Программа "Я-вожатый"
рабочая программа на тему

Копытцова Елизавета Олеговна

Программа актуальна для подростков и направлена на развитие коммуникативных, организаторских способностей, лидерских качеств. Обучающимся предоставляется возможность самореализоваться в различных видах деятельности: игровой, трудовой, общественно-полезной, социально-значимой, художественно-эстетической, в общении, что способствует развитию личностного роста обучающегося. Программа способствует формированию вожатского отряда для работы в лагерях дневного пребывания, что является выполнением социального заказа учреждения на качественную организацию каникулярного отдыха детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_vozhatyy_kopyttsova_e_o_54_chasa.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ в пос. Усть-Омчуг»

                                                

                                                

Дополнительная общеобразовательная программа

«Школа вожатых»

социально-педагогической направленности для обучающихся 14-16 лет

Автор-разработчик программы:

учитель начальных классов:

Копытцова Елизавета Олеговна

пос. Усть-Омчуг, 2017

Паспорт программы

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа вожатых» социально-педагогической направленности для обучающихся 14-16 лет

Автор-разработчик программы

Копытцова Елизавета Олеговна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ в пос. Усть-Омчуг"

Вид программы

Модифицированная

Направленность программы

Социально-педагогическая

Уровень освоения программы

Основное общее образование

Форма обучения

Групповая

Срок реализации программы

2,5 месяцев

Возраст обучающихся

14-16 лет

Цель программы

Развитие коммуникативных и организаторских способностей, социализация обучающихся через обучение вожатскому мастерству.

Краткое содержание

Программа актуальна для подростков и направлена на развитие коммуникативных, организаторских способностей, лидерских качеств. Обучающимся предоставляется возможность самореализоваться в различных видах деятельности: игровой, трудовой, общественно-полезной, социально-значимой, художественно-эстетической, в общении, что способствует развитию личностного роста обучающегося. Программа способствует формированию вожатского отряда для работы в лагерях дневного пребывания, что является выполнением социального заказа учреждения на качественную организацию каникулярного отдыха детей.

Ожидаемый результат

- сформирован вожатский отряд для работы в каникулярный период времени МБОУ «СОШ в пос. Усть-Омчуг»;

- разработана «Вожатская копилка»;

- высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей, лидерских качеств обучающихся;

- обучающимися приобретен трудовой опыт вожатской деятельности в лагерях дневного пребывания МБОУ «СОШ в пос. Усть-Омчуг» по организации и проведению отрядных, общелагерных дел.

Пояснительная записка

        С наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль в организации отдыха и времянахождении детей играют  пришкольные лагеря с дневным пребыванием детей. В МБОУ "СОШ в пос. Усть-Омчуг" вот уже несколько лет подряд организован такой лагерь, который пользуется популярностью. Посещая пришкольный лагерь, ребенок не отрывается от семьи, ведь не секрет, что многие дети либо сами боятся, либо родители боятся отпускать детей в загородные лагеря. К тому же ребенок находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен и занят интересными делами. Основная задача  лагерей - научить детей общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, развить их творческие способности, снять комплексы, избавить от скованности. Постоянная смена творческих видов деятельности, обширный выбор способов самореализации позволяют сделать отдых детей более насыщенным и интересным.

        Как и в любом другом лагере, в пришкольном работают вожатые - старшие школьники. Став вожатым, все сталкиваются с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, они видят жизнь лагеря глазами не ребенка, а взрослого, организатора и человека ответственного за жизнь и здоровье детей. Как работать с  ребятами? Как заинтересовать в том или ином деле? Ответ на эти вопросы очень прост – тому, кто это организовывает (вожатый) в первую очередь должно быть интересно самому в этом участвовать. Ведь именно он является самым значимым взрослым для каждого ребенка в этот короткий период отдыха.

        Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое. И учиться очень быстро.

        Таким образом, подготовка вожатых со среднего и старшего школьного возраста в перспективе даст возможность формировать кадровый резерв профессиональных вожатых, в дальнейшем, квалифицированных педагогов.

В связи с вышеизложенным возникло объединение «Школа вожатых» и соответственно разработана образовательная программа «Школа вожатых» основная цель которой - развитие коммуникативных и организаторских способностей, социализация обучающихся через обучение вожатскому мастерству

        Основные задачи:

  1. Получить необходимые теоретические знания об особенностях временного детского коллектива, основных видах игр, планировании коллективно-творческих дел.
  2. Воспитание чувства ответственности, патриотизма, толерантного отношения к чужим точкам зрения.
  3. Развитие навыков саморефлексии, уверенного поведения, умения работать с напарником, в команде.

        Срок реализации программа составляет 2,5 месяца. Занятия ведутся 2 раза в неделю по 3 академических часа. Всего 18 занятий, 54 часа.

Формируется 2 группы в составе не менее 10 человек. Возрастной охват детей 14 - 16 лет.

Новизна программы заключается в использовании эффективных образовательных технологий, позволяющих за небольшой срок подготовить школьников, не имеющих предшествующей педагогической подготовки, к работе с временным детским коллективом.

Основные формы работы на занятиях: изучение минимального теоретического материала (только необходимое для работы, соответственно возрасту будущих вожатых), проигрывание игр, необходимых для различных периодов смены, работа над тематикой смены (составление план-сетки), разучивание танцевальных композиций (развитие творческого воображения будущих вожатых), написание речевок, девизов, а также демонстрация видео и фото зарисовок с реальных смен лагеря педагога, либо самих детей. Отличительная особенность работы в объединении – откровенное общение между участниками, привлечение жизненного опыта, проявление творческой инициативы. Каждое занятие носит теоретический и практический характер. При обучении ребята ведут тетрадь-дневник вожатого, где фиксируют необходимую информацию, составляют «банк игр», помечают на полях идеи «инсайта» (озарившие их во время занятия).

Практическая ценность программы заключается в возможности ее использования как педагогами дополнительного образования, так и педагогами, педагогами-организаторами других образовательных организаций.

Полученные навыки в период обучения в «Школе вожатых», ребята будут демонстрировать при организации различных мероприятий с участием младших школьников, а также на детских дискотеках в качестве организаторов конкурсов и развлечений.

Предполагаемые результаты реализации программы:

- сформирован вожатский отряд для работы в каникулярный период времени МБОУ «СОШ в пос. Усть-Омчуг»;

- разработана «Вожатская копилка»;

- высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей, лидерских качеств обучающихся;

- обучающимися приобретен трудовой опыт вожатской деятельности в лагерях дневного пребывания МБОУ «СОШ в пос. Усть-Омчуг» по организации и проведению отрядных, общелагерных дел.

Формы и критерии оценки эффективности реализации программы. Степень владения ребенком практическим и теоретическим материалом оценивается через: опрос, наблюдение за ребенком, диагностическое исследование, практическую деятельность, анализ работы, итоговое занятие.

В результате обучения у обучающихся будут сформированы следующие компетенции:

Требования к образовательному результату (ФГОС)

Характеристика результата

(базовый уровень,

повышенный уровень)

Способы оценки результата

Личностные

Формирование мотивации учения

Б – будут сформированы основы:

-проявление и развитие творческих и организаторских способностей;

-умение взять на себя ответственность и принимать правильное решение.

П – получат возможность:

- изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;

- определение варианта будущей профессиональной деятельности.

Психологическое тестирование с учетом  индивидуальных особенностей слушателей: Методика изучения социализированности

(социальной адаптированности, активности, автономности,

нравственной воспитанности) личности учащихся

(по М.И. Рожкову) приложение 1;

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

(по Л.В. Байбородой) приложение 2.

Осознание возможностей самореализации

Б – стремление к самореализации и самообразованию с учетом своих особенностей, потребностей;

П – освоение технологии Портфолио;

- составление программы личностного роста;

- анализ своей деятельности

Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки (по Р.В. Овчаровой) приложение 3.

