Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков
учебно-методический материал на тему

Башкатова Галина Ивановна

В этой работе описана педагогическая технология, которую я успешно применяю на своих уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков

                                                        Педагогическую технологию разработал

                                                        Окунев Анатолий Арсеньевич -

                                                        учитель математики средней школы № 526

                                                         г. С.-Петербурга, заслуженный учитель РСФСР,

                                                        лауреат премии им. Н.К.Крупской.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая

По философской основе: диалектическая. 

По основному фактору развития: социогенная. 

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

 По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД.

 По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная

По типу управления: современное традиционное обучение.

По организационным формам: классно-урочная.

По подходу к ребенку: технология сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + поисковая.

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

1 Усвоение стандартных ЗУН

2  Развитие способных детей.

Концептуальные положения

        Движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые ставятся  перед учениками, и их знаниями, умениями.

        Принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка.

        Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:

-  теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться -по способностям;

-  принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;

-  принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;

-  принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);

-  установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания:

-  принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

-  мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал дается большими дозами;

- принцип наглядности (отработка умения наблюдать);

-принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).

Особенности методики

-  создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся.

В этом аспекте мною  используются  приёмы и методы, направленные на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития познавательных интересов, восприятия, воображения, развития памяти и мышления.

 Научить ребенка можно лишь тому, что ему интересно.

Свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание и воображение, память и мышление

 Проводя устный счет,   стараюсь сделать его познавательным . Например, узнав ответ примера, написанного на теле рыбки, дети узнают ее вес, или продолжительность жизни, или размер. На уроке в первом классе дети, выполняя в уме решение примеров, узнают  названия различных рыб, цветов.

Для развития восприятия использую задания типа раскрась цветок, где одинаковым цветом надо закрасить лепестки -  примеры с одинаковым ответом, со словами, относящимися к одной части речи.

Задание усложняется с возрастом. Это работа с графиками и чертежами.

Для развития воображения мы решаем задачи, примеры, написанные на блоках, из которых мы строим дом, лодку, ограду и т.д. Помимо того, что ребята решают пример, они должны выбрать нужный блок (сравнение с образцом)

Я использую задания на преобразование и перестроение геометрических фигур и предметов, которые выложены, например, из различных фигур и предметов или счетных палочек. Это интересный и эффективный метод для развития воображения.

В своей работе я применяю различные задачи и задания, которые помогают поддерживать интерес к процессу обучения. Это задания, интригующие и вызывающие смех. Они развивают кругозор и воображение, чувство юмора, абстрактное и логическое мышление школьников.

   1. Скорость Бабы Яги 20 км в час. Сколько она пролетает за 3 часа полета.

   2. Царевна  – Несмеяна наплакала 2 ведра слёз. В золотое ведро она наплакала 386 слезинок, а в серебряное на 127слезинок больше. Сколько всего слезинок выплакала Царевна – Несмеяна.

   3. Крестьянин повез на базар продавать 6 кур и 3 гусей. За каждого гуся он выручил 12 рублей. За сколько он продал курицу, если сумма всего торга 90 рублей.

Решение логических задач не только по математике, но и по остальным предметам,  вызывает большой интерес у детей. Для этого я использую олимпиадные задания - они применяются как на уроках, так и в качестве домашних заданий

Чтобы поддерживать и развивать познавательные интересы на уроках, я применяю различные игры. Часто готовлю для детей задания -  сказки, где действующие лица – сказочные персонажи, а сказки – верные спутники детей. Они учат детей добру, учат общаться, сопереживать.

-  экономное и целесообразное расходование времени урока

Для этого я четко прослеживаю последовательность и дозировку материала и временя, которое необходимо для  повторения, изучения нового, закрепления, обсуждения  домашнего задания.

-  применение разнообразного арсенала методов обучения

Мною используются объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный,  проблемное изложение,   частично-поисковый ,  исследовательский, словесный, наглядный,  практический, метод стимулирования и мотивации интереса к обучению, методы устного контроля и самоконтроля,  методы письменного контроля и самоконтроля.

-  применение разнообразного арсенала  средств обучения

визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети)

-  формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД)

Формируются в самостоятельной работе с постепенным переходом к самоконтролю. Как переходный этап - взаимоконтроль.

На уроках русского языка это словарная работа с взаимопроверкой, сравнением с образцом, самоанализ сочинения  или изложения, предварительно проверенного учителем на первом этапе, а затем без предварительной проверки.

