Главные вкладки

    Статья на тему:
    Практическое использование проектной технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

    Богатова Ирина Владимировна

           В статье раскрывается актуальность использования проектной технологии в условиях реализации ФГОС НОО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.ispolzovanie_proektnoy_tehnologii.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Богатова И.В.,

    учитель начальных классов

    МАОУ СОШ №5 им. Г.Н.Зайцева,

     г.Нижний Тагил

    Практическое использование проектной технологии в начальной школе

    в условиях реализации ФГОС

               За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального образования. В Федеральном компоненте нового государственного стандарта начального школьного образования подчеркивается необходимость развития личностных качеств и способностей обучающихся, которое должно опираться на приобретённый ими опыт практической деятельности. В данном контексте особенную актуальность приобретает проектная деятельность, так как она:

    • формирует ключевые компетенции учащихся;
    • является способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.
    • является одним из способов достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.

             Следует отметить, что образовательный процесс в нашей школе осуществляется на основе образовательной системы «Школа 2100», содержание которой даёт возможности формирования исследовательских способностей школьников, обеспечивающих  умение объяснять механизмы процессов и явлений окружающего ребёнка мира.

              Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку, социальную гибкость, мобильность, что в дальнейшем, несомненно,  поможет учащимся эффективно  планировать и проектировать свою жизнь.

            Одной из наиболее интересных, на мой взгляд,  является технология социального проектирования. Сегодня социальное проектирование выделяют в отдельную категорию проектов. Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее эффективным направлением развития личности ребёнка. Она даёт самые богатые возможности для реализации себя как личности. Это объясняется тем, что в процессе  работы над социальными проектами учащиеся учатся:

    • видеть проблемы, понимать её значимость и актуальность для себя и для социума;
    • находить оптимальные способы её решения, не противоречащие существующим социальным нормам;
    • находить  позитивные способы общения и взаимопомощи;
    • объективно оценивать свой личный вклад в коллективное  дело;
    • понимать значимость и взаимодополняемость каждого участника проекта;
    • осознавать значимость реализации проекта, его конечного продукта для социума.

             Актуальность использования таких проектов заключается в соответствии его идеи требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание активной личности. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной жизнью; с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

    В 2013 году группа учащихся первого класса под моим руководством стала участником муниципального этапа областного конкурса проектов «Эко-колобок» в номинации «Добрым хозяином будь». В приложении приведены методический паспорт проекта и план его реализации.

                Работа по организации в классе проектной деятельности была начата  с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался «образ» класса и была спланирована дальнейшая работа, в том числе участие в конкурсе проектов, выполненных как самими учащимися, так и детьми совместно с их родителями. Участниками первого группового социального проекта «Добрым хозяином будь» стали школьники, проявившие наибольший интерес к естественным наукам.  

            Деятельность по проекту строилась в сотрудничестве с родителями. Привлекая к этой работе родителей, мы обращали внимание на то, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, их роль состояла в поддержке мотивации и обеспечении самостоятельности школьников при осуществлении ими проектной деятельности.

               Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля и со стороны учителя. Очень важно с первых дней научить детей работать в группе, потому что именно в группе осуществлялось:

    • знакомство с материалом, планирование работы;
    • распределение заданий внутри группы;
    • обсуждение индивидуальных результатов работы;
    • обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);
    • подведение итогов группового задания.

    В ходе тесного сотрудничества учителя, родителей и детей на протяжении всего проекта сформировалась система ценностей личности - развитие нравственного иммунитета ребёнка, его желания и умения делать добрые дела. Совместная исследовательская, познавательная и творческая деятельность обогатила духовный мир семьи, развила поведенческую, коммуникативную и творческую активность ребёнка.

                В проектной деятельности школьников развитие их значимых компетенций происходило на каждом этапе работы над проектом.

               На подготовительном этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Почему? Отчего?». Этот этап требовал развития понимания установления связей, ассоциаций. Отвечая на различные вопросы, ребёнок учится более объективно наблюдать, описывать, устанавливать ассоциации, усваивать новые знания.

              Поисково-исследовательский и практический этапы предполагают изменения уровня сформированности ключевых компетенций, который демонстрируют учащиеся в ходе проектной деятельности.

             На заключительном этапе для школьников было актуальным осознание того, что завершение одной задачи для творческого, любознательного, творческого человека - не окончание работы, а лишь начало новой. Важными были вопросы: «Что ещё может интересовать тебя в этой проблеме?», «Что ещё ты можешь предложить или сделать?». Эти вопросы побуждают любопытство, развивают воображение ребёнка, повышая мотивацию к познанию нового, к исследованию, к открытиям, к обучению.

             Анализируя процесс работы над проектом и её результат, можно утверждать, что в  результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметной инновацией. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их в готовом виде от учителя или их учебников, участие учащихся в конкурсе проектных работ однозначно стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании.

               Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Добрым хозяином будь» стал эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.

            Это подтверждается положительным результатом группы учащихся, которые получили II место в муниципальном этапе областного конкурса «Эко-колобок». Опыт показал, что с внедрением методической системы формирования проектной деятельности, можно добиваться улучшения качества обучения. Результаты подтверждают стабильный рост общей и качественной успеваемости. Внедряя её, можно наблюдать повышение мотивации и интереса обучающихся к обучению. Проект «Добрым хозяином будь» достаточно устойчиво вписывается в процесс обучения начальной школы, выстраивается полноценная система обучения и воспитания учащихся на основе индивидуального подхода, творческой и исследовательской деятельности, происходит социальная адаптация, успешная организация собственной жизнедеятельности.

               Учителю проектная деятельность позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.

               Исходя из анализа результатов,  можно сделать вывод, что при условии правильного выбора и адекватной организации проектной деятельности младших школьников, целенаправленном и систематическом её применении в учебном процессе можно ожидать повышения качества обученности школьников, их личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, что соответствует основным целям и задачам реализации ФГОС.  

    Использованная литература

    1. Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - №9. – С.55-59.
    2. Лазарев, Т. В. Образовательные технологии новых стандартов. Ч.3: Социальное проектирование в школе: воспитание личности, полноценная внеурочная деятельность, формирование ключевых компетентностей: настольная книга современного педагога / Т.В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012. – 153 с.: - (Серия «Это-то!»).
    3. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности использования проектной технологии в начальной школе

    Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психол...

    Использование проектных технологий в начальной школе в условиях развивающего обучения

    Умение управлять проектной работой  - показатель высокой квалификации преподавателя,его прогрессивной методики обучения и развития учащихся....

    Статья «Использование проектных технологий в начальной школе»

    «Использование проектных технологий в начальной школе»...

    «Использованием здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

    Цель здоровье -сберегающих образовательных технологий обучения в условиях реализации ФГОС – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необход...