Уровень воспитанности

Б – будут сформированы:

- усвоение элементарных норм, правил, принципов поведения в обществе;

- чувство долга и ответственности;

- отношение к общественному труду;

- дисциплинированность;

- чувство коллективизма;

- доброта, отзывчивость;

- честности и справедливости.

П – получат возможность:

- устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция

Анкета, направленная на определение уровня воспитанности (приложение 4); наблюдение.

Коммуникативные

Формирование коммуникативной компетенции

Б – будут сформированы основы коммуникативных компетенций (умение работать в команде, навыки самопрезентации, публичного выступления и защиты проекта)

П – освоение опыта работы в разных группах;

- умение доказывать и аргументировать свою позицию;

-  умение презентовать себя.

Предоставление электронной самопрезентации; участие в публичных выступлениях; статьи в школьной газете.

Регулятивные

Б – приобретение навыка планирования, подготовки и реализации проектов, презентаций;

- планирование своего рабочего времени;

П - навыки тайменеджмента;

- опыт действия в нестандартных ситуациях;

- опыт объективного оценивания своего поведения

Публичные выступления; статьи в школьной газете; результаты (рефлексия) ролевых и деловых игр; публичное выступление; презентация

Познавательные

Познавательные компетенции

Б – умение работать с разными источниками информации (научные, правовые, художественные);

- оперирование терминами;

- проявление интереса к социально значимым и общественно-полезным мероприятиям

- развитие и формирование навыков проектирования и планирования

- формирование ИКТ-компетенции

П – приобретение основы продуктивной компетентности - умение работать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести

 ответственность за них;

- систематизирование информации и применение ее на практике.

Защита проектов; выдвижение и работа с социальной инициативой.

        

Тематическое планирование.

Количество

часов

Дата проведения

Тема

Содержание

I смена.

1

3

17.03.17

Что за профессия такая - Вожатый?

Вводная часть. Инструктаж о поведении, ответственности за жизнь и здоровье детей. Составление кодекса вожатого. Определение тематики смены.

2

3

20.02.17

Огонёк знакомств.

Игры на знакомство. Введение в тематику смены. Придумывание названия, девиза отряда. Оформление отрядного уголка.

3

3

22.03.17

Главное - сдружиться!

Игры на сплочение коллектива. Тропа доверия.

4

3

03.04.17

Открытие

Придумывание номеров. Постановка танцев: "флэшмоб", придумывание стихов, песен.

5

3

05.04.17

Чем займём ребят?

Составление плана мероприятий: внутриотрядные, общелагерные; интеллектуальные, творческие, спортивные.

6

3

10.04.17

Физкульт - ура!

День спорта. Разработка и проигрывание спортивных мероприятий: эстафеты, игры, квэст-игра.

7

3

12.04.17

Интересное - рядом.

Инструктаж ТБ, составление маршрутов: прогулок, походов, экскурсий. Анализ на месте возможных опасностей. Как организовать детский коллектив и игры, которыми можно занять в походе, на прогулке.

8

3

17.04.17

Творческий мероприятие.

Выбор творческого мероприятия, составление сценария мероприятия, подготовка ребёнка/группы детей к данному мероприятию.

9

3

19.04.17

Прощальный огонёк.

Закрытие смены. Подготовка концерта, прощального огонька. Анализ смены.

II смена

10

3

24.04.17

О чём будет смена?

Определение тематики смены. Составление плана смены. Подготовка огонька знакомств.

11

3

26.04.17

Огонёк знакомств.

Игры на сплочение. Огонёк знакомств. Придумывание девиза, названия отряда. Составление отрядного уголка.

12

3

03.05.17

Открытие.

Подготовка концерта. Игры на сплочение коллектива.

13

3

08.05.17

Мероприятие по станциям.

Продумывание темы мероприятия, станций.

14

3

11.05.17

Здоровый день.

Инструктаж ТБ. Продумываем и организовываем мероприятие на свежем воздухе.

