Авторская программа "Я учусь читать!"по формированию навыка чтения и профилактике дислексии (нарушения чтения)
методическая разработка на тему
Авторская программа"Я учусь читать!" предназначена работы по формированию и совершенствованию полноценного навыка чтения , предупреждению нарушения чтения .Программа направлена на организацию дополнительных занятий с детьми 6-7 лет, имеющих трудности при формировании навыка чтения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_uchus_chitat.docx | 77.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 города Азова Ростовской области
Авторская инновационная программа
по формированию и развитию навыка чтения
"Я учусь читать!"
разработчик: Никишина Наталья Владимировна,
учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №15
г. Азова Ростовской области,
педагогический стаж - 24 года,
2017 г.
Автор – составитель: Никишина Н.В. – учитель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного образовательного учреждения школы №15 города Азова Ростовской области
Рецензент:
Авторская программа"Я учусь читать!" предназначена работы по формированию и совершенствованию полноценного навыка чтения , предупреждению нарушения чтения .Программа направлена на организацию дополнительных занятий с детьми 6-7 лет, имеющих трудности при формировании навыка чтения .
1. Пояснительная записка
В современной школе наблюдается интенсификация учебного процесса, усложнение учебных программ, рассчитанных на применение логического мышления и креативных способностей учащимися начальных классов.
Но в последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более двухсот факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействия остальных факторов. Этот фактор — овладение навыком чтения. Нарушения чтения являются достаточно распространенными среди учащихся массовых школ, они препятствуют полноценному освоению школьных знаний. Поэтому не случайно проблема профилактики и коррекции дислексии представляет интерес не только для специалистов (логопедов, психологов, лингвистов), но и для учителей начальных классов и русского языка.
Недостаток программ и тематического планирования по предупреждению нарушения навыка чтения явился предпосылкой для появления данной программы.
Программа направлена на организацию дополнительных занятий с детьми 6-7 лет, имеющих трудности при формировании навыка чтения.
Программа составлена в соответствии с федеральными государственными стандартами обучения чтению на начальной ступени обучения, структурой речевого дефекта и отражают современные подходы к профилактике и коррекции нарушений письменной речи. . Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей полноценного навыка чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
При составлении планирования использованы системы коррекционной работы, предложенные авторами И. Н. Садов-никовой (1998), Л. Н. Ефименковой (2000), А. Н. Корневым (1995), Р. И. Лалаевой (1998), С. Н. Костроминой, Л. Г. Нагаевой (1999).
2. Общая характеристика программы "Я учусь читать!"
Актуальность
Научный аспект:
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским , Д.Б. Элькониным. В программе также нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.
При составлении учебной программы использованы:
- система работы по повышению скорости чтения через использование упражнений для формирования и развития неречевых психических функций, необходимых для навыка чтения С. Г. Зотова;
- системы работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И. Н. Садовниковой, В. И. Городиловой, М. 3. Кудрявцевой, Л. Н. Ефименковой, Г. Мисиренко;
- система работы со слоговыми таблицами, предложенная А. Н, Корневым;
- система психологических упражнений и заданий, предложенных С. Н. Костроминой и Л. Г. Нагаевой;
Усиливая практическую направленность обучения чтению в школе, действующая программа по данному предмету требует особого внимания учителя к тем вопросам, которые служат базой для
- формирования функционального базиса навыка чтения, совершенствование навыка чтения;
- обучения умению связно излагать свои мысли и овладение нормами литературного языка.
При дислексии дети с трудом овладевают навыками чтения, оно изобилует многочисленными повторяющимися ошибками, обусловленными «несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением».
В последнее время появилось много публикаций, в которых для развития познавательных процессов разработаны упражнения на отвлеченном, т.е. оторванном от школьной программы материале. В то же время в научной
и педагогической литературе остро отражается проблема нарушения чтения (дислексии).
Тем не менее, необходимо создание общих принципов педагогики, психологии и логопедического воздействия в ходе педагогической деятельности для эффективности работы над нарушениями навыка чтения. В педагогической литературе нет разработок занятий в условиях школы, способствующих целенаправленной и систематической работе по данной проблеме.
Практический аспект:
Данная работа через систему специальных упражнений и заданий поможет развить навыки, способствующие формированию быстрого и осмысленного чтения, устранить технические недостатки при чтении, поможет развить связную речь и расширить словарный запас учащегося. А при помощи диагностической таблицы можно быстро и легко определить причину трудностей, возникающих при обучении чтению и подобрать комплекс необходимых развивающих заданий и упражнений. Система работы стимулирует интеллектуальное развитие и повышает уровень качества обучения детей.
