего мира по теме «Почва», 2013 год
  • Педагогический марафон « Использование  современных образовательных технологий». Урок математики по теме «Число и цифра 5», 2014 год.
  • Республиканский семинар «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в условиях модернизации образования. Урок окружающего мира по теме «Из чего состоит всё», 13.10.2016 год.
  • Мастер–класс «Развитие критического мышления через чтение и письмо как средство формирования познавательных универсальных учебных действий». Педагогический совет «Современный урок: сотрудничество, сотворчество, содружество», 07.11.2016 год.
  • Республиканский семинар «Мультимедийный урок в образовательном процессе начальной школы». Урок литературного чтения по теме «Записки гимназистки», 21.01.2016 год.
  • Республиканский семинар –практикум «Планируемые результаты  освоения основной образовательной программы». Урок окружающего мира  по теме «Твёрдые тела. Жидкости. Газы», 12.03.2015 год.
  • Республиканский семинар «Проблемно-диалогическое обучение детей младшего школьного возраста». Урок окружающего мира по теме « Органы чувств», 22.04.2015 год.

Статьи, выступления, открытые уроки размещены на сайте

http://nsportal.ru/goncharova-elvira-nailevna

https://infourok.ru/user/goncharova-elvira-nailevna 

Мастер-класс

  1. Тема мастер-класса.

Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

  1. Обоснование актуальности темы:

      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На каждом уроке обучающийся должен работать с текстом, а для этого необходимы  творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию.  Но, к сожалению, у многих учащихся мотивация к обучению снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению заданий. Таким образом, возникает проблема:  современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая.  В чем причина этого?  Как повысить познавательный интерес учащихся к обучению?  Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться,  овладевать современными технологиями.

       Меня  заинтересовала «Технология  развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП). 

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

      Актуальностью  данной  технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. Применение данной технологии в педагогической практике позволяет повысить качество образования.

3. Цели и задачи  мастер-класса.

Цель:ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления. 

Задачи:

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приемами ТРКМ ЧП;
  • показать практическую значимость использования данныхприёмов работы по формированию познавательных УУД;
  •  убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

4. Содержание занятия мастер-класса по этапам.

В содержание занятия мастер-класса выносится  программа по формированию познавательных УУД средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Первый этап. Ознакомление с технологией развития критического мышления и её приёмами как средством повышения уровня познавательных УУД.

Второй этап. Практическая часть. Использование приёмов данной технологии на примере работы со сказкой Л.Толстого «Два брата».

Третий этап. Рефлексия.

5.Методы и приёмы работы ведущего мастер-класс со слушателями.

На первом этапе мастер-класса используется презентация материала.

На втором этапе приёмы технологии развития критического мышления, повышающие уровень  мыслительных операций обучающихся.

На третьем этапе анкетирование.

6. Количество часов на всю программу мастер класса 30 часов, на каждое занятие по 1 часу.  

7. Прогнозируемые результаты.

  • коллеги познакомятся с  приемами технологии критического мышления;
  • смогут осуществлять отбор наиболее приемлемых приёмов для формирования познавательных УУД у учащихся начальных классов.

Ход проведения мастер-класса

I. Постановка проблемы

Добрый день, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги.

Меня зовут Эльвира Наильевна Гончарова, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 24». Тема моего мастер-класса - Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Не каждый из нас, учителей, даже сегодня, на этапе реализации образовательных стандартов второго поколения, умеет терпеливо выслушивать своих учеников. Для многих педагогов привычнее поправить или дополнить их ответы.

Поэтому сегодня хочу поделиться опытом проведения уроков, на которых учителю отводится «роль второго плана», учитель сотрудничает с детьми на уровне партнерских отношений. Преимущества работы в этом режиме очевидны: учащиеся самостоятельно осваивают новый материал, приобретают навыки самоконтроля и самооценки, учатся контролировать и оценивать учебные действия одноклассников. Улучшается психологический климат в классе: принимается любой ответ ученика, каждый имеет право на ошибку.

С универсальными учебными действиями, их формированием и оценкой теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы.

Возникает закономерный вопрос, что является основным средством формирования УУД? (Задания, методы, приёмы, технологии, которые учитель предъявляет учащимся на уроке.)

И сегодня я хочу ими поделиться.

II. Теоретическая часть.

Особенный интерес для меня представляет технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Основой ее является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Что же такое критическое мышление и какие приёмы критического мышления используются на уроках в начальных классах.

Технология РКМЧП (criticalthinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит).

   Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

В основу технологии положена базовая дидактическая модель, состоящая из трех этапов (стадий):

I стадия – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)          ;

II стадия – «Осмысление» содержания (получение новой информации);

III стадия — «Рефлексия» (размышление, рождение нового знания).

  

     Использовать  приёмы технологии критического мышления я начала с учениками 2 класса, так как важным условием считаю овладение учащимися навыком чтения. Применять технологию  можно на всех учебных предметах. Критическое мышление развивается при диалоговом обучении — диалоги проходят в парах и группах, которые формируются в классе. На слайде вы можете видеть этапы урока и используемые приёмы.

III. Практическая часть мастер-класса

    Я вас кратко познакомила с основными моментами технологии критического мышления, используемыми мною на уроках, а теперь приступим к практической части, во время которой попробуем освоить некоторые из них.

        Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема Л. Н. Толстой «Два брата»

Психологический настрой «Кувшин счастья»

      Уважаемые коллеги, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок. Для этого разделимся на группы.

         (Участникам коллегам раздаётся одинаковый текст, по которому участники группы будут работать)

I Стадия - «Вызов»

Приём «Корзина понятий, идей» портрет Л. Н. Толстого (На доске портрет писателя, условный значок корзины с вопросом)

— Какие ассоциации у Вас возникают, глядя на портрет этого человека?

Соберём все ваши мысли и ассоциации в нашу Корзину идей.

Метод «Чтение с пометками»

(Обращение к портрету)

— Мы прочитаем отрывки из воспоминаний о  Л. Н. Толстом. При чтении будем карандашом выставлять пометки на полях.

V — уже знал
+ — узнал новое
? — хочу узнать

а) Самостоятельное чтение воспоминаний (у каждого печатные листы).
б) Проверка (озвучивание помет).

Стратегия «Кластер»

— В каких жанрах работал Л. Н. Толстой? (роман, сказка, рассказ, быль, басня, повесть)

— Сегодня мы познакомимся со сказкой  Л. Н. Толстого.

Приём «Мозговой штурм» по картинке

— Посмотрите на картинку и прочитайте название сказки.

— Почему Л. Н. Толстой мог так назвать своё произведение «Два брата»?

— Что вы можете сказать о героях.

— О чем может быть сказка с таким названием?

— Где происходят события?

— Что может произойти в сказке?

— Можно ли по названию определить, будет ли сказка весёлой, серьёзной, поучительной? (предположения участников коллег)

Приём «Верите ли, что…»

— А сейчас я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите в первую колонку «+», если нет, то «-».

(Работа в группах по карточкам)

•Верите ли, что действие происходит в лесу.
•Верите ли, что два брата поссорились.
•Верите ли, что нужно переплыть реку и отнять медвежат у медведицы, чтобы обрести счастье.
•Верите ли, что два брата выбрали разные дороги.
•Верите ли, что один из братьев стал царём.
•Верите ли, что один брат отказался от другого в трудный момент.

— А теперь поработаем с текстом сказки и проверим ваши гипотезы.

II Стадия - «Осмысление»

Стратегия «Чтение с остановками»

— Читать текст будем по частям, с остановками.

( Чтение вслух по смысловым частям)

– Одинаково ли отреагируют на одну и ту же надпись братья?

– Прокомментируйте доводы старшего. Можно ли с ними согласиться?

– Прокомментируйте доводы младшего. Можно ли согласиться с ними?

– А если бы был третий брат, могли ли родиться другие доводы? Какие, например?

– Рассудила ли братьев жизнь? (Нет, каждый остался при своём мнении.)

– Кого из братьев вы считаете правым? А автор? (Каждый по-своему прав, за каждым – своя правда, не случайно и тот и другой в споре вспоминают народные пословицы – вековую мудрость.)

— А теперь посмотрим насколько внимательны Вы были при чтении сказки.

 Прием «Ромашка вопросов» каждой группе даю лепесток с вопросом

(Группы составляют по 1-2 вопроса по тексту)

III Стадия - «Рефлексия»

Приём «Шесть шляп мышления» 

(Каждой группе даётся шляпа с заданием )

Можно составить синквейн (старший брат, младший брат).

Итог

– В чём же мудрость сказки? Попробуйте выразить её, как и братья, с помощью пословицы, поговорки («Каждому своё», «Кому как, а нам эдак», «То и счастье, что иному вёдро, иному ненастье», «Не всем большим под святыми сидеть», «Кому, что на роду написано».)

— А теперь вернёмся к Вашим таблицам « Верите ли, что…» и проверим кто же бал прав.

—  Спасибо Вам за работу.

Из вышесказанного следует, что приемы «Технологии развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают формирование познавательных УУД, формируют коммуникативные и творческие способности младших школьников. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией,  методами организации учения самообразования.

       Благодарю за участие. Надеюсь, что кто-то заинтересовался приёмами данной технологии, т. к. она применима на всех ступенях обучения. Большое спасибо. Наше занятие закончено!

     Но в конце мне бы хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов.

Анкета

1. Была ли полученная информация для Вас полезна? (да, нет, не совсем)
2. На каких уроках можно использовать приёмы КМ? (на русском языке, на литературном чтении, на любом)
3. Возможно ли в  Вашей практике использование приёмов критического мышления? (да, нет, уже применяю)
4. Хотелось бы Вам посетить открытый урок с применением приёмов критического мышления? (нет, с удовольствием, могла бы сама провести его)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лобаскинская средняя школа"

Материал содержит Актуальность, концептуальность, теоретическую базу опыта, ведущую педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта, возможность тиражирования, налич...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степ...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "

Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...