15

3

15.05.17

Творческое мероприятие.

Выбор творческого мероприятия, отличного от мероприятия 1 смены, составление сценария мероприятия, подготовка ребёнка/группы детей к данному мероприятию.

16

3

17.05.17

Квест-игра.

Написание сценария квест-игры, продумывание и подбор заданий.

17

3

22.05.17

Прощальный огонёк.

Закрытие смены. Подготовка концерта, прощального огонька.

18

3

24.05.17

Анализ смен.

Анализ двух смен. Разбор отдельных ситуаций. Рассмотрение предложений.

Условия реализации программы

Методическое обеспечение:

- отбор педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми и подростками: игра, беседа, конкурс, турнир;

- формирование пакета диагностических методик;

- комплектование методической копилки, специальной литературы по различным направлениям деятельности детского объединения;

- использование технического оснащения занятий: проектор, экран, ноутбук;

- отслеживание и анализ результатов реализации программы;

- подготовка отчётной документации;

- формирование и пополнение банка методической информации: разработки игр, шуток, миниатюр, песен-импровизаций по различным направлениям организации воспитательного процесса.

Кадровое обеспечение:

Для эффективности и высокого качества образовательного процесса в рамках данной дополнительной общеразвивающей программы необходимо наличие опыта работы педагога в общественной деятельности и в детских лагерях (в качестве вожатого, воспитателя, организатора), что будет способствовать более качественной профессионально ориентированной подаче материала.

Материально-техническое обеспечение:

Детское объединение  «Школа вожатых» базируется на базе МБОУ «СОШ в пос. Усть-Омчуг», которая располагает специальными помещениями, оборудованием для проведения учебных занятий (ТСО): стенды, ноутбук, принтер, проектор, экран), канцелярскими товарами, игровым инвентарем.

Перспективы развития программы

В результате работы «Школы вожатых» возрастает её популярность среди детей и подростков, общественности, обучающимися,  пополняется новыми обучающимися.

В перспективе:

- изучение государственного и социального заказа в дополнительном образовании: разработка и реализация инновационных проектов, авторских форм работы;

- отбор и апробирование эффективных социально  педагогических и психологических методик, ориентированных на развитие личности подростка, оценка достижений обучающихся;

- укрепление материально  технической базы;

- обобщение опыта работы через методические семинары, издание сборников методических материалов из опыта работы, публикации педагогического опыта.

Используемая литература:

  1. Лобачева С. И., Жиренко О. Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО,2007.- 192с.
  2. Летний лагерь на базе школы / Савченко Е.В. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с.
  3. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. 1-11 классы Лобачева С. И. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
  4. Интернет-ресурсы.

 

                                                                        Приложение 1

Изучение социализированности личности учащегося

(методика М. И. Рожкова)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход опроса

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

0 - никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  1. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  2. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  3. Мне нравится помогать другим.
  4. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  5. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  6. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  7. Переживаю неприятности других, как свои.
    17.Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

  1. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  2. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности подростков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный подросток (или группа подростков) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Приложение 2

Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

(по Р.В. Овчаровой)

2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.

Вопросы:

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
  3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
  4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
  5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
  6. Мне нравится находить причины своих неудач.
  7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  10. Убедительно могу доказать правоту.
  11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  12. У меня часто рождаются интересные идеи.
  13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
  16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Результат:

24-32 балла – высокий уровень;

12-24 балла – средний;

0-12 баллов – низкий.

Приложение 3

Игры на знакомство

"Калейдоскоп имён"

        Эту игру в качестве инструмента для знакомства можно использовать не только на детских праздниках, но и во время начала работы детских объединений, коллективов, отрядов в лагерях, командах на семинарах.

Ведущий обращается со словами:

        «Чтобы имена узнать, буду буквы называть.

        Чье имя с этой буквы начинается,

        Тот сам встает и представляется

        Начинает буква «А»!

        Встают те, чьи имена начинаются на «А»:

        Спасибо! Продолжает буква «Б»!

        Поднимаются те, чьи имена начинаются с этой буквы.

        Обратимся к букве – «В»!

        Представляются участники с именами на «В» и т.д.

         Игра должна проходить в интенсивном ритме, чтобы она не превратилась в нудную затею.  

"Чей туфля?"

        Игра для большого неуемного отряда на летнем отдыхе в дождливый день или для компании в непринужденной праздничной обстановке.

        Все разуваются и складывают обувь в одну кучу. Ведущий или вожатый отряда перемешивает ее и предлагает участникам разделиться на три-четыре команды.

        Команды группируются по периметру комнаты. По сигналу по одному участнику каждой команды бежит к куче и старается как можно скорее обуться в свои туфли, бежит назад и передает эстафету товарищу.

        Чем больше участников, тем смешнее будет возня и путаница с обувью.         Выиграют все, не только самые умелые и быстрые.

"Свое имя назови!"

        В этой игре на знакомство нет проигравших, ведь ее главная задача – познакомить детей между собой.

        Для этого ребят усаживают в круг, первым представляется сам организатор, называя свое имя. Второй игрок называет имя ведущего и свое: Катя, Оля. И так по кругу. Если кто-то сбивается, то должен быстренько встать и обежать сидящих ребят, при этом организатор громко произносит считалочку:

        Круг быстрее обегай,
        Имена запоминай.
        Раз, два! Раз, два, три!
        Свое имя назови!

         За время считалки нужно успеть вернуться на свое место и назвать свое имя. Затем игра начинается сначала. Таким образом, дети запоминают, кого как зовут.

"Мое имя, отчество, фамилия!"

        Здесь все зависит от ведущего. Он начинает первым и объясняет, что когда он говорит «имя!», каждый громко произносит,  как его зовут. Слово «отчество!» - все выкрикивают свое отчество; «фамилия!» - фамилию.

Ведущий:

Поздоровались? Прекрасно!
Солнце светит в небе ясно.
Познакомиться пора,
А поможет нам игра.

Имя!.. Отчество!.. Фамилия!..
Фамилия!.. Имя!.. Отчество!..
Отчество!.. Фамилия!.. Имя!..
Молодцы! Вот так быстро, весело и задорно мы перезнакомились!

"Под общею звездою"

        Эта игра подходит для первого дня знакомства в детском лагере. Организатор дает задание найти среди ребят (желательно, чтобы было много человек) наиболее близкого себе по дате дня рождения, для этого детям придется громко кричать или делать блиц-опрос.  Как только пара образовывается, им нужно очень быстро рассказать друг другу о себе как можно больше информации. Победит пара, у которой разница в датах дней рождения будет минимальна (16 июня – 18 июня) или вообще совпадает и которая сможет рассказать о своем только что обретенном «астральном брате или сестре».

"Хоровод знакомства"

        Все дети взявшись за руки водят хоровод со словами:
        «Мы по кругу ходим, ходим,
        Познакомится хотим,
        Стоят лишь те, кого зовут... (Сережи),
        Ну, а мы с вами-сидим».
        После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.

"Мячик"

        Ведущий держит в руках мяч и говорит: 
        «Разноцветный мячик
        По дорожке скачет 
        По дорожке по тропинке 
        От березки до осинки
        От осинки- поворот, 
        Прямо к ...(Ире) в огород!»
        С последними словами вожатый бросает мяч вверх. Дети чье имя было названо, должны поймать мячик. Тот, кто поймал мяч, делает следующий бросок. Если названо имя, ребенка с которым нет, то мяч ловит ведущий и он делает следующий бросок.

"Веселые задания"

        «Слушай, смейся выполняй,
        Имена запоминай»
        с этими словами ведущий дает задание детям.

  • Саши взяли Марин за руки и станцевали.
  • Лены спели песню «В лесу родилась елочка».
  • Леши взяли Тань за левую руку и попрыгали.
  • Светы- наперегонки бегут к корпусу и т.д.

