Развитие критического мышления младших школьников
статья (3 класс) на тему

Главная задача учащихся- усвоить, как учиться эффективно и мыслить критически. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны будут уметь рассматривать её вдумчиво и критически. Они будут самостоятельно оценивать информацию и идеи, действоать в соответствии с представлениями о том, что в данной информации может быть им полезно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Белоярский»

                                                                                                        Составитель:

учитель начальных классов

 Ткаченко Н.А.

                                                               г. Белоярский  

                                                               2016-2017

Введение.

Будущее принадлежит тем, кто

критически анализирует информацию

и выстраивает свои собственные реальности.

Чарльз Темпл

Мир становится все более сложным, и поскольку все больше и больше стран выбирают демократию, становится очевидно, что молодые люди более чем когда – либо должны уметь решать сложные проблемы, критически анализировать обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Педагоги часто сталкиваются с вопросом, как лучше подготовить детей к успешной обеспеченной и продуктивной жизни в будущем. Чтобы успешно жить в мире будущего, будут нужны совершенно новые знания и понимания. Эту проблему осложняет продолжающийся информационный взрыв. Из-за огромного объема имеющейся информации невозможно и даже нелепо полагать, что в школах можно преподать достаточно содержания, чтобы пробить значительную брешь в общем потоке информации. Та информация, которую мы в состоянии передать нашим детям, составит лишь малую долю всего содержания и только малую часть той информации, которая им потребуется в течение их жизни. Хотя получение знаний важно, это, пожалуй, не самая главная цель учебного процесса.

Главной задачей учащихся, думаю, будет усвоить, как учиться эффективно и мыслить критически. То есть, встречаясь с новой информацией, учащиеся должны будут уметь рассматривать ее вдумчиво и критически. Они должны уметь самостоятельно оценивать информацию и идеи, действовать в соответствии с представлениями о том, что в данной информации может быть им полезно, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности данной информации, т.е. обладать способностью критически мыслить.

Таким образом, объектом моей работы является критическое мышление, а предметом – пути его формирования на уроках литературы и русского языка.

Следовательно, цель, которую ставлю перед собой - развивать у учащихся критическое мышление, учить владеть критическим анализом, научить их нести ответственность за собственное учение, формировать собственные независимые мнения и проявлять уважение к мнению других. Говоря о критическом мышлении, зачастую делают серьезную ошибку: его принимают за «предмет», который должен преподаваться, или набор навыков, который можно выработать и применить.

Что дает ее применение?

Во-первых, вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформлять текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределять информацию по степени новизны и значимости; умение обобщать полученные знания;

Критическое мышление означает не негативность суждений и критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. «Критическое» в этом контексте означает аналитическое. Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Поэтому перед собой ставлю следующие задачи:

1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.

2. Давать возможность учащимся размышлять.

3. Принимать различные идеи и мнения.

4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.

5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.

6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.

7. Ценить проявление критического мышления.

Ответственность за учение и за занятие критическим мышлением, в конечном счете лежит на самих учащихся. Классная среда должна давать им возможность заниматься критическим мышлением. Но все это должны делать сами учащиеся. Однако перед тем как перейдут к делу, они должны понять, что от них требуется, чтобы стать подлинными критическими мыслителями.

Что собой представляет КМ.

Разработчики КМ предлагают базовую модель технологии развития критического мышления, в которой выделяются три стадии.

1)вызов;

2)осмысление новой информации;

3) рефлексия (размышление).

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Основа ВОР

Наипервейшее и наиважнейшее, от чего нужно избавиться в поведении учителя, – это роль классного комментатора. Когда учащиеся говорят, учителя обычно полагают, что это должно выглядеть как ответы. И появляется схема разговора, которая выглядит следующим образом:

Сначала говорит учитель, затем учащийся А, затем учитель, затем  учащийся Б, учитель, учащийся В, учитель, учащийся Г и т. д.

Пока учитель будет участвовать в такой схеме ответов, учащиеся никогда не заговорят друг с другом. Каждый ученик будет проводить дискуссии один на один с учителем. Гораздо более эффективно проходит урок, когда учитель действует в качестве ведущего и управляет дискуссией между учащимися. Итак, сначала говорит учащийся А, затем учащийся Б, затем учащийся В и т. д. Я, как учитель, конечно, могу вмешиваться, но только как одна из сторон такого разговора, а не центральная фигура.

