Реализация проектной деятельности посредством творческого потенциала учащихся
статья на тему

Ольга Сергеевна Васильева

В данной статье отмечается положительное влияние метода проекта на мотивационную, когнетивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника, а также рассматриваются труности по внедрению проектной деятельности в начальные классы. Предлагается ряд приемов по созданию условий для проявления учащимися активности, самостоятельности и инициативности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация проектной деятельности

по средством творческого потенциала учащихся

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, желания и способности. Несмотря на это, педагог должен дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. В настоящее время все понимают, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить пользоваться этими знаниями для решения различных жизненных задач.

В последние годы в современной школе, в том числе и в ее начальном звене, наблюдается волна популяризации метода проектов, который в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентнстному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.

В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психологов убедительно доказана возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками. Данный метод позволяет реализовать творческий потенциал школьников, позитивно влияет на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника.

Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, возникают несколько трудностей по внедрению данной деятельности в младшее звено школы:

  1. Из наблюдения за деятельностью коллег нашего города выявилось поверхностное осознание самим педагогом сущности проектной деятельности и роли учащегося в ней часто приводит к псевдопроектированию.

Нам известны основные функции учителя при использовании проектного метода. На слайде:

  • мотивация учащихся к предстоящей проектной деятельности; 
  • помощь в определении задач проекта и возможных способов их решения; 
  • содействие прогнозированию результата, рекомендация источников получения информации; 
  • необходимая консультационная поддержка; 
  • помощь в организации презентации, оценке и самооценке итогов работы над проектом. 

Однако на практике педагоги начальных классов нередко отступают от роли консультанта и занимают главенствующую позицию, полностью регламентируя действия младших школьников в процессе выполнения проектов, что в корне неправильно. С целью становления субъектности младших школьников в процессе выполнения проектов педагогу необходимо создавать условия для проявления учащимися активности, самостоятельности и инициативности. Для этого целесообразно использовать следующие апробированные нами приемы (1):

  • письменные опросы учащихся для изучения их актуальных интересов и дальнейшего определения тематики будущих проектов («Ответ на какой вопрос тебе было бы сегодня интереснее всего получить (искать)?», «Какая проблема в настоящий момент интересует (волнует) тебя больше всего?»);
  • мозговой штурм для непосредственной формулировки темы коллективного проекта;
  • совместное обсуждение критериев оценки результативности проектной деятельности, типа, содержания и места проведения защиты проекта, составление плана презентации;
  • коллективное составление алгоритмов (планов) самооценки разных видов проектов и др.

Данные приемы применимы в 3-4 классах. Но сегодня я воспитываю и обучаю первоклассников. Но  что же делать в этом случае?

  1. В качестве второй проблемы в организации проектной деятельности в начальной школе, на мой взгляд – это неготовность многих учащихся к собственно проектированию.

На мой взгляд,  проектная деятельность в начальном звене возможна и эффективна только при сформированности у младших школьников готовности к выполнению этой деятельности, под которой понимаем интегративное образование, синтезирующее комплекс коммуникативных, когнитивных, операционных и оценочных компонентов. В силу возрастных особенностей учащихся 1 класса данной подготовки нет.

3) Третья трудность – выбор тематики проектной или исследовательской  работы, особенно в 1-2 классах, когда слишком узок кругозор или неспособность самостоятельно сформулировать проблему, которую ребенок хотел бы решить.

4)Переориентации цели проектной деятельности с внутреннего результата на внешний продукт. Особенно внеурочные проекты учащихся начальных классов достаточно часто превращаются из детских, наивных и шероховатых в безупречные, образцово-показательные родительские. Конечно, подключение родителей к проектированию младших школьников желательно в силу возрастных возможностей учеников и дефицита внутрисемейного общения. Кроме того, существует такая разновидность проектов, как семейные (например, «Семейное генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории наших семей», «Герб нашей семьи», «Семейные реликвии» и многие другие). Они обладают огромным развивающим потенциалом, и для их разработки необходимо участие родителей.

эффективны такие приемы, как:

  • проблемное введение в тему урока;
  • совместная (с учащимися) постановка цели и задач урока;
  • преобразование деформированных планов выполнения конкретных заданий, самостоятельное составление планов решения учебных задач;
  • подбор детьми материалов по интересующим их вопросам, структурирование информации, выделение в ней главного;
  • поиск альтернативных способов решения проблемных ситуаций;
  • формулировка правил-законов общения в классе и группе, взаимоконтроль за их соблюдением;
  • построение устных сообщений о работе, проделанной индивидуально или в группе;
  • самоанализ и самооценка процесса и результата решения учебных задач с помощью оценочных отрезков, листов достижений и др. 

Решением данных трудностей, на наш взгляд, является опора учителем на творческий потенциал учащихся особенно в 1 -2  классах, т.к. это соответствует возрастным особенностям. Это выставка рисунков по различным темам: «Путешествие в Зазеркалье»,  «Подарок маме», «История моей игрушки» и т.д., проведение праздников, творческих мастерских.

 Конечно, далеко не все первоклассники владеют навыками самостоятельного рисования или способностью придумать номер к празднику и тем более сыграть его. Привлечение родителей необходимо. Однако основная цель роль родителей— сотрудничество, содействие, партнерство с собственным ребенком. Очень важно, чтобы взрослые осознавали это и не принимали на себя функции учащегося, иначе теряется смысл выполнения проекта.

В связи с этим подключение родителей к проектной деятельности младших школьников должно быть специально организовано педагогом. Мы считаем целесообразным проведение родительского собрания (семинара, лектория или круглые столы), на которых объясняется сущность проектного метода, раскрываются виды возможного участия родителей в проектной детской деятельности (мотивационная, организационная, информационная, техническая поддержка учащихся). Желательно продемонстрировать видеофрагменты презентаций детско-родительских проектов, продукты проектирования школьников, а также заранее подготовить и раздать родителям памятки или рекомендации по сотрудничеству с ребенком в проектной деятельности. В дальнейшем педагогу следует осуществлять консультирование родителей в процессе подготовки учащимися конкретных проектов.

В 1 классе обязательно на родительских собраниях обсуждать способы взаимодействия родителя с ребенком при подготовке к празднику или презентации своей работы классу.

Главной наградой проектной деятельности служит получение продукта общих усилий, а это может быть макет, альбом, брошюра, постановка, коллекция и др. При этом учащиеся получают удовлетворение, как от проделанной работы, так и от общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и родителями. А общение «вживую», без вспомогательных средств (телефона, компьютера и т. д.) наиболее ценно в наше время. Готовность к обсуждению проблемных ситуаций, умения находить их конструктивные решения воспитывает терпимость, понимание друг друга.

С одной стороны реализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора, консультанта познавательной деятельности учащихся. С другой стороны исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно.

Сочетание традиционных методов, применяемых на уроках, и проектной деятельности позволяет достигать поставленных целей образования, а именно формировать компетентности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»

Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...

по теме:" Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе организации проектной деятельности"

Формирование личности, способной к креативной познавательной деятельности, к активной жизненной позиции, к творческому самовыражению, к самореализации учебной деятельности младших школьников, в процес...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе освоения проектной деятельности

Данная статья представляет собой обобщение опыта работы учителя по освоению учениками начальных классов проектной деятельности, раскрывает возможные пути и способы развития творческих способностей уча...

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших классов"

Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие  познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Тема: «Организация проектной деятельности как формы развития творческого потенциала учащихся начальной школы на уроках технологии».Цель: исследовать проектную деятельность как форму р...