Цель данного курса :
формирование полноценного навыка чтения, повышение скорости чтения и устранение технических недостатков при чтении через систему специальных упражнений и заданий
Задачи:
1. Учить правильной артикуляции звуков, определять место звука (буквы) в слове.
2. Учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного.
3. Стимулировать интеллектуальное развитие и повышать уровень качества обучения.
4.Совершенствовать неречевые психические функции, участвующие в процессе чтения;
5. Развивать связную речь и обогащать словарный запас
6. Корректировать технические недостатки при чтении при помощи определения причины трудностей и включения в содержание каждого занятия специально подобранных заданий и упражнений
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Новизна работы : на основе анализа психолого-педагогической литературы определены основные направления работы по формированию навыка чтения и профилактике нарушения чтения ; создана модель развития полноценного навыка чтения и психических процессов, ответственных за навык чтения, тренируя при этом общие способности интеллекта; разработан комплекс заданий и упражнений по развитию навыка чтения, применяемых в ходе учебной деятельности.
3.Планируемые результаты освоения программы курса
Предметные:
Ученик научится:
В области речи, речевой деятельности:
- читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать читаемое ;
- по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
- спрашивать о значении незнакомых слов;
- понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
- под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников.
В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):
- слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
- разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;
- различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й,];
- выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;
- выделять слоги, различать ударные и безударные;
- различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.
Ученик получит возможность научиться:
В области речи, речевой деятельности:
- читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;
- понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
- самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
- при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;
- под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или главной мысли (без терминов), восстанавливать нарушенную последовательность предложений;
Личностные УУД:
- появление у детей интереса к процессу чтения, к первой учебной книге, желание с её помощью учиться, приобретать знания и умения;
- зарождение элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения;
- формирование любознательности, а для её удовлетворения – стремления научиться хорошо читать, узнать мир книг и войти в него;
- ориентацию на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь сверстникам и т. п.
Метапредметные учебные действия:
Регулятивные:
- по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;
- осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
- выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;
Познавательные:
- разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;
- осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;
- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;
- осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
- понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;
Коммуникативные:
- осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение – как способ общения с автором книги;
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
- понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;
- участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при этом основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания:
- Принцип дифференциации (учет индивидуальных и возрастных особенностей детей )
- Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
- Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребенка)
- Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятий)
- Принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью.
- Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
- Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
- Принцип опоры на интерес ( все занятия интересны ребенку)
4.Виды работы в ходе реализации программы
- Слоговая таблица для формирования чтения по слогам и целыми словами;
- Комплекс заданий по развитию ручного праксиса;
- Индивидуальный набор слоговых блоков по методике С. Н. Лысенковой;
- Таблицы- тренажеры для интенсивного развития навыка чтения целыми словами ;
- Комплекс упражнений, заданий и игр , направленных на развитие познавательных процессов и мыслительной деятельности,
- Практическая деятельность, работа с раздаточным дидактическим материалом
- Логопедические и речевые разминки, эмоциональные разминки,
- Речевые игры, игры-путешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «Назови слово на определённый звук», «Мама пошла в магазин», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки»
Срок реализации (продолжительность образовательного процесса):
Программа рассчитана на 1 год обучения (33ч), количество часов в неделю: 1 час по 30 минут.
5. Содержание программы:
В повседневной работе с детьми учитель прилагает максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе обучения. Учитель старается подобрать к каждому ребенку индивидуальный подход, основанный на знании физиологических и возрастных особенностей, а также личности в целом.
Однако одного педагогического подхода недостаточно. Формированию учебных знаний, умений и навыков часто препятствуют несформированность отдельных психологических механизмов.
Процесс развития навыка чтения можно представить в виде модели, состоящей из следующих блоков: формирование функционального базиса навыка чтения и совершенствование навыка чтения. Для каждого из блоков определены конкретные задачи.