                            Прием «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Прием «Пометки на полях». Инсерт

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

  •  «V» - информация мне известна
  • «+» - узнал что-то новое
  • «--» - противоречит тому, что знаю; не согласен
  • «?» - хочу узнать подробнее

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Предлагаю различные виды письма как способа мышления.

1. В конце урока прошу учеников написать один абзац, о том, что было наиболее интересным или важным сегодня на уроке.

2. Читаю ученикам один абзац или больше и предлагаю написать его смысл своими словами. Это хорошая практика для проведения записей. Если у них возникают при этом трудности, прошу, чтобы это сказал устно кто-то из учеников, а затем все делают задание письменно.

3. Показываю ученикам картинку, имеющую отношение к теме, изучаемой на данном уроке, и прошу их написать идею, которая просматривается в картинке.

4. Предлагаю ученикам поговорить друг с другом в письменной форме, используя стратегию вопросов - ответов. Каждый  ученик должен сформулировать вопрос, основанный на изучаемой теме, в письменной форме. Собираю листки, раздаю их наугад, и каждый ученик письменно отвечает на вопрос, который ему достался.

 5. Предлагаю ученикам написать свое собственное мнение о чем-то, что они узнали на уроке. Принимаю все мнения. Ученики должны дать, по крайней мере, один довод по поводу своего мнения.

6. Рассматриваем концепцию, изученную на уроке, и ученики пишут, по крайней мере, один способ применения этой концепции.

7. Предлагаю ученикам написать вопросы, на которые в будущем они  хотели бы получить ответ от учителя. И каждый должен дать пояснение, почему он бы хотел знать такую информацию.

РЕЗУЛЬТАТ

Первый уровень.

Способность ученика понимать сюжетно-событийную сторону произведения, не пропуская основных характерных связей.

Второй уровень.

Ученик способен прогнозировать текст, основывая предсказания на понимании сюжетно-событийной стороны произведения.

Третий уровень.

 Умение выразить личное отношение к тексту, давая оценку героям и анализируя эпизоды произведения.

Четвертый уровень.

Ученик понимает и выражает в слове свое отношение к героям и ко всему произведению в целом. Умеет переосмыслить и проанализировать поступки героев.

От класса к классу ученики поднимаются по указанным уровням. Так, для учеников классов шестилеток более типичным является первый уровень, для второго класса - как первый, так и второй уровень. Появление же третьего и четвертого уровня зависит, в первую очередь, от организации работы в классе.

Каким же образом можно отследить, достигнуты ли поставленные цели? В первом классе, учитывая, что устная и письменная речь ребенка развита недостаточно, для того, чтобы увидеть, все ли дети поняли сюжетно-событийную сторону, предлагаем использовать прием моделирования. Модель произведения - это его поэтапная схема действий. Ребенок, с помощью общепринятых значков, полностью прорисовывает логику сюжета. Учитель может, проверив рисунки детей, оценить уровень понимания каждого ребенка. Далее дети выполняют более сложное задание - составление плана-модели, где необходимо выделить в сюжете главное.

Заключение.

Итак, целенаправленная, систематическая работа по развитию критического мышления учащихся помогает мне не только выработать у детей общеучебные умения и навыки, но и сформировать у них собственные независимые мнения, воспитать уважение к мнению других и чувство ответственности за собственное учение.

Применение методов и приемов технологии КМ в моей работе свидетельствует о следующем:

- у детей появилась уверенность в себе и понимание ценностей своих мнений и идей;

- учащиеся стали принимать активное участие в дискуссиях, обмениваться мнениями с товарищами и учителем, с уважением выслушивать различные мнения, научились работать в группах;

- учащиеся научились работать с повествовательным и пояснительным текстами, используя стадии ВОР, графически оформлять текстовой материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию, обобщать полученные знания.