"Наша дружная семейка"

        Игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок получает кеглю. Команды выстраиваются в 2 колонны. По сигналу водящего 1-ые игроки добегают до 1-ых отметок и ставят кегли, выкрикивают свои имена. После этого они возвращаются в свои команды. 2-ой игрок каждой команды пробегая мимо 1-ой кегли называет имя 1-го игрока, добегает до 2-щй отметки, ставит кеглю, выкрикивает свое имя и возвращается назад и т.д.

"Пол слова"

        Участники игры садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит первый слог своего имени; тот, кто поймал мяч, должен быстро произнести второй слог. Если назвал правильно, то бросавший называет имя полностью. Если имя названо неправильно, то он говорит «Нет» и ждет, кто назовет его имя правильно и т.д.

"Телефон доверия"

        Мальчики садятся напротив девочек парами. Девочки шепотом сообщают свое имя мальчику из своей пары. После этого мальчик, сидящий в 1-м ряду говорит соседу имя своей напарницы. Говорит он тихо, чтобы не услышали остальные мальчики. 2-ой мальчик говорит 3-ему имя 1-ой девочки и той, что сидит напротив него. Так до тех пор, пока не дойдут до последнего мальчика: он называет имена всех девчонок по очереди. Если имя названо правильно, то девочка встает, если нет- остается сидеть. Затем девочки узнают имена мальчиков и т.д. выигрывает та команда, которая была более точной.

"Кто? Где? Когда?"

        Игроки становятся в круг. По сигналу водящего дети перестраиваются так, чтобы имена располагались:

  • В алфавитном порядке;
  • По месяцам рождения;
  • По знакам зодиака;
  • По увлечениям и т.д.

"Знаки зодиака"

        Игроки группируются по знакам зодиака. Готовят о себе сообщения для других игроков об особенностях своих характеров. Можно пользоваться популярной литературой. Главное, чтобы все выступления были оригинальными и в каждом принимали участие все члены команды.

Приложение 4

Тропа доверия

ХОД ИГРЫ:

        1 ЭТАП: «ПОСИДЕЛКИ»

        Задание: Участникам команды необходимо сесть так, чтобы каждый сидел друг у друга на коленях.

        2 ЭТАП: «НОМЕРКИ»

        Задание: Члены команды, прейдя на этот этап, выстраиваются в одну шеренгу и поворачиваются спиной к проводящим этап. Судьи прикрепляют за воротники в хаотическом порядке, заранее заготовленные номерки (например, от 1 до 12) участникам команды, после чего просят повернуться их к себе лицом. Задача команды как можно быстрее без слов, используя только мимику и жесты построиться по порядку номеров от 1 до 12.

        3 ЭТАП: «ПОЙМИ МЕНЯ»

        Задание: Команда выстраивается в колонну (в затылок друг другу). Первый участник команды поворачивается к ведущему этапа и вытягивает один из предложенных ему вариантов видов спорта, которые написаны на карточках. После этого он поворачивается назад, хлопает по плечу 2-го участника команды. После того, как он к нему повернулся 1-й игрок без слов, используя только мимику и жесты, показывает впереди стоящему выбранный вид спорта (например: биатлон, фехтование, фигурное катание и т. д.) Если 2-й игрок понял, он показывает это кивком головы и поворачивается вперед и хлопает по плечу следующему игроку, если же нет, то 1-й игрок повторяет свой показ. Последний игрок в колонне ничего не показывает, он только называет тот вид спорта, который ему показали. При проведении этого этапа важно проследить, чтобы игроки до того, как их попросят повернуться, не поворачивались.

        4 ЭТАП: «ТРОПА ДОВЕРИЯ»

        Задание: На асфальте рисуется весьма извилистая не широкая дорожка, вдоль которой рисуются кружочки, которые при проведении этого этапа займут игроки. Одному из игроков пришедшей на этап команды завязываются глаза, затем его раскручивают и ставят на линию старта. Задача этого игрока, а значит и всей команды в целом, пройти до линии финиша, по возможности, не наступив на линии дорожки. Игроки, которые расположились вдоль дорожки в кружочках помогают игроку с завязанными глазами командами: «вперед», «назад», «влево», «вправо», «стоп», оставаясь при этом на своих игровых местах.