Таблица 1
Модель развития и совершенствования навыка чтения | ||||||
1 блок Формирование функционального базиса навыка чтения с помощью формирования неречевых психических функций, необходимых для навыка чтения | ||||||
1. | Развитие восприятия | -развивать дифференцированность восприятия; | -заучивание букв; - классификация букв алфавита по количеству элементов, по разным основаниям; -классификация алфавита, направленная на поиск общего и различного в «построении» букв; | |||
-развивать аналитичность восприятия | -развивать умение анализировать предмет в системе; -выделять в предмете существенное и несущественное; -развивать наблюдательность и умение устанавливать закономерность явления на основе анализа исходных данных; - работа по развитию конкретности восприятия; | |||||
-развитие конкретности восприятия: развивать умение видеть изменения, происходящие с предметом в результате добавления, убавления, перестановки деталей | -развитие умения видеть изменения в предмете , букве, слове, в результате добавления, убавления , перестановки деталей; -развивать речь учащихся; | |||||
2. | Развитие внимания | -Развитие отдельных свойств внимания: -объем внимания, -концентрация внимания; -устойчивость; -распределение; научиться анализировать содержание картины; выделять в ней объекты; устанавливать закономерности на зрительно воспринимаемом материале; | -развитие способности анализировать письменный текст, различать отдельные буквы, составляющие слово, умение сосредоточиться на определенной задаче; -научить воспринимать общее содержание текста с учетом более мелких составляющих его элементов; -определение по картинам недостающих деталей с помощью учителя и самостоятельно; -выделение замаскированных деталей (работа с изографами) самостоятельно; -определение лишних объектов со словесным объяснением; -нахождение различий и сходств со словесным отчетом; -проведение линий через лабиринты различной степени сложности . | |||
Развитие памяти | -развитие зрительной, слуховой памяти; -увеличение объема памяти; -развитие оперативной памяти; | -запоминание и воспроизведение словесного и наглядного материала; -запоминание объектов (10 и более) с последующим называнием; -воспроизведение названий предметов, изображений, слов, предъявленных для запоминания; -зарисовка картинок, символов к предъявленным словам с последующим воспроизведением этих слов; -называние предметов и объектов по показанной картине , а далее по скрытой картинке; -работа со зрительными диктантами с целью развития оперативной памяти; | ||||
4 | Развитие мышления | -развитие словесно-логического мышления; -развитие навыка смысловой догадки; -формировать умение проводить анализ и синтез ; -развитие вербально-логического мышления; -научиться оперировать образами предметов; -конструировать из частей целое и выделять из целого части; -развивать умение обобщать предметы по существенным и несущественным признакам; | -выявление логических связей при рассматривании сюжетных картинок, -Выделение «четвертого лишнего» в предъявленных словах, предметах; -упражнения в формировании умения находить закономерности на вербальном и невербальном материале; -задания на умение оперировать образами предметов;-конструировать из частей целое и выделять из целого части; -развивать умение обобщать предметы по существенным и несущественным признакам; -составление рассказа по серии сюжетных картинок, по началу и концу рассказа, составлять предложения с заданным количеством слов; | |||
5 | Развитие речи | -развитие артикуляции; -развитие грамматических навыков; -развитие навыков понимания текста; -расширение словарного запаса; | - развитие артикуляции, развития словаря, лексико-грамматического строя речи; -речевые разминки, чтение и заучивание скороговорок; -логопедические минутки; -развитие фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза; | |||
2 блок Совершенствование навыка чтения | ||||||
1 | -устранение технических недостатков в чтении; | -диагностика способа, темпа, понимания и выразительности чтения; -работа над устранением регрессий (возвратное чтение прочитанного текста); -работа над постановкой ударения; -работа над трудными для чтения словами; -работа над орфоэпическим чтением; | ||||
2 | -совершенствование способа чтения на разных этапах чтения; | -работа на этапе послогового чтения (составление слогов, чтение на время, закрепление умения различать твердые и мягкие согласные звуки; -составление и чтение по заданному правилу, группировка слогов по заданному правилу); -работа на этапе чтения слогами и целым словом (нахождение «лишнего», группировка слов по слоговому составу, составление слов, дописывание окончаний, рабата с ребусами и загадками); -работа на этапе чтения целым словом и по слогам (чтение словесной лесенки, чтение и восстановление пословиц, стихотворного текста.). |
Занятия построены следующим образом: упражнения по чтению чередуются играми (упражнениями) , направленными на разностороннее развитие детей: развитие речи, тонкой моторики, развитие познавательных способностей и мыслительной деятельности. Такое чередование позволяет мобилизовать познавательные процессы на достижение основной цели программы.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичной диагностики и состояния навыка чтения на заключительном тестировании.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Путает буквы и звуки.
Средний. Ребенок допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. Медленно читает по слогам, с ошибками составляет слова простой структуры.
Высокий. Ребенок проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием моделей и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели», правильно, плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. Правильно составляет из букв разрезной азбуки слоги и слова простой структуры.
Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и улучшение таких свойств личности и деятельности, как:
• способность к самостоятельной организации своей деятельности;
• способность осуществлять контроль над собственным чтением;
• умение использовать полученные навыки в новых условиях.
6. Календарно- тематическое планирование курса:
№ | Тема | Кол-во ч | Дата план | Характеристика деятельности учащихся |
Подготовительный период Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза | 6 | |||
1 | Что такое речь? Строение переферических органов речи. Практическое знакомство с термином «предложение». Развитие избирательности восприятия | 1 | Научить называть органы речи соответственно названиям с показом. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Развитие навыка по составлению предложения по картинкам. Определение границы предложения. Графическое изображение предложения .Живые - неживые предметы. Обучение восприятию текста с учетом отдельных элементов на фоне целого | |
2 | Предложение из 3х-4 -х слов. Практическое знакомство с термином «слог». Развитие избирательности восприятия | 1 | Развитие навыка по составлению Предложений из 3 х -4 хслов: по картинкам, по вопросам. Развитие умения произносить слова по слогам. Игры с прищепками. Развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации | |
3 | Гласные звуки-буквы. Нахождение и выделение гласного в начале слова. Развитие избирательности восприятия | 1 | Развитие умения узнавать гласные в ряду других звуков, в односложных словах. Подбор слов на заданный звук. Развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации | |
4 | Нахождение и выделение гласного в конце слова. Гласные в середине слова. Развитие внимания | 1 | Развитие умения слышать гласный звук в начале слова .Развитие умения слышать гласный звук в конце слова, Подбор к схемам звуковым слова – отгадки. Игра с пальчиками. Развитие умения слышать гласный звук в середине слова. Пополнение словаря словами – названиями детенышей Расширение объема внимания | |
5 | Согласные звуки. Их различие с гласными. "Игра с котом Леопольдом". Развитие внимания | 1 | Уточнение артикуляции согласных. Характеристика согласных звуков. Отличие согласных от гласных. Узнавание согласного звука в ряду других, в словах Развитие зрительного и слухового внимания | |
6 | Составление звуковой схемы слова из слогов. Пальчиковая гимнастика «Будем строить дом» Развитие внимания | 1 | Развитие умения слышать слоги, составлять из них слова, Находить новый слог в словах (ус – соус, рог – творог, бал-балкон). Графический диктант. Развитие зрительного и слухового внимания | |
Учимся читать Формирование навыка чтения | 40 | |||
7 | Звуки и буквы. Слова. Развитие внимания (концентрации и устойчивости) | 1 | Формировать понятие: звук и буква, учиться различать эти понятия; развивать мышление, воображение, память; упражнять в назывании слов с определенным звуком Развитие внимания (концентрации и устойчивости) | |
8 | Гласный звук и буква А. познакомить с гласным звуком и буквой А; Совершенствование внимания(переключаемость и устойчивость) | 1 | Развивать фонематический слух; упражнять в определении звука в словах. . Узнавание согласного звука в ряду других, в словах | |
9 | Гласный звук и буква У. Слогообразующая роль гласного. Совершенствование внимания(переключаемость и устойчивость) | 1 | Познакомить с гласным звуком и буквой У; развивать слуховое восприятие; научить определять место звука и количество слогов в словах. | |
10 | Гласный звук и буква О. Дорисовывание буквы. Развитие зрительной памяти. | 1 | Познакомить с гласным звуком и буквой У; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику при дорисовывании букв; научить определять место звука и количество слогов в словах. Тренировка зрительной памяти | |
11 | Согласный звук и буква С. Деление слов на слоги. Развитие зрительной и оперативной памяти. | 1 | Познакомить с согласным звуком и буквой С; учить определять место звука в трех позициях; упражнять в сравнении слов "сама" и "сам"; закрепить деление слов на слоги. Тренировка зрительной и оперативной памяти. | |
12 | Закрепление звуков и букв А,У,О,М,С. Работа с разрезными азбуками. Развитие зрительной и оперативной памяти | 1 | Дать характеристику звука и буквы Н; развивать фонематический слух; упражнять в составлении слов из букв; закреплять умение читать слова по слоговой таблице. | |
13 | Согласный звук и буква Н. Звуковой анализ слова "насос". Развитие зрительной и оперативной памяти | 1 | Дать характеристику звука и буквы Н; развивать фонематический слух; упражнять в составлении слов из букв; закреплять умение читать слова по слоговой таблице. | |
14 | Согласный звук и буква Х. Антонимы. Развитие вербально- логического мышления | 1 | Познакомить с согласным звуком и буквой Х; развивать слуховое восприятие; закреплять умение определять место звука в словах; упражнять в звуковом анализе слов, подборе антонимов | |
15 | Составление предложений с заданными словами. Согласный звук и буква Ш. Развитие восприятия. | 1 | Познакомить с согласным звуком и буквой Ш; развивать логическое мышление при отгадывании загадок; упражнять в чтении слогов и складывании слов из букв; закреплять умение составлять предложение по заданному слову. | |
16 | Сопоставление звуков: С – Ш. Скороговорки. Развитие логического мышления. | 1 | Показать детям различия в произношении звуков; развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи: упражнять в чтении слогов и нахождении слов по таблице | |
17 | Согласный звук и буква Л. Предложение. Развитие логического мышления. | 1 | Познакомить с согласным звуком и буквой Л; развивать логическое мышление при отгадывании загадок; упражнять в чтении слогов и складывании слов из букв; закреплять умение составлять предложение по заданному слову. | |
18 | Согласный звук и буква Р. Работа над предложением. Развитие концентрации внимания. | 1 | Познакомить с согласным звуком и буквой Р; развивать фонематический слух; упражнять в чтении слогов и складывании слов из букв; закреплять умение составлять предложение по заданному слову. | |
19 | Согласный звук и буква К. Омонимы. развитие объёма памяти. . | 1 | Познакомить с согласным звуком и буквой К; развивать слуховое восприятие; закреплять умение определять место звука в словах и давать смысловую характеристику слова; упражнять в звуковом анализе слов | |
20 | Согласный звук и буква П. Слово в слове: упражнение "Наборщик". Развитие слуховой памяти. | 1 | Познакомить с согласным звуком и буквой П; развивать слуховое восприятие; закреплять умение определять место звука в словах и находить новые слова в заданном слове; упражнять в звуковом анализе слов. | |
21 | Согласный звук и буква Т. Классификация (родовые понятия). Развитие памяти. | 1 | Познакомить с согласным звуком и буквой Т; совершенствовать умение классифицировать, выделяя общие признаки понятий и явлений; закреплять умение определять место звука в словах и находить новые слова в заданном слове; упражнять в звуковом анализе слов. | |
22 | Гласный звук и буква Ы. Множественное число. Развитие памяти. | 1 | Познакомить с гласным звуком и буквой Ы; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику при определении буквы на ощупь; определять место звука и количество слогов в словах; упражнять в образовании множественного числа имен существительных | |
23 | Чтение слоговых таблиц "Найди слово". Слова длинные и короткие. Развитие восприятия | 1 | Закрепить знания о звуках, буквах, слогах; развивать слуховое восприятие, воображение, мышление при отгадывании загадок; упражнять в индивидуальном составлении слов по слоговой таблице и их чтении | |
24 | Гласный звук и буква И. Развитие восприятия | 1 | Познакомить с гласным звуком и буквой И; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику при определении буквы на ощупь; определять место звука и количество слогов в словах | |
25 | Согласный звук и буква З. Омонимы. Развитие восприятия. | 1 | Дать характеристику звука (согласный, звонкий); развивать умение определять позицию звука в словах; закреплять умение читать слоги, составлять из них слова по слоговой таблице; познакомить с многозначностью слов. | |
26 | Согласный звук и буква В. Работа над предложением. Развитие внимания. | 1 | Дать характеристику звука (согласный, звонкий); показать, что в конце слова этот звук слышится как |ф|; развивать фонематический слух; упражнять в чтении слогов, составлении слов; закреплять умение произносить предложения с разной интонацией. | |
27 | Согласный звук и буква Б. Чтение. Развитие внимания | 1 | Дать характеристику звука и буквы; развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность речи; упражнять в составлении слогов из букв, слов из слогов, чтении их. | |
28 | Согласный звук и буква Ж. Количества слогов в слове. Развитие внимания. | 1 | Дать характеристику звука и буквы; развивать фонематический слух, сообразительность; упражнять в чтении слогов и слов, составлении предложений по заданному слову. | |
29 | Сопоставление Ж - Ш, ЖИ - ШИ. Тренировка способности создавать мыслительный образ и устанавливать логические связи между словами Развитие мышления. | 1 | Показать детям различия в произношении звуков; развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи: упражнять в чтении слогов и нахождении слов по таблице. Тренировка способности создавать мыслительный образ и устанавливать логические связи между словами | |
30 | Согласный звук и буква Г. "Кустики слов": однокоренные слова. Тренировка способности создавать мыслительный образ | 1 | дать характеристику звука и буквы; развивать фонематический слух; закреплять умение читать прямые и обратные слоги; упражнять в составлении слов по слоговой таблице, чтении их, образовании однокоренных слов. | |
31 | Звонкий согласный звук и буква Д. Сопоставление Т – Д. Совершенствование вербально-логического мышления | 1 | дать характеристику звука и буквы; показать детям различия в произношении звуков; развивать фонематический слух; закреплять умение читать прямые и обратные слоги; упражнять в составлении слов по слоговой таблице, чтении их. | |