В связи с эти рекомендую использовать на уроках:

- систему вопросов, способствующих развитию КМ;

- различные виды письма как способа мышления, в том числе кластеры, инсерты;

Преподаватели по всем предметам могут повлиять на то, что ученики будут лучше овладевать предметом, предоставляя им практику в основных познавательных операциях общения, пояснении идей, рассмотрении взаимосвязи, нахождении ошибок, запоминании. Но важным является то, что эти стратегии должны использоваться систематически, целенаправленно и в пределах соответствующих рамок преподавания.

Применение КМ на уроках вызвало интерес, побудило ребенка включиться в активную мыслительную деятельность на основе полученных знаний. Пусть наши дети познают высшую степень наслаждения – наслаждения от результатов труда. Такие результаты дети получают, участвуя и побеждая, в различных интеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах.

 Мои ученики являются активными участниками, многократными призерами и победителями конкурсов, фестивалей, смотров, выставок муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней: победители районного конкурса-фестиваля «Тебе, учитель, посвящается!», победители районного конкурса школьных социальных проектов по направлению «Забота о людях и милосердие», победители районного конкурса «Благословляю Вас, леса!», победитель регионального конкурса «Благословляю Вас, леса!», победитель и призёр регионального конкурса творческих работ «Югра литературная» и «Литературные места Югры», победитель игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех», победители по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру XI Международной Олимпиады  по основам наук, победители Всероссийских конкурсов «Вопросита», «Ребус» победители Международного блиц-турнира, Международного конкурса – игры по технологии «Молоток».

Учащиеся успешно занимаются творческой и проектно-исследовательской деятельностью по учебным предметам и внеурочной деятельности:

2014г. - Диплом III степени общероссийского конкурса «Дорогами войны»;

2015г. - Диплом III степени муниципального конкурса рисунков «Охрана труда глазами детей», 2017г. - 1 ученик награждён Дипломом за оригинальность идеи, 1 ученица - за масштабность исполнения конкурсной работы;

2015г. - Диплом I степени районного конкурса творческих работ «Благословляю Вас, леса!» (2 учащихся);  

2015г. - Диплом III степени районного конкурса творческих работ «Лес глазами детей»;

2015г. -  Диплом III степени Всероссийского конкурса сочинений;

2015г. - Диплом II степени общероссийского конкурса «Народная мудрость»;

2015г. - Диплом II степени окружного конкурса «Письмо солдату. Из будущего в прошлое»;

2015г. - Диплом I степени и Диплом III степени муниципального фотоконкурса  «Цифра- 2015. Мой портрет с любимой книгой»;

2016г. - Победитель (III место) Всероссийского конкурса «Медалинград»;

2016г. - Победитель (III место) Всероссийского конкурса «Интербриг» (работа «Моя малая родина - Белоярский»);

2016г. - Победитель городского конкурса «Тетрадка дружбы»;

2016г. - Победитель окружного конкурса детских творческих работ «Профессия пожарный»;

2016г. - 2 лауреата муниципального конкурса учебных проектов (направление «Специальные проекты» в номинации  «Первые шаги»);

2017г. -  Победитель Всероссийского конкурса «Изумрудный город» (2 учащихся);

2017г. - Диплом II степени окружного конкурса «Письмо солдату. Из будущего в прошлое».

 Схема 1

                                                  

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"

Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление - значит развивать умение думать....

«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...

«Создание условий для развития критического мышления младших школьников»

 Педагогический проект учителя начальных классов МОУ СОШ №2 г.ЗЕЛЕНОКУМСКАСОВЕТСКОГО РАЙОНАГладких Елены Дмитриевны  «Создание условий для развитиякритического мышления младших школьников» СОДЕРЖАНИЕ ...

Буклет. Технологии «Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

   «Что же такое критическое мышление?»: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планом...

Доклад по теме: «Развитие критического мышления младших школьников»

Согласно «Концепции модернизации российского образования» главная задача российской образовательной политики - достижение качества образования, его соответствие актуальным и перспективным запросам лич...

презентация для выступления на педагогическом совете школы по теме:" Технология развития критического мышления младших школьников"

Презентация была создана для выступления на педсовете. Изучали инновационные педтехнологии, каждое мо готовило свою технологию и варианты применения....