        5 ЭТАП: «ПЕРЕПРАВА»

        Задание: На этапе «Переправа» команда, должна переправится через веревку, натянутую на определенной высоте над землей. При этом совершенно нельзя касаться веревки, если все же это произошло, то вся команда возвращается на стартовую линию и начинает весь процесс сначала. Высота веревки регулируется в зависимости от возраста участников: чем они старше, тем веревочка выше. Для самых старших отрядов высота должна быть такой, чтобы ее невозможно было бы просто перепрыгнуть всем игрокам команды и это предполагало бы взаимопомощь при преодолении это препятствия. Обратите внимание на то, что это самый травмоопасный этап и на него нужно ставить опытных вожатых или инструкторов спорта. Желательно «Переправу» проводить на газоне или в лесу на очищенной от посторонних предметов поляне.

        6 ЭТАП: «УЗЕЛКИ»

        Задание: Перед началом этапа команда выстраивается в шеренгу. Перед ней лежит веревка, на которой завязаны на равноудаленном расстоянии три обычных узла. Все игроки вытягивают левые руки вперед и одновременно поднимают веревку до уровня пояса. Задача: не разжимая левые руки при помощи правых развязать узлы. Для проведения этого этапа желательно использовать туристические веревки сечением 8 или 10 мм, но никак не бельевые.

        7 ЭТАП: «МЯЧИК»

        Задание: Знакомое для всех задание. Команда выстраивается в шеренгу, лучше по принципу «мальчик-девочка». Задача: не используя руки передать мячик зажатый подбородком от первого игрока до последнего. Если мячик падает задание начинается выполняться заново.

        8 ЭТАП: «ПОБЕДНЫЙ КЛИЧ»

        Задание: Команда берется за руки и не разжимая их пролазит через три, лежащих на земле обруча, после чего должна всем составом встать в нарисованный на земле небольшой круг и придумав себе боевой клич прокричать его трижды. На этом игра для данной команды завершается, а капитан команды отдает маршрутный лист судье последнего этапа.

Приложение 5

Огонёк знакомств

Начинается огонек с настроя:

  • поются 2-3 песни, которые все знают (исполнение какой-нибудь орлятской песни или индентичной по настрою)
  • небольшое вступительное слово вожатого, которое он в непринужденной форме говорит о начале смены, о задачах и традициях огонька «Расскажи мне о себе»
  • рассказываются легенды об огоньке знакомств, которые повествуют о том, что будет происходить дальше
  • по традиции каждый рассказывает о себе - о том, чем он любит заниматься, какие ему люди нравятся, чего он ждет от этой смены
  • поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый;
  • очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа - свечки, пера, шишки и т.п. Хорошо, когда по кругу передается такой «символ откровения». Еще лучше, если в отряде есть свой талисман.
  • разговор о себе начинает второй вожатый, рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми и т.д.), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу
  • примерно через каждые 15-20 минут вожатый делает паузу, чтобы разговор не был монотонным, - это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен
  • чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать и ввести в середине огонька какой-либо сюжет с движениями, но такими которые не нарушали бы общего настроя
  • завершается огонек словами вожатого, в которых он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены. Завершить огонек можно так: попросить всех ребят встать в круг («вперемешку» мальчик, девочка), рассказать легенды об орлятском круге, о том, почему именно так нужно стоять, и почему правая рука на плече у правого соседа, а левая на талии у правого.

        Первым рассказывает о себе всегда вожатый, чтобы раскрепостить остальных, дать краткую модель рассказа и в завершении отвечает на вопросы пакета откровений. В ходе огонька дети рассказывают о себе и отвечают на вопросы (пакет откровений передается по кругу из рук в руки вместе с талисманом).

