Здоровьесберегающие технологии на уроках по программе ПНШ
статья на тему

Здоровьесберегающие технологии на уроках по  программе ПНШ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. 
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить вставать пораньше, сделать несколько упражнений.

        Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. 
       Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое др. Но, мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе выше перечисленных проблем лежит отсутствие у ребёнка привычки к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. 
Давайте задумаемся над этой проблемой! Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка, на основе здоровьесберегающих технологий, должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

        Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?

        Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.

Грамотное использование  этих   технологий  помогут достичь максимально возможных успехов в преодолении  общего оздоровления воспитанников.

       Это выражается через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни: 

  • Профилактическая методика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующяя, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж); 
  • Простейшие навыки оказания первой помощи; 
    (дети должны знать о своём организме, определять причины и признаки многих заболеваний, уметь оказать первую помощь в экстремальных ситуациях.Понимать, какую опасность таят вредные привычки и необдуманные поступки); 
  • Привитие детям элементарных навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле, стирка мелких вещей, поддержание порядка в спальне, в шкафу, умение починить свою одежду, заправить постель); 
  • Здоровьеразвивающие технологии с использованием физкультурных минуток и подвижных перемен, проветривание и влажная уборка помещений (это способствует сохранению психического здоровья, ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры, использование физкультминуток на самоподготовке позволяет использовать оставшееся время гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся; после физминуток дети более активные, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний); 
  • Массовые оздоровительные мероприятия (спортивно – оздоровительные праздники, выход на природу, экскурсии, секции) направлены на развитие желания любить занятия спорта, любить своё тело, формировать понимание знания занятий спортом для всей будущей жизни ;
  • Работа с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через беседы с родителями). 
        Так же, на мой взгляд, нужно уделять большое внимание основам безопасности жизнедеятельности, куда входят: правила дорожного движения, предупреждение бытового травматизма, безопасность человека. 
       
    Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся. 

Урок как основа сохранения здоровья школьника

        В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках c  детьми, нуждающихся в коррекционной помощи,  можно выделить несколько направлений:

    1. Чередование различных видов учебной деятельности (устный опрос, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, выполнение письменных заданий).

    2.Обстановка и гигиенические условия в классе (температура, свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски).

  3.Физкультурные минутки - их место, содержание и продолжительность.

  4.  Психологический климат на уроке.

  5. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, поговорок, афоризмов, музыкальных минуток.

  6. Темп урока, особенности окончания урока.

            Одним из основных концептуальных принципов УМК  ПНШ является принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка.

           В УМК созданы условия для общения (инструментарий общения). Активные формы и приёмы организации урока (заседания предметных клубов, походы в «Музейный дом», динамические паузы в рамках темы урока, выставки работ детей, взаимопроверка).

Например:

 Окружающий мир.

 Тема «Что нас окружает». 1 класс.

Динамическая пауза. Игра «Объекты живой природы». Дети становятся в круг или около парт. Учитель называет объекты живой природы и изделия: мяч, собака, телевизор, трактор, облако, сумка, снежинка, река, ложка, сосулька, ранец, песчинка, качели и т.д. Дети приседают, когда узнают изделие, и поднимают руки вверх, когда слышат термин, характеризующий объект природы (не сделанный руками человека).

Тема «Природа и её сезонные изменения». 1 класс.

Динамическая пауза. Выполняя задание 17 в Тетради для самостоятельной работы: «Выбери одежду и обувь для уроков на воздухе в осенние дни, раскрась эти рисунки. Дорисуй те предметы, которые могут пригодиться на уроке-экскурсии».

           В условиях динамического момента проверяется, кто и как выполнил это задание. Организуется «выставка» раскрашенных рисунков (на первых двух столах). Дети «гуляют среди выставленных экспонатов». Затем начинается организованная «экскурсия»: все подходят к одному из рисунков, а «экскурсовод» (автор раскрашенного рисунка) рассказывает, почему он выбрал одежду именно этого цвета и фасона.

Литературное чтение. 2 класс. Глава 3. Природа для ПОЭТА – любимая и живая.

Поход в «Музейный Дом». (Подбор иллюстраций в конце учебника).

Сходи в «Музейный Дом». Найди зайца, нарисованного художником Альбрехтом Дюрером. Ты помнишь название другой его работы?

( Можешь посмотреть в первой части учебника.)

В какое время года художник писал зайца?

( Обрати внимание на окраску шубки зайца.)

Где он писал зайца: на улице или в комнате?

( Всмотрись: в зрачке у зайца отражается оконная рама.)

Заяц спокоен или напуган?

( Посмотри внимательно на то, как подобраны его лапки, как он держит ушки.)

Разная ли шёрстка у зайца на ушках, на лапках, на боку, груди, спинке? Где она короткая и бархатистая? Где пожестче? Где самая длинная? Где самая пушистая? Где самая пёстрая?

Можно ли сказать, что художник Дюрер любит мир природы?

«Азбука вежливости» устного и письменного общения как специальная линия в рамках «Развития речи».

Изучение окружающего мира направлено:

- на освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

- на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

В результате изучения окружающего мира ученик узнаёт (понимает):

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе).

Ученик использует приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- ориентируется на местности,

- определяет температуру воздуха, воды, тела человека с помощью термометра,

- выполняет изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения,

- оценивает воздействие человека на природу, выполняет правила поведения в природе и участвует в её охране.

Окружающий мир

Вставка 1. К теме «Введение». Природа и человек.

  - Нет неживой природы. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе все взаимосвязано. В народе говорят: «Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

Вставка 2. Лекарственные растения твоего края.

- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник,  тысячелистник, крапива, ромашка, шиповник, черёмуха, берёза, липа, дуб, ель, пижма, одуванчик - не перечесть всех природных врачей.

Вставка 3. Всегда ли вода чистая?

- Чистой можно считать воду прокипячённую, которая в течение суток находилась в закрытом сосуде. Самая чистая и самая полезная вода – талая, в первые 6 часов после размораживания. Недаром, птицы весной из южных краёв летят на север. А больше всего долгожителей на Кавказе и в Якутии, единственным общими условием их жизни является использование ледниковой воды.

Вставка 4. Опасные растения.

- Знаете ли вы, что замечательное цветущее дерево черёмуха отгоняет мух и других насекомых? Черёмуха выделяет летучие ядовитые вещества (синильную кислоту). Поэтому рвать черёмуху, а тем более ставить её букеты  в комнате – опасно для здоровья.

     Ядовитые растения часто имеют внешнее  сходство с растениями неядовитыми. Нужно обязательно научиться их различать. У ядовитого растения все части его содержат ядовитые вещества: и листья, и плоды, и кора, и корни. Нередко ядовитые растения внешне довольно привлекательны: разноцветные листья, крупные, яркой окраски цветы, сочные ягоды. К некоторым растениям даже опасно прикасаться: в результате – ожоги и тяжёлые отравления.

     Грибы – тоже растения. Очень важно научиться собирать съедобные грибы, правильно их готовить.

     А что делать, если случайно прикоснулся к ядовитому растению руками или телом, взял в рот ядовитый стебелёк или ягодку? Нужно как можно быстрее вымыть руки и поражённый участок тела, промыть желудок и сразу обратиться к врачу.

Вставка 5. Опасные животные.

- Животные могут быть источниками различных заболеваний, например, таких, как глисты, бешенство, туберкулёз, воспаление лёгких, туляремия, даже сибирская язва. Туберкулёзом можно заразиться от кошки, собаки, курицы, коровы. Домашние животные, дикие животные – пчёлы, кролики, тараканы, лягушки – весь окружающий нас животный мир – это наши соседи по планете, с которыми надо научиться жить в ладу.

     В заключение хочется отметить, что данный методический приём оказывает плодотворное воздействие на духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Тема урока «Опора  тела и движение»

     Основное содержание урока: скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.

     Подготовка к этому уроку начинается на предыдущем, когда учитель, знакомя обучающихся с традиционной рубрикой учебника «На следующем уроке…», говорит, что речь пойдёт  о том, как хорошо быть стройными, ловкими, сильными, и о том, что нужно делать, чтобы быть такими. Но сначала выполни задания.

  1. Прощупай у себя голову, грудь, руки, ноги. Что ты ощущаешь под кожей?
  2.  Вспомни, как нужно правильно сидеть. Всегда ли ты выполняешь эти правила дама, в классе?
  3.  Приготовься рассказать о том, каким физическим трудом ты занимаешься, какое место в твоём режиме отведено физической культуре, спорту? Приготовься показать на рисунке упражнения, которые ты делаешь во время утренней зарядки.
  4. Учителя начальных классов знают, как часто приходится говорить детям о правильной посадке за столом, о правильном наклоне головы. Несоблюдение этих элементарных правил ведёт к заболеваниям (сколиоз, близорукость). Когда ученик начинает сопоставлять известные ему правила (практика) с полученными документальными подтверждениями (теория), происходит то желаемое слияние, когда сам школьник начинает контролировать своё поведение, свой режим дня, свою осанку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Я постаралась описать  систему своей  работы по здоровьюсбережению на уроках в начальной школе.  С огромным желанием на протяжении многих лет применяю в своей работе здоровьесберегающие...

Мастер-класс «Использование приемов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка»

Цель мастер-класса: показать, как  ввести в канву урока элементы здоровьесберегающих технологий. Представлен фрагмент урока русского языка и комментарии к этапам урока с точки зрения здоров...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Урок. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Совершенствование умений практического владения английским языком по теме “The Seasons of the year”, формирование лексических, фонетических, грамматических навыков, умений письма, чтения, аудирования,...