32 | Мягкий согласный звук и буква Й. Слова с оттенками уменьшения, увеличения. Упражнения "Теремок", "Цепочка слов". Совершенствование вербально-логического мышления | 1 | дать характеристику звука и буквы; показать детям различия в произношении звуков; развивать фонематический слух; закреплять умение читать прямые и обратные слоги; упражнять в составлении слов по слоговой таблице, чтении их. систематизировать знания о звуках и буквах, слове, предложении; развивать память, мышление, речь детей; закреплять умение определять место звука в слове; упражнять в составлении и чтении слов. | |
33 | Сопоставление звуков И – Й. Звукобуквенный анализ. Совершенствование вербально-логического мышления | 1 | Формировать умение выделять звуки в слове последовательно и в разбивку, делить слова на слоги; развивать мыслительные операции (анализ, синтез); упражнять в образовании существительных множественного числа (бой-бои, сарай-сараи) | |
34 | Гласный звук, буква Е. Скороговорки. Совершенствование вербально-логического мышления | 1 | дать характеристику звука и буквы; развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи; упражнять в чтении слоговой таблицы; совершенствовать быстроту реакции на слово ; развивать слуховое восприятие; упражнять в звуко-слоговом анализе; закреплять умение находить слово в слове. | |
35 | Гласный звук, буква Я. Словотворчество: меняем имена. Совершенствование эмоционально- волевой сферы | 1 | Дать характеристику звука и буквы; упражнять в звуковом анализе, выделении нужного звука в словах; чтении слогов и слов по слоговой таблице и на карточках.; закреплять умение находить слово в слове. Создание положительной самооценки при совершенствовании навыка чтения | |
36 | Гласный звук и буква Ю. Упражнение "Буквоед". Совершенствование вербально-логического мышления | 1 | П.с.: дать характеристику звука и буквы; познакомить с понятием "ударение"; развивать слуховое восприятие; упражнять в звуковом анализе, выделении нужного звука в словах; чтении слогов и слов по слоговой таблице | |
37 | Гласный звук, буква Ё. Сопоставление Е – Ё. Ударный слог. Совершенствование вербально-логического мышления . | 1 | .с.: дать характеристику звука и буквы; познакомить с понятием "ударение"; развивать слуховое восприятие; упражнять в звуковом анализе, выделении нужного звука в словах; чтении слогов и слов по слоговой таблице | |
38 | Глухой согласный звук и буква Ц. Синонимы. Совершенствование вербально-логического мышления . | 1 | П.с.: дать характеристику звука и буквы; развивать фонематический слух; упражнять в составлении слов по слоговой таблице, чтении их; закреплять умение классифицировать, обогащать словарь синонимами | |
39 | Глухой согласный звук и буква Ч. Упражнение "Цепочки слов". Совершенствование мышления. | 1 | П.с.: дать характеристику звука и буквы; развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова; упражнять в преобразовании слов с заменой в них одного звука; закреплять чтение целыми словами. Тренировка способности устанавливать логические связи между словами | |
40 | Работа с разрезными азбуками. Чтение. Многозначность слов. Звук и буква Э. Совершенствование мышления. | 1 | П.с.: дать характеристику звука и буквы; вспомнить, что такое "ударение"; развивать слуховое восприятие; упражнять в звуковом анализе, выделении нужного звука в словах; чтении слов разной конструкции, объяснения их значения. Тренировка способности создавать мыслительный образ | |
41 | Чтение слоговых таблиц. Ребусы. Совершенствование мышления . | 1 | Совершенствовать умение видеть на слоговой таблице слова, читать их; развивать внимание, память, образное восприятие; упражнять разгадывании ребусов, опираясь на основные правила их прочтения Тренировка способности устанавливать логические связи между словами | |
42 | Глухой согласный звук и буква Щ. Работа с текстом. Совершенствование мышления . . | 1 | Дать характеристику звука и буквы; развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова; упражнять в коллективном чтении текста, приучать внимательно следить за читающим. Тренировка способности создавать мыслительный образ | |
43 | Глухой согласный звук и буква Ф. Схема предложения. Совершенствование мышления . | 1 | Дать характеристику звука и буквы; развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова; упражнять в коллективном чтении текста, приучать внимательно следить за читающим. | |
44 | Буквы Ъ и Ь (твердый и мягкий знаки). Совершенствование мышления . | 1 | Познакомить детей с разделительным твердым и мягким знаками; развивать умение быстро схватывать смысл услышанного; упражнять в наращивании слов, умении составлять предложения, строить высказывания Тренировка способности устанавливать логические связи между словами | |
45 | Волшебные буквы: конструируем, рисуем, лепим. Совершенствование мышления | 1 | Формировать знания детей о графическом образе, букв, упражнять в складывании букв из различных материалов, рисовании и лепке их; развивать интеллект, мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Тренировка способности создавать мыслительный образ | |
45 | Алфавит. "В гости к радуге". Совершенствование эмоционально- волевой сферы