        Огонек знакомств должен проходить в темпе. Нельзя забывать про паузы, в которых могут звучать песни, рассказываться легенды, читаться стихи. Паузы лучше всего делать через каждые 5-6 человек. К середине разговора необходимо «снять» двигательную активность детей. Одним из приемов может быть рассказ легенды об "Орлятском круге" и предложение спеть песни, встав в "Орлятский круг".

        На огоньке знакомств закладываются отрядные традиции (прощание с днем, ритуал вручения подарков, награды "героям дня" и т.д.).

        Заканчивают огонек всегда вожатые, говорят заключительное слово и дарят всем небольшие подарочки на счастье (эмблемки, отрядные талисманчики). Атмосфера, стиль взаимоотношений, которые создаются во время огонька знакомств, являются эталоном общения в отряде на протяжении всей смены.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ К ОГОНЬКУ ЗНАКОМСТВ:

  • Какие 3 желания вы бы загадали золотой рыбке?
  • С кем из известных актеров вы бы хотели сыграть в паре?
  • Какой мягкой игрушкой вы хотели бы стать и почему?
  • Если бы ты стал ангелом-хранителем кого-либо, то от чего и от кого ты бы оберегал этого человека?
  • Куда бы ты отвез своих друзей, если бы стал волшебным автобусом?

Приложение 6

Прощальный огонёк

        Прощальный огонек - это заключительный штрих на сборе, обычно это завершающее дело в лагере, и его ни в коем случае нельзя смазать. На этом «огоньке» разговор будет о самих ребятах, о том, как они изменились, в чем стали лучше, пожелания на будущее.

        Этот «огонек» можно провести по-разному. Одной из наиболее распространенных форм является вечер «Расскажи мне обо мне». У этой формы множество вариантов, но одна из главных задач этого разговора – способствовать формированию адекватной самооценки у всех ребят. Каждому важно знать, каков он в глазах товарища. Но услышать настоящее отношение очень непросто – трудно прямо в глаза сказать тому, с кем ты вместе живешь, трудишься, все то, что накопилось на душе. Как же провести этот разговор?

        Каждый может сказать, что думает о каждом. Тот, о ком говорят, может попросить высказать; свое мнение о себе любых членов отряда. Вероятно, это будут сам уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить, что если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом ну» руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время «огонька» вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.

Хорошим дополнением к программе «огонька» будут игры

        "Ленточки на память"

         Приготовьте много ленточек одинаковой длины (примерно 25-30 см). Рассчитывайте так, чтобы на одного человека приходилось примерно 7 ленточек. В конце заключительного вечера раздайте ленточки всем присутствующим по 7 штук каждому. Скажите людям, что они могут подойти к любому человеку и в знак признательности повязать ему на руку одну ленточку, а также сказать теплые слова, поблагодарить, а может и обменяться адресами! Это довольно простой способ выражения своих чувств, но, поверьте, очень приятный. Проследите за тем, чтобы у вас не осталось людей без ленточек,

        «Дерево желаний».

        В последние дни каждый отряд приходит к дереву желаний, которое является символом обязательного исполнения желаний и оставляет на нём завязанную ленточку «на счастье».

        «Письмо себе».

         В первый день программы каждый ребёнок пишет письмо самому себе, которое он получит в последний день смены. Таким образом, происходит внутренний диалог человека с самим собой, ответ на вопросы, естественно, возникают в разных формах.

        «Письмо следующей смене».

        Письмо составляется всем отрядом. Форма письма и способы его составления могут быть совершенно различными. Писать можно на: Обычном листе А-4. Можно придать ему вид древнего свитка: намочить, высушить на солнце и загнуть углы. На листе ватмана. Можно придать форму листка, конфеты, конверта, рожицы и т.д. Коллаж, аппликации, фотографии, подручные материалы, сухоцветы– это далеко не все приемы и способы составления письма. Письмо можно положить в коробку, бутылку и пр., спрятать на территории лагеря и составить план территории с обозначением места «клада». А карту лучше всего подарить (торжественно вручить) вожатому, остающемуся на следующую смену.