ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Главное в работе учителя, по-моему, – вселить в учеников уверенность в их силы, в творческий потенциал. Пусть не всегда и не все ребята воспринимают «на ура» нововведения, но если таких хотя бы половина– это, считаю, уже успех, уже результат деятельности учителя! Игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_perfilova.docx92.17 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  

Учитель начальных классов МБОУ «Балтасинская СОШ»

Перфилова Ольга Михайловна первая квалификационная категория              

                                                                 Единственный путь,

ведущий к знанию, -

                                                            это деятельность.

                                                                                                                       Б.Шоу.              

Это девиз моей педагогической деятельности и я очень хочу, чтобы он стал жизненным девизом моих учеников. Поэтому стараюсь делать свои уроки информационно насыщенными, разнообразными и интересными.

            В этой школе работаю с 1999 года. За это время приобрела  достаточно большой опыт. Освоила и успешно применяю различные методы преподавания, предпочтение отдаю частично-поисковому, исследовательскому и  игровым технологиям.

Внедряю и апробирую педагогические технологии ТРИЗ и РКМ, Ромашка Блума, Французские мастерские, приёмы методики Кудиной и Новлянской.

Технологии ТРИЗ и РКМ позволяют не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. 

Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний.  В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём «инсерт».  

         Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно текстом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

                                   «V» - знаю;

                                   «+» - новое для меня;

                                   «-«   - думал иначе;

                                   «?» - не понял, есть вопросы.

         Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний.

Нетрадиционным началом урока может стать приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они  работают дважды: до чтения текста  и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

Очень важное умение – компактно представлять изученный (в классе либо дома) материал. Развивать это умение помогает  приём «кластеры», который представляет собой выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Использую приём «кластеры» и на стадии вызова (перед обобщающим повторением темы «Части речи» предлагаю своим ученикам вспомнить самостоятельные части речи и сгруппировать их по морфологическим особенностям, и на стадии рефлексии (как итог знакомства с каким-либо разделом языка: составьте кластеры «Имя существительное»,  «Частицы», «Звуки речи»), и как способ проверки домашней работы с теоретическим материалом.

 http://sevidova.13-school.ru/images/123.jpg

Достаточно популярна в мире современного образования «ромашка Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Существительное – это самостоятельная часть речи?);

Ø  уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Существительное – это самостоятельная часть речи?);

Ø  интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему существительное не имеет формы  времени?);

Ø  творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления существительных?);

Ø  оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления существительных в речи?);

Ø  практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием существительных в рекламных щитах?).

     Приём «Ромашка Блума» хорош как при работе с теорией (индивидуально или в парах и постоянного, и сменного состава для взаимопроверки), так и при проверке самостоятельной работы с текстом. Вопросы могут быть заданы отвечающему у доски, причём тип вопроса заранее обговаривается.

romashka

Программой русского языка в начальных классах предусмотрена работа с текстами. Она редко вызывает интерес учащихся, но работа по-своему нужная и важная. В таких случаях прибегаю к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1.     В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.     Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.     Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4.     Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

5.     Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

Мама

Милая, дорогая

Заботится, любит, помогает

Мама самый близкий человек

Друг

 Большое значение уделяю в своей работе развитию речи учащихся. Это очень сложная и кропотливая работа, которая должна проводиться постоянно, а не только на специальных уроках. На обычных уроках такую работу веду со словарными словами, при игре-тренинге по составлению предложений по схемам, посредством приёма «Восстанови предложение по опознавательным признакам» и, конечно, обучая ребят грамотным, логичным ответам на поставленный вопрос, стараюсь следить за тем, чтобы даже короткие ответы были полными и содержательными.

     Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

     В  процессе обучения учащиеся должны не только овладеть   установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои    познавательные способности и творческие силы.

     Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за   результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию   игровых форм обучения.

     Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии  эффективны, является желание детей играть.  Для этого я провела в своём классе анкетирование, с целью  выявления отношения их к игре в учебной деятельности.

Анкета:

                  – Нравиться ли тебе играть на уроке?

                  – На каких уроках тебе хотелось бы играть?

                  – Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

                  – Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ анкет показал:

                  – Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения. (22уч. 1 отсутствовал)

                  – Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта  игра им интересна. (18 из 22)

                  – Более предпочтительна для детей групповая форма игр. (16)

                  – Большинство учащихся хотят в игре побеждать. (12)

                Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

              Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

    Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

1. Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.

2. По характеру педагогического процесса бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические и другие.

3. По характеру игровой методики делятся на:

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

             Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность. Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умению не только командовать, но и разумно подчиняться).

        Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то положительный результат будет  обязательно.

          В результате систематического использования игровых форм обучения повышается  темп работы на уроках, возрастает активность учащихся в    стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.

          Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, филворды, ребусы, анаграммы, урок-путешествие).                                                                                              

Приведу примеры игр, которые провожу со своими детьми. Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры:

«Анаграммы».

Решите анаграммы

НИАВД - ДИВАН

СЕОТТ - ТЕСТО

СЛОТ -СТОЛ

РАКЫШ - КРЫША

ГИАР -ИГРА

КООН - ОКНО

«Вставьте пропущенную букву и число».