| 1 | познакомить детей с алфавитом, знать, из чего состоят слова, выкладывать слова из букв, менять первую букву и читать новые слова; развивать слуховое восприятие, память, внимание; упражнять в коллективном чтении небольшого текста. обобщить знания детей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; закрепить навык звуко-слогового анализа слова, умение преобразовывать глаголы с помощью приставок, существительные –суффиксов), составлении предложений по заданному слову; упражнять в назывании синонимов и антонимов | |
Совершенствование навыка чтения. | ||||
47 | Обучение технике чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность. | 1 | Поэтапное обучение технике чтения (послоговое, целыми словами): чтение слогов прямых и обратных, различной буквенной наполняемости Чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения ( "буксир", "молния", "лесенка") Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения | |
48 | Обучение технике чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность | 1 | Поэтапное обучение технике чтения (послоговое, целыми словами): чтение слогов прямых и обратных, различной буквенной наполняемости Чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения ( "буксир", "молния", "лесенка") Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения | |
48 | Обучение технике чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность | 1 | Поэтапное обучение технике чтения (послоговое, целыми словами): чтение слогов прямых и обратных, различной буквенной наполняемости Чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения ( "буксир", "молния", "лесенка") Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения | |
50 | Обучение технике чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность | 1 | Чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения ( "буксир", "молния", "лесенка") Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения | |
51 | Обучение технике чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность | 1 | Чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения ( "буксир", "молния", "лесенка") Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения | |
52 | Обучение технике чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность | 1 | Чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения ( "буксир", "молния", "лесенка") Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения | |
53 | Обучение технике чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность | 1 | Чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения ( "буксир", "молния", "лесенка") Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения | |
54 | Обучение технике чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность | 1 | Поэтапное обучение технике чтения (послоговое, целыми словами): чтение слогов прямых и обратных, различной буквенной наполняемости Чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения ( "буксир", "молния", "лесенка") Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения | |
55 | Обучение технике чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность. Совершенствование эмоционально- волевой сферы | 1 | Чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения ( "буксир", "молния", "лесенка") Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения | |
56 | Обучение технике чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность | 1 | Чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения ( "буксир", "молния", "лесенка") Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения | |
57 | Обучение технике чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность. Совершенствование эмоционально- волевой сферы | 1 | Чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения ( "буксир", "молния", "лесенка") Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения | |
58 | Обучение технике чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность | 1 | Выработка навыка правильной интонации, развитие навыка расстановки логического ударения, соблюдение логических пауз. Использование различных приемов при чтении целью борьбы с регрессией, неправильной антипацией | |
59 | Обучение технике чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность | 1 | Выработка навыка правильной интонации, развитие навыка расстановки логического ударения, соблюдение логических пауз. Использование различных приемов при чтении целью борьбы с регрессией, неправильной антипацией | |
60 | Обучение технике чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность | 1 | Выработка навыка правильной интонации, развитие навыка расстановки логического ударения, соблюдение логических пауз. Использование различных приемов при чтении целью борьбы с регрессией, неправильной антипацией | |
61 | Работа над понимание прочитанного. Совершенствование техники чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность | 1 | Выработка навыка правильной интонации, развитие навыка расстановки логического ударения, соблюдение логических пауз. Использование различных приемов при чтении целью борьбы с регрессией, неправильной антипацией | |