На уроке математики  - коллективное выполнение самостоятельных работ, выполнение самостоятельных работ в паре - сильный слабый ученики, взаимопроверка работ по вариантам или другого варианта.

-  высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся

Межличностные отношения могут сформироваться и поддерживаться на должном уровне, если выполняются следующие правила:

учитель сосредотачивается  на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка

учитель помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;

учитель помогает ребёнку избежать ошибок;

учитель поддерживает ребёнка при неудачах.  

-  объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН)

Проверяется мною тематическими, итоговыми, текущими контрольными, самостоятельными работами, проводятся срезы знаний. При этом ученик сравнивается только с самим собой, с тем, чего он достиг в результате учебного процесса.

Способы организации начала урока

Задача: овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить положительную мотивацию.

•   Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны.

НАПРИМЕР при изучении темы по окружающему миру "Свойства воды" учащимся задается вопрос, что они знают о воде. Ответы всех детей фиксируются на доске, затем начинается совместное обсуждение высказываний и постепенно выводиться тема урока.

Или на уроке русского языка при изучении темы суффиксы учащиеся, работая в командах,  рассказывают друг другу о своих самых близких людях, о том,  как они их называют, выслушивается несколько публичных выступлений. Совместно выводиться тема урока.

•   Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками.

НАПРИМЕР на уроках русского языка проводиться игра "Запоминалка" - из 10 ранее изученных словарных слов в течение одной минуты  надо запомнить и затем записать как можно больше слов. Иногда дается задание определить, по какому принципу подобраны эти слова.

На уроках математики часто используются задания на поиск закономерностей.

На уроках окружающего мира тренируется наблюдательность детей - какие изменения произошли в природе с наступлением нового времени года, что интересного наблюдали на прошлой экскурсии.

При проведении физкультминуток мы вместе   с учащимися слушаем класс, коридор, улицу, рассказываем об услышанном. Детям может быть задан вопрос, сколько ступенек при входе в школу, калиток в школьной ограде, окон в рекреации  и т.п.  Свои ответы учащиеся перепроверяют сами.

•  На уроках математики на доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.

Варианты подобной работы проводятся так же на уроках русского языка - найди ошибки в алгоритме разбора слова по составу, найди правильный разбор предложения по частям речи, найди ошибки в склонении существительных и т.д

На уроках технологии - найди правильный способ расположения аппликации на листе бумаги, правильную развертку изделия, выведи самостоятельно алгоритм работы по теме

На уроках чтения -  найди ошибки в описании литературного героя, ошибки в последовательности  изложения произведения и т.п.

•  На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками.

НАПРИМЕР, при изучении сложения многозначных чисел.

        

5

4

7

2

9

+

6

3

2

При разборе слова по составу - ПОДРУЖКА, ПОДУШКА, ПАРОХОД

При разборе предложения по членам предложения - На высокой яблоне созрели вкусные плоды.

При определении склонения имен существительных - у Николая, видеть Николая, книга Николая

При написании сочинения,  изложения,  заранее обсуждаются ошибки типа:

тавтология - станцевать танец, по спортивному относится к спорту.

повторы -Вышел лось... Лось шевельнул ушами… Лось переступил с ноги на ногу....

•  Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное.

1)5+7=12                        (5+7)+(6+4)=22

2)6+4=10

3)12+10=22

•  На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» создается условие задачи,  осуществляется поиск ее решения.

Технологическая схема комбинированного урока

•  Урок начинается с чтения по фразам параграфа (изучали самостоятельно) - обсуждают его смысл, отвечают на вопросы, доказывают глубину изучения темы.

•  На доске записаны вопросы, ответы на которые помогут осмыслить ключевые моменты новой темы

При изучении темы "Синонимы-антонимы" в самом начале урока детям предлагается ответить на ряд вопросов

- Как вы понимаете лексическое значение слова друг?

-Как вы считаете,  слово друг произошло  от слова другой или  от слова дорога?

- Что общего в словах друг, дружок, дружный, дружить, дружочек?

-Как называются такие слова?

-Что общего в словах друг, приятель, товарищ?

-Как называются эти слова? (проблема - введение в тему)

-Подберите слово противоположное слову друг - враг

-Есть ли что общего между этими словами - отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одной части речи. Как называются данные слова (проблема введение в тему)

•  Ребята изображают некоторую геометрическую фигуру и проводят исследовательскую работу

по плану.

НАПРИМЕР, при изучении нового типа решения геометрических задач.

Задача. Найди периметр и площадь закрашенной фигуры, если известны данные:

                6 см                

                                3 см

                                        2 см

                                        

                                        4см

 

Для решения нового типа таких задач учащиеся делятся на команды. Детям команды А предлагается воспользоваться одним алгоритмом , детям команды В другим алгоритмом. Детям команды С - решить  задачу без алгоритма. Затем результаты сравниваются, обсуждаются,  каждый выбирает для себя удобный способ решения.

1 алгоритм

2 алгоритм

Разбейте данную фигуру на 2 прямоугольника - большой и маленький

Дорисуйте "сломанную фигуру" до большого прямоугольника

Найдите площадь маленького прямоугольника, воспользуясь формулой   а*b

Найдите площадь получившегося большого прямоугольника

Найдите площадь большого прямоугольника, воспользуясь предыдущей формулой

Найдите площадь маленького прямоугольника, который получился в результате достраивания

Сложите результаты. Вы нашли искомую площадь

Подумайте, что вы  должны сделать теперь, чтобы найти нужную площадь?

Чтобы найти периметр, сложите длины всех сторон. Для этого найдите неизвестную длину и ширину.

Догадались? Молодцы! Проверьте, правы ли вы? Вычтите из большей площади меньшую. Вы нашли искомую площадь.

Найдите периметр фигуры. Вспомните формулу.

 

•  Обсуждаются различные способы решения задачи. Этот метод часто применяется мною при работе в командах.

•  Было дано домашнее задание - сочинить сказку, составить кроссворд. Представляются наиболее удачные. На стенде творческих работ располагаются все работы учащихся. Проводятся обмен работ между командами, составляются рецензии на работы своих товарищей.

•  Рассматривается некоторая  проблема, которая еще не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска ее решения.

НАПРИМЕР,  как  составить рецензию на работу одноклассника, что делать, если не знаешь, как правильно написать  слово, как рационально составить схему к новому типу задач, как лучше запомнить написание словарных слов, как проверить безударную гласную в окончании прилагательного, как сделать развертку фигуры и др.

•   На доске выполнены чертежи к домашним задачам. По готовым чертежам обсуждаются их решения.

Система уроков в данной технологии

-  уроки, где ученики учатся припоминать материал (научиться держать материал в памяти

НАПРИМЕР,   при объяснении темы сложение многозначных чисел учащимся предлагается вспомнить алгоритм сложения двузначных чисел без перехода через десяток и с переходом через десяток.

При знакомстве с темой "Мир растений" предлагается вспомнить  растения, о которых говорилось ранее.

-  урок поиска рациональных решений

НАПРИМЕР, при изучении темы "Разбор слова по составу" детям предлагается самостоятельно вывести алгоритм разбора. Работа проводится в командах. Обсуждается  и выводится самый рациональный способ.

При изучении темы "Умножение круглых многозначных чисел" ребята сами ищут более рациональный способ записи примеров данного вида в столбик.

-  урок проверки результатов путем сопоставления с данными

Данные могут сопоставляться с данными предоставленными учителем или ребята проводят взаимопроверку, работая в мини-группах. На этом уроке так же можно провести соревнование между группами.

-  урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода

НАПРИМЕР, при изучении темы "Растения твоего  края" учащиеся самостоятельно выбирают 2-3 растения и проводят исследовательскую работу, которую затем представляют на уроке в виде проекта.

 На уроке изо по теме "Узоры Гжели" мы с ребятами сначала изучаем основы этих узоров, затем дети самостоятельно расписывают тарелку из папье-маше.

-  урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли

НАПРИМЕР,  введение в новую тему "Сложение многозначных чисел" начинается с самостоятельной работы, где детям предлагается  самостоятельно записать сложение в столбик и  выполнить его. Разбираются ошибки.

Тема грамматическая основа предложения - детям предлагается самим определить, что это такое, попробовать самостоятельно найти способ, чтобы выделить ее.

-  урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения

НАПРИМЕР, при введении формулы периметра Р=(а+b)*2 первоначально ребята вспоминают, что ранее мы говорили, что периметр - это сумма всех сторон  и находили данную величину, складывая все стороны поочередно.  Используя теперь новый запас знаний, ребята сами выводят формулу периметра.