1 В 5 ?

А 3 Д ?

«Ребусы».

1очка (одиночка) 1бор (разбор)

ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)

100Л(стол) 7Я (семья) и т.д.

«Умозаключения»

Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);

Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);

Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);

Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);

Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);

 «Пятый лишний»

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.

« Назови одним словом»

Метла, лопата… Июнь, июль …

Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.

        При изучении темы «Глагол», наверное, самую трудную часть речи для детей, провожу  такие игры на уроке.

«Грамматическая головоломка»

Запишите 7 глаголов по следующим указаниям:

Слышать – 1-е л., ед.ч., б.в.

Зависеть – 1-е л., мн.ч., н.в.

Дунуть – повел. форма, 2-е л., ед.ч.

Укрыть – 1-е л., мн.ч., б.в

Вертеть – 3-е л., мн.ч., п.в

Гладить – 2-е л., мн.ч., н.в.

Терпеть - 3-е л., ед.ч., н.в

Услышу, зависим, дуй, укроем, вертели, гладите, терпит

Затем выделив в каждом глаголе 2 букву, вы сможете прочитать слово. Значение слова поискать по словарю.

«Строим график»

Диктую глаголы дети определяют спряжение, отмечают точками, затем точки соединяем получаем график.

Игра “Найди глаголы”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.

На карточках записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

Материал для игры:

В понедельник я стирала

Чашки в пятницу помыла,

Пол во вторник подметала,

А в субботу торт купила,

В среду я пекла калач,

Всех подружек в воскресенье

Весь четверг искала мяч.

Позвала на день рожденья.

Игра “Что делать? Что сделать?”

Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?

Содержание. Играют 2 команды (1 и 2 вариант). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

 Материал для игры:

Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.

Игра “Какое время?”

Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.

Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.

 Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.

Длинной шеей поверчу -
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу.

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

Игра “Найди своё слово”

Цель. Повторение и закрепление знаний о частях речи.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает только существительные, команда второго ряда - прилагательные, команда третьего ряда - глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данной части речи.

Материал для игры:

Алмаз, горячий, жужжать, звенеть, интересный, огромный, библиотека, чувствовать, комната, газета, серебриться, прекрасный, яблоко, сверкать, обычный, животное

         

Все эти игры и многие другие способствуют формированию познавательных интересов на уроках литературы, русского языка, познания мира.

 На уроках математики применяю при закреплении, повторении, объяснении нового материала следующие игры:

 «Кто быстрее» (собрать из геометрических фигур предметы)

 «Найди ошибку» (100,200,300,500,600,400,700,900,800,1000)

«Интеллектуальная разминка».

Сколько пальцев на 2 руках?

Сколько недель в месяце?

Порядковый номер пятницы в неделе?

Наименьшее двузначное число?

Какого числа последний день года?

« Продолжите числовые ряды»

 1. 2 3 4 5 6 7… …

 2. 9 8 7 6 5 4… …

 3. 28 29 30 31 32 33 34… …

 4. 3 5 7 9 11 13 … …

 «Провоцирующие задачи».

 На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

 Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5.

 Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24.

 У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4.

ВЫБЕРИ ПРИМЕРЫ.

Реши примеры:
2 : 4 =      6 * 2 =
12 : 4 =     5 * 5 =
63 : 9 =    14 : 2 =
9 * 2 =     10 : 2 =
Выбери среди них примеры, сумма ответов которых равна 10. Запиши эти примеры в тетрадь.
Например:
2 * 4 = 8
10 : 5 = 2
2 + 8 = 10

КАКОЙ РЯД ПЕРВЫЙ?

7 * 9 =
56 : 8 =
8 * 9 =
5 * 7 =
27 : 3 =
Каждый ряд учеников получает карточку, на которой записано задание – примеры на табличное умножение и деление. Примеров столько, сколько учеников в ряду.
Первые ученики каждого ряда по сигналу учителя начинают работу. Решив один пример, они быстро передают карточку следующему ученику. Ряд, ученики которого быстрее решили все примеры, не сделав ошибок.

ТАБЛИЦА ДЛЯ СОСЕДА.
(работа в паре)

Ученики задают по 5-6 примеров на табличное умножение и деление друг другу. После решения примеров проверяются записанные результаты.
Примеры готовятся заранее на карточках. Выигрывает тот, кто решил примеры быстрее и допустил меньше ошибок.

               

Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Такие игры закрепляют знания детей, развивают логическое и конструктивное мышление, навык счета в уме.

        А игровые технологии формируют коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий). Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.                            Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

Главное в работе учителя, по-моему, – вселить в учеников уверенность в их силы, в творческий потенциал. Пусть не всегда и не все ребята воспринимают «на ура» нововведения, но если таких хотя бы половина– это, считаю, уже успех, уже результат деятельности учителя!

«Истинно то, что выдерживает проверку практикой», - писал Альберт Эйнштейн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...

Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться

В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...

Презентация опыта работы «Технология проектного обучения как средство формирования УУД младших школьников».

Из каких этапов состоит эта работа? Какова специфика применения проектного метода в начальной школе? Как наиболее рационально организовать образовательную среду, в том числе выходящую за рамки образов...

Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.

В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно ...