«Составление интеллект- карт как способ формирования универсальных учебных умений»
методическая разработка на тему

Жабина Татьяна Владимировна

Главное достоинство этого метода - его универсальность. Он может быть использован не только любым учителем-предметником, но и в обычной жизни. Интеллект - карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. Применение интеллект карт возможно в различных сферах нашей жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Помните притчу о том, как слепые анализировали слона? Один, потрогав хвост, сказал: – “Это веревка”, другой, потрогав бивни, сказал: – “Это палка”. “Это - шершавая колонна” - , сказал третий, трогая ногу. “Нет, - это стена”, сказал четвертый, трогая спину слона... В чем их ошибка?

Их ошибка заключалась в том, что каждый делал вывод, основываясь только на части целого.  

Одной из проблем современного школьника является тот огромный поток учебной информации, который он должен принять и переработать. И зачастую мы получаем ситуацию, когда ученик  «слона-то и не приметил». Умение выделять главное и отбрасывать второстепенное, структурировать информацию, выявлять связи и взаимоотношения, мыслить системно – базовые умения современного школьника В формировании выше сказанных умений мне помогает метод интеллект-карт.

В основе метода лежат идеи о психологических аспектах теории знаков и знаковых систем Л. В.Выготского, теоретическая концепция формирования системного мышления Алексашиной И. Ю., изучение формирования информационной компетентности М. Е. Бершадского.

Вы мне можете возразить, сказав, что интеллект-карта очень похожа на обыкновенную опору или памятку, которая есть у каждого учителя. Но отличие всё-таки есть. Cуть методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием схем, которые фиксируют все новые мысли. Иными словами интеллект-карта-это конспект, оформленный определённым образом, содержит в себе информацию об объекте сжато, целостно, и в то же время, во всей совокупности его свойств и особенностей.

(Опыт с чистым листом)

 

Самостоятельная деятельность слушателей.

Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы изобразите первое, что придет на ум. И вы, уважаемые участники в зале, мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат.

Итак, слово “солнце”. Изобразите то, что первое пришло на ум.

Посмотрим на результат. Поверните, пожалуйста, свои листы к актовому залу. Участники в зале, поднимите руку те, кто представил себе подобный образ.

Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им.

Сегодня мы с вами попытаемся создать интеллект-карты по системе Тони Бьюзена. (алгоритм работы на слайдах)Я приглашаю своих помощников в центре листа расположить символ солнца, подписать словом «солнце», цветными маркерами нарисовать ветви, отходящие от слова.

Группы продолжают работать.

Эффективность применения метода интеллект-карт связана с работой мозга. С его способностью обрабатывать информацию одновременно левым и правым полушарием. В основу данного метода положены исследования англ. психолога Тони Бьюзена.

 

Вот пример готовой интеллект-карты по теме……

Какие достоинства, на ваш взгляд, имеет интеллект - карта? (по сравнению с текстом, или другими схемами, используемыми в учебниках)

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

· Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

· Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

· Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

· Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

· Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

· Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

       

Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

Результатом данной работы является пособие моделей интеллект-карт, созданных учащимися. (слайды)

Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом “солнце”. Продемонстрируйте.

Спасибо группам за прекрасные карты ума.

Главное достоинство этого метода - его универсальность. Он может быть использован не только любым учителем-предметником, но и в обычной жизни. Интеллект - карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. Применение интеллект карт возможно в различных сферах нашей жизни.

 

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти. В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...

Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта.  В основе каждого учебного проекта лежит некая п...

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...

Применение дифференцированного подхода в процессе формирования универсальных учебных умений

Применение дифференцированного подхода в процессе  формирования универсальных учебных уменийОтвечая на вопрос: «Что такое универсальные учебные умения?»- многие называют письмо, чтение и т.д. Но ...

Методические рекомендации по освоению работы над проектами в начальной школе, ориентированное на формирование универсальных учебных умений школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учеников 2-4 классов, учителей начальных классов  родителей учащихся. Методические рекомендации направлены на освоение работы на проектами, орие...

Самостоятельная работа как способ формирования универсальных учебных действий

  Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и сформирование универсальных учебн...

Метод интеллект-карт как способ формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде.Применение интеллект-карт позволяет развивать познавательные учебные действия, такие как:самостоятельное выделение и формулир...