Достоинства и недостатки безотметочного обучения в начальной школе
статья по теме

Кутазова  Наталья Викторовна

В настоящее время в образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Необходимо, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания, организовав её как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребёнка. Именно в этом состоит суть технологии безотметочного обучения, которое не является безоценочным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Н.В. Евсеенкова,

         ГБОУ СОШ № 164,  Г. Санкт-Петербург

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

           В настоящее время в образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это, в свою очередь, влечет за собой изменения подходов к системе оценивания учебных достижений школьников. Однако школьная отметка была и остается главным критерием работы ученика. В то же время понятно, что существующая система оценивания несовершенна и может негативно влиять на школьников. Успешность ребенка должна определяться не количеством полученных «5» и «4», а личной динамикой развития и желанием учиться.

        Вот тогда и встают вопросы: как преодолеть недостатки существующей традиционной системы отметок; как оценивать изменения в деятельности ученика, не ущемляя его прав.  Для многих учителей  и родителей безотметочное обучение – результат экспериментов ученых - психологов, весьма далеких от повседневной школьной жизни. И хотя безотметочное обучение в 1 классе законодательно оформлено в современных документах, сегодня в большинстве своем это фикция. И так будет до тех пор, пока в руках учителя не появится реальная технология – инструмент организации безотметочного оценивания на начальном этапе обучения. В настоящее время каждый учитель выходит из этой непростой  ситуации по – своему, решая проблему без должной методической поддержки, часто заменяя одни отметки на другие: похвальные листы,  печати или  карточки с изображением зайчиков, солнышек, черепашек и т.д.

        На самом деле необходимо, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания, организовав ее как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребенка. Именно в этом состоит суть технологии безотметочного обучения, которое не является безоценочным. Однако это положение часто не находит нужной поддержки со стороны родителей и некоторых учителей.                           Может ли безотметочное обучение быть более эффективным? Не следует путать безотметочное обучение с бесконтрольным. Я полностью согласна со следующим высказыванием В.В. Гузеева: ": с точки зрения науки управления никакой кибернетический процесс не может быть регулируемым без обратной связи и оценки. Все сторонники "безоценочного обучения" немного лукавят. На самом деле они ратуют за переход от количественных шкал к дескриптивным - и только!" (Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000, с. 73).

        Таким образом, введение безотметочного обучения не означает отсутствие контроля и прекращение слежения за деятельностью и успехами учащихся. Речь идёт лишь о построении системы, которая позволила бы учитывать более разнообразные эффекты обучения и стимулировать личностный рост каждого ученика. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников; своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.). Особенность процедуры оценивания при   безотметочном   обучении состоит в  том,   что   самооценка  ученика  должна  предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Возможные приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь;

«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

 «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

«Словесное оценивание» - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо», «Молодец, но…» и т.д. Эффективны также невербальные виды помощи: важно упомянуть и о таких видах похвалы, как улыбка, прикосновение к ребёнку, ободряющий жест;

«Лист индивидуальных достижений» - должен быть у каждого ученика отдельно и фиксировать достижения по каждому предмету. При этом недопустимо афишировать достижения учащихся, выставляя в классе так называемый «экран успеваемости»;

«Взаимооценка» - приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи и взаимоподдержки.   Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком.

Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в этих классах:  выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;  ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения);  задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер.

Список литературы.

1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.- М.: Рассказов, 2002.

2.Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, 2001.

3. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.

4. Ульянова Л.Г. Безотметочное обучение в начальной школе // Завуч начальной школы, 2007 г., №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безотметочное обучение в начальной школе

В данной презентации представлен опыт работы по безотметочному обучению в начальной школе....

Безотметочное обучение в начальной школе

Материал поможет более объективно и содержательно оценить качество знаний учащихся, строя этот процесс на идеях гуманной педагогики...

Технология критического оценивания и безотметочное обучение в начальной школе

Технология критичекого оценивания и безотметочное обучение в начальной школе позволяет повысить мотивацию ребенка к учебной деятельности...

"Безотметочное обучение в начальной школе."

Выступление на педсовете по теме: "Безотметочное обучение в начальной школе." Для многих учителей  и родителей безотметочное обучение – плод воображения или экспериментальных изысков ученых - пси...

Безотметочное обучение в начальной школе

Статья, освещающая основные проблемы отметочной системы и способы организации безотметочного обучения в начальной школе....

Безотметочное обучение в начальной школе.

Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС?  Это вопрос я задавала себе давно, еще в то время, когда появились первые сообщения о ФГОС. До...