-  лабораторные работы

НАПРИМЕР, при изучении объемных фигур проводятся интегрированные уроки - математика + технология.  Эти уроки мы называем "Наша лаборатория". В лаборатории ребята проводят исследование развертки фигуры, наносят на развертку надписи-определения (грань, ребро, вершина, основание).

Лабораторные работы проводятся на уроках окружающего мира при изучении тем "Свойства воды", "Свойства воздуха", "Состав почвы" и др.

"Наша лаборатория" работает и на уроках литературного чтения при исследовании характеров героев, сопоставлении поступков литературных героев.

-  урок - устная контрольная работа

Это может быть урок с предварительной подготовкой, когда учащимся заранее раздаются вопросы по изученной теме,  они дома готовят ответы на них и на уроке проводится опрос. Причем опрос может проводиться как учителем, так и тьютером - подготовленным учеником из класса. Работа может проводиться фронтально, индивидуально, в мини-группах.  

-  урок-зачет (тематический и итоговый)

К нетрадиционным технологиям урока относятся:

-  интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях

НАПРИМЕР,  урок литературного чтения + урок музыки. Чтение стихов на тему "Времена года" мы совмещаем с прослушиванием альбома П.И. Чайковского "Времена года".

Урок математики + урок технологии - при изучении геометрического материала.

Урок русского языка + урок литературного чтения  - при изучении темы "Пословицы и поговорки" - "Синонимы и антонимы".

Урок музыки + урок изо - При изучении темы "Портрет в музыке и "Портрет в изобразительном искусстве.

Урок музыки + урок русского языка + урок изо - при изучении темы "Сочинение -описание".

-  уроки в форме соревнований и игр; конкурс, турнир, эстафета , дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина

НАПРИМЕР,  закрепление темы "Глухие - звонкие согласные" проводится в форме соревнования между командами.

Урок по закреплению темы "Имя существительное" проводится в виде  Конкурса "Своя игра"

Уроки по окружающему миру часто проводятся в форме конкурсов "Знатоки  природы".

Как один из этапов урока  - разгадывание  кроссворда.

Как введение в тему урока - дуэль между капитанами команд.

-  уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике

исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

-   уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация

Такие уроки часто проводятся на литературном чтении. Например, при изучении сказок Натальи Абрамовой проводятся уроки мудрости.

При изучении материала о природе, о родных и близких - уроки любви.

Урок - презентация чаще всего готовится мной, но начиная с третьего класса,  стараюсь вовлекать в эту деятельность и учащихся.

 -   уроки с использованием фантазии, урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника

Эти уроки особенно хорошо проходят в первом классе, но элементы таких уроков я использую до четвертого класса включительно. Например, путешествие в страну Морфологию, урок - сказка по мотивам сказки "Путешествие Нильса", урок - сюрприз на уроке музыки при изучении темы  "Портрет в музыке", где в конце урока  на  слайды выводятся портреты учеников класса, сделанные заранее на уроках и на переменах.

-   уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия:

 заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж:

НАПРИМЕР, при изучении темы "Транспорт"  совершается экскурсия  в прошлое, чтобы увидеть транспорт прошлого и экскурсия в будущее, где учащиеся - изобретатели конструируют машины будущего ( интегрированный урок окружающий мир + изо).

Литературная прогулка совершается при изучении стихов о природе (в парк, в лес, в поле, на озеро).

Литературная гостиная  при изучении творчества А. С. Пушкина. Это урок - внеклассное мероприятие, которое готовится вместе с родителями.

Урок - репортаж - это урок внеклассного чтения, где разыгрываются небольшие сценки, репортер берет интервью у героев рассказов Н. Носова.

-   перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», «посиделки», «клуб знатоков» и др.

Такие уроки часто проводятся мною в качестве закрепления изученной темы.

Основная задача учителя 

  • Воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности школьников.

•  Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у школьников навыки самообразования.

•  Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.

•  Делать урок эмоционально ярким.

•  Использовать все разнообразные современные методы урока.

•  Создавать психологический комфорт для класса.

•  Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков

В этой работе описана педагогическая технология, которую я успешно применяю на своих уроках...

"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное условие модернизации российского образования"

Статья"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное  условие модернизации российского образования"Концепция  мод...

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Выступление на ШМО учителей начальных классов.Педагогические технологии......

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Педагогические технологии на осове эффективности управления и организации учебного процесса...

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Доклад.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса...

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

ПрезентацияПедагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса....