Система оценивания на уроке в соответствии с ФГОС
статья (1 класс) на тему

Волкова Ольга Николаевна
Особенности оценивания работы на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_otsenivaniya_v_1kl_29.12.16.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания на уроке в соответствии с ФГОС

Успешность реализации требований ФГОС НОО к результатам освоения ООП НОО во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько информативна для управления системой образования; обеспечивает точную обратную связь.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

1. Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания  известны заранее и педагогам, и учащимся.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

4. Учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

5. Распределение ответственности между различными участниками образовательного процесса (при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.)

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой, которая включает различные методы оценивания:

  1. Наблюдение за совершенствованием техники чтения и письма.
  2. Оценка исходного знания ребенка, того опыта, который он привнес в выполнение задания или в изучение темы.
  3. Оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых индивидуально, в парах и группах (чтение, пересказ, выполнение проектов, участие в обсуждения).
  4. Тестирование.
  5. Оценка закрытых или частично закрытых ответов.
  6. Оценка результатов рефлексии учащихся (собственных работ и процесса их выполнения).

Оценивание младших школьников течение 1го года обучения осуществляется в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ в соответствии с критериями. Данные формы оценивания используются в рамках положения о безотметочном обучении.

Рейтинговое оценивание – определение места конкретного ученика среди других по результата обучения.

Модульно-рейтинговое  - каждое задание в зависимости от сложности, нестандартности, оценивание по определенной пропорционально увеличивающейся шкале.

Содержательная (качественная) оценка – оценка знаний (Амонашвили), количественная оценка заменена различными формами качественной оценки (характеристика. Пакет результатов, самоанализ, самооценка).

Наряду  с интегральной оценкой  (накопительной) (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок, комплексная работа) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т. д.), а также самоанализ и самооценка обучающихся.

У каждого ученика должен сложиться образ собственного Я. Самооценка – часть ядра личности. Самооценка не дана нам изначально. Первоклассники имею зачастую завышенную самооценку. Процесс обучения самооценке должен стать не только положительным, но и адекватным. Поэтому задача учителя – научить ребенка адекватно оценивать свои возможности, видеть положительные и отрицательные стороны. Оценивание должно быть на каждом этапе уроке. Например, нужно закрасить кружок определенным цветом, который зависит от проделанной работы на уроке (всё хорошо получилось; получилось, но не всё, я буду стараться; не получилось). Они несут единую смысловую нагрузку: радости, удовлетворения от работы, поощрения одноклассниками или учителем.

            Для оценивания работ множество вариантов (линеечка Цукерман, лесенка достижений, дробь-знаменатель-количество ошибок в предыдущей работе, числитель – в данной работе, листы индивидуальных достижений, лист открытого учета знаний Шаталова).

Ученики в диалоге учатся самостоятельно оценивать свои результаты по алгоритму самооценки (в 1 классе 4 вопроса):

  1. Какое было задание? (цель)
  2. Удалось выполнить задание? (сравнивают результат с целью)
  3. Задание выполнено верно или не совсем? (учатся находить и признавать ошибки)
  4. Выполнил самостоятельно или  с чьей-то помощью? (учатся оценивать процесс)

Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки своей работы:

- Самоанализ своей работы, когда ребенку предлагается оценить результат своего труда (круг или символ).

- Объективно оценивать знания своих одноклассников. Я ставлю детей в роль учителя, меняются тетрадями или прописями, чтобы оценить работу на уроке соседа.

- Самооценка на разных этапах урока (этап первичного закрепления знаний)- дети приступают к выполнению, каждый ученик спрогнозирует, насколько успешно он справиться с заданием, зафиксирует на «дорожке успеха», после выполнения  снова оценит себя на дорожке). Прогностическая оценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя.

Данные способы оценивания позволяют: ученику видеть свое продвижение, свои успехи и  проблемы, формировать адекватную самооценку; учителю выявить результат в знаниях и процесс формирования определенного навыка; родителям своевременно помочь своему ребенку.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, итоговое оценивание.

Стартовая диагностика (входная) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.

В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся. Предметом оценки выступают: достигаемые образовательные результаты, процесс их достижения.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в т.ч. с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности.

Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника (достижения в освоении предметных учебных навыков  и  метапредметные достижения ребенка, как умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т.п.). Источниками таких данных служат листы наблюдений, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся, составляющие портфолио. Вместе с тем целесообразна и итоговая демонстрация общей подготовки. Такая демонстрация может проводиться как в форме выставки результатов проектной работы, которая велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей, так и в форме комплексной письменной работы.

Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем. Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы — с 1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы — установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе текста, по которому предлагается четыре варианта итоговых комплексных работ. При этом первый и второй варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся. Если в классе есть хорошо подготовленные дети, которые показали высокие результаты при стартовой диагностике и успешно учились в течение всего первого года в школе, им целесообразно предложить четвертый вариант, задания в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов. Детям, которые к концу 1 класса еще недостаточно включились в учебный процесс, целесообразно предложить третий вариант. Индивидуальный подход учителя к подбору варианта поможет каждому ребенку получить посильное задание и, как следствие, вполне заслуженный успех.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений учащихся по русскому языку ФГОС 2 класс

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета (на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной шко...

Статья "Система оценивания в начальной школе в рамках ФГОС"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию,  самосовершен...

Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС по окружающему миру для обучающихся 4 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в условиях мобильного класса

Урок построен по технологии АМО, содержит презентацию в свободном доступе. В ходе урока использованы АМО, которые способствуют  определить цель, наметить пути решения, организовать рефлексию. Под...

Доклад на семинар "Система оценивания качества знаний в соответствии с ФГОС"

Доклад на семинар "Система оценивания качества знаний в соответствии с ФГОС"...

Методический семинар «Система оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО»

Методический семинар«Система оценки образовательныхрезультатов в соответствиис ФГОС НОО»...

Система оценивания планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС

Презентация познакомит с системой оценивания в начальной школе....

Критериальное оценивание предметных результатов в соответствии с ФГОС ООО

Критериальное оценивание предметных результатов в соответствии с ФГОС ООО...