Какой он - современный урок на первой ступени обучения
статья по теме

Ситникова Нина Игоревна

Какие требования предъявляет время к уроку, его структуре и содержанию, а так же к личности учителя. Обсуждение темы с коллегами на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа, как один из социальных институтов общества реализует и обеспечивает одну из основных потребностей социума в образовании и воспитании подрастающего поколения, непосредственно обеспечивает передачу традиций, общественных ценностей. Среди всего многообразия образовательных услуг, предоставляемых школой, первостепенной является обучение подрастающего поколения. Ведущей формой предоставления этой услуги вот уже более 350 лет является – урок. Урок - это «традиционная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной, коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников». (Виталий Александрович Сластёнин).

        Учителя – люди беспокойные и беспокоятся они о многих вещах, в частности, нас (учителей) беспокоит вопрос, насколько современен тот или иной запланированный и подготовленный урок. Позволю себе предложить вам свой взгляд на вопрос о «современном» уроке.

        Прежде всего оговорюсь, что предлагаю разделить составляющие урока на две части: неизменную (базисную) и вариативную.

        К базисной части я бы отнесла: структуру уроков, их дидактическую и воспитательную направленность, триединство дидактических целей и задач с точки зрения целей и задач современной школы, место конкретного урока в образовательной системе, методически грамотная подача учебного материала. Т.е. это та необходимая и достаточная часть организации деятельности учащихся и учителя, превращающая их совместное времяпрепровождение в урок.

        Вариативная часть – это то, что делает классический урок современным, с учетом возможностей и требований времени его проведения. Остановимся здесь подробнее.

        Анализ современной педагогической литературы и периодики выявляет следующие показатели вариативной части «современного урока»:

  1. Техническое оснащение уроков. Обеспечивает принцип наглядности обучения.

♦ Наиболее современное средство, подходящее для фронтальной работы в классе – это электронные доски, которыми в настоящее время активно комплектуются московские школы. В начальной школе электронная доска позволяет:

- использовать ее прежде всего, как большой экран для просмотра того или иного видео материала;

- позволяет выполнять фронтальные задания, на основе готовых программных продуктов, типа дидактических игр, игр-тренажоров и т.д.

- позволяет демонстрировать наглядный материал, самостоятельно подготовленный учителем, специально для сопровождения темы урока.

- некоторые доски дают возможность работать непосредственно с экраном выполняя прямо на нем задания типа: исправь ошибки, выбери правильный ответ, обведи или наоборот сотри лишнее и т.д.

♦ Различные современные технические средства: телевизоры с DVD магнитофонами, компьютеры с возможностью выхода в интернет, аудио проигрыватели Mp3-кассетные-флеш. Их эпизодическое использование в ходе урока.

♦  Использование электронных плакатов и пособий, например из серии «говорящий плакат». Дает возможность весело и непринужденно закреплять речевой материал, проводить игры-«угадайки».

♦  Использование дидактических «подвижных» пособий . Это пособия  на печатной основе, или изготовленные самими учителями, приспособленные под нужды урока, как многофункциональные, так и специализированные. На этих пособиях быстро и своевременно изменяется информация и иллюстративный материал. Например: календари природы, наборные полотна, разрядные таблицы и т.д.

  1. Тщательный отбор содержания конкретных заданий и их иллюстративного материала.

♦ Требование к наглядным пособиям – иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности. Фотографии предпочтительнее, нежели рисунки. Изображения предметов должны соответствовать реально существующим вещам (например, изображение реально существующих монет, при составлении условия задачи).

  1. Принципиальное отличие в подходе к личности учащегося во время проведения урока.(Проникновение психологии в педагогику). Изучение особенностей учащихся, для достижения учащимися наилучших результатов обучения. 

♦ Все чаще в литературе упоминается, что во время урока учителю необходимо обращать внимание на особенности усвоения учащимися учебного материала, для этого рекомендуется выделять среди учащихся группы детей, приблизительно совпадающим по уровню обученности и способности к овладению материалом. Подбирать разноуровневые задания, проводить индивидуальную работу во время урока со слабыми учащимися.

♦ Кроме того есть ряд показателей, по которым рекомендуется группировать учащихся: гендерный признак, «рукость» учащихся, сенсорные предпочтения (модальности). В связи с особенностями учащихся учителю рекомендуется подбирать задания и способы подачи материала.

  1. Использование здоровьсберегающих технологий. Это приоритетное направление призванное снизить нагрузку на учащихся в ходе урока, разнообразить деятельность учащихся.

♦ Учителя используют на уроках физкультминутки в стихах, физкультпаузы, подвижные игры.

♦ Использование различных «зарядок», «разминок» и «гимнастик»: пальчиковых, артикуляционных, дыхательных.

♦ Использование различных упражнений, направленных на смену деятельности учащихся и развитие ППП (психических познавательных процессов): игры на внимание, игры на запоминание и воспроизведение материала, игры и задания на воображение.

♦ Паузы, организованные по принципу аутотренингов, медитативные техники. Обычно проводятся под музыку с погружением внутрь себя, сосредоточение на внутренних силах учащихся, направлены на расслабление, освобождение сознания от напряжения.

  1. Личность учителя. Современный урок во многом зависит от личности учителя. Современный учитель активен, имеет творческий подход, обладает явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеет искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеет свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач. Современный учитель заинтересован в том, чтобы его урок соответствовал требованиям, предъявляемым обществом к современной школе.

Т.о. современный учитель в сложившихся социально-экономических условиях и с учетом ведущей научной парадигмы, опираясь на опыт и традиции проведения уроков с точки зрения их методологии имеет возможность создавать урок отвечающий требованиям времени как со стороны внешнего оформления, так и с содержательной точки зрения.

Присутствующие здесь сегодня активные, имеющие творческий подход, обладающие явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющие искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющие свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ними задач учителя специальной (коррекционной) школы, по мере возможностей, мы проводим уроки, отвечающие современным тенденциям в образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения

Презентация. Организация внеучебной (внеурочной) деятельности  при введении ФГОС НОО второго поколения  на  первой  ступени  обучения....

Использование современных информационных технологий на первой ступени обучения

 Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».          Сейчас это уже не ...

Презентация "Организация самоуправления на первой ступени обучения"

В презентации рассматриваются достоинства и недостатки самоуправления,актуализация, пути активизации ученического самоуправления....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности на первой ступени обучения

В работе представлена презентация и выступление по теме "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе" в условиях введения ФГОС...

Внеклассное мероприятие для учащихся первой ступени обучения "Разговор о правильном питании"

Соблюдение режима  дня, правильное питание - залог хорошего здоровья младших школьников....

Организация самоуправления на первой ступени обучения.

Презентация к педагогическому совету....

Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.

Данный материал  раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа  прежде всего связа...