62 | Работа над понимание прочитанного. Совершенствование техники чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность | 1 | Выработка навыка правильной интонации, развитие навыка расстановки логического ударения, соблюдение логических пауз. Использование различных приемов при чтении целью борьбы с регрессией, неправильной антипацией | |
63 | Работа над понимание прочитанного. Совершенствование техники чтения .Способ чтения, четкая дикция, правильность, выразительность | 1 | Выработка навыка правильной интонации, развитие навыка расстановки логического ударения, соблюдение логических пауз. Использование различных приемов при чтении целью борьбы с регрессией, неправильной антипацией | |
64 | Страна "Читай-ка". Викторина. Литературные игры. Совершенствование эмоционально- волевой сферы | 1 | Систематизировать знания о звуках, буквах, слогах и словах; развивать воображение, мышление; закреплять умение составлять слова, читать их; упражнять в составлении предложений по заданному слову. Создание положительной самооценки при совершенствовании навыка чтения, оценивание достигнутых результатов | |
65 | Подводим итоги. Диагностика навыка чтения. Совершенствование эмоционально- волевой сферы | 1 | Диагностирование овладения учащимися полноценным навыком чтения . Создание положительной самооценки при совершенствовании навыка чтения, оценивание достигнутых результатов. | |
66 | Подводим итоги. Итоговое "Новоселье у зверей".Совершенствование эмоционально- волевой сферы | 1 | Подведение итогов работы . Помочь вспомнить материал, пройденный ранее; развивать фонематический слух, речь; упражнять в составлении слов из слогов по таблице, чтение их. Создание положительной самооценки при совершенствовании навыка чтения, оценивание достигнутых результатов. | |
всего | 66 |
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- . Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения чтением и письмом. М., 1959.
- . Бутенко Т. А. Особенности контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. - Р. облИУУ, 2006.
- Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей. Практический материал. М., 2003.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология -М.:Педагогика, 1999.
- Жданова Р. А. О проверке умения читать в начальной школе. Р.облИУУ, 2000.
- Зайцев В.И. Резервы обучения чтению. М, 1991.
- Зотов С.Г. Повышение скорости чтения.Феникс., 2010
- . КорневА.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб.,1997.
- . Климанова Л.Ф. Читалочка.- Просвещенпие.2008.
- . Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения.М.,2000.
- . Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении. М.,2008.
- . КолесниковаА.П. 500 игр для развивающего обучения. М.
- . Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции. Спб., 1998.
- . Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. М, 2001.
- . Лайло В.В. Развитие восприятия и изучение алфавита. М, 2001.
- . Мельникова И.И. Развитие речи у детей 7-10 лет. М.,2002.
- . Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с детьми. Спб.,2006.
- . Менчинская Н.А. Проблемы обучения и умственного развития школьника.-.
- . Никитин Б.П. Развивающие игры. М.,1996.
- . Поваляева Е.Р. Педагогическая диагностика и коррекция речи. М.,1998.
- . Узорова О.Е. Рабочая тетрадь заданий по интенсивному навыку чтения.
- . Холодова О. Рабочая тетрадь по курсу РПС.-М., 2008.
Список литературы для учителя
Печатные пособия
- Дидактический материал.
- Демонстрационные слоговые таблицы
Технические средства обучения
- Персональный компьютер.
- Мультимедийная доска «Смарт».
- Проектор.
Электронные образовательные пособия
- Аудиодиски.
- Электронные презентации по тематике курса.
Используемые Интернет-ресурсы
http://www.solnet.ee | Российский общеобразовательный портал для детей и взрослых. |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. | |
Сайт детям начальной школы | |
Фотогалерея сайта Началка.com | |
Сайт "Лукошко сказок" | |
Детское аудио (сказки, песни, стихи, рассказы спектакли и т.д.) | |
Сиди и слушай аудиосказки | |
Педагогическая библиотека | |
Информационный сайт для детей и их родителей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию навыка чтения и профилактике дислексических нарушений (Добрынина Э. Г. учитель-логопед высшей категории)
В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобр...
Коррекционная работа по развитию навыка чтения и профилактике дислексических нарушений
Коррекционная работа по развитию навыка чтения и профилактике дислексических нарушений...
Особенности формирования навыка чтения у обучающихся с дислексией
В статье логопед излагает свою точку зрения на процесс формирования навыка чтения у детей с недоразвитием речи...
Использование комплекса образовательных методик для формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи
Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нар...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ )
МАтериал посвящен вопросам обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями....
«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...
Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией....
- Мне нравится (1)