Проектная деятельность в начальной школе.
статья на тему

Парамонова Лада Анатольевна

в начальной школе проекты – это скорее всего не индивидуальная, а семейная деятельность, поскольку ребенок ограничен в способах поиска, сбора и обработки информации. Работа осуществляется под руководством учителя и родителей. Однако родители должны помнить, что суть метода проектов – это формирование самостоятельности в поиске информации, обработке данных. А вот помочь советом, интересом со стороны родителей – важнейший фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Быстрое развитие современной цивилизации с присущими ей изменениями технологий, возрастанием роли информации, расширением свободы человека ставят перед школой ХХІ века задания становления личности обучающегося, которая умеет творчески решать проблемы, хочет изменить к лучшему собственную жизнь и жизнь своей страны, актуализации содержания и коренного переосмысления образования, создание жизненного пространства, направленного на развитие и саморазвитие компетентности личности. Одним из основных приоритетов развития образования есть развитие ее научно-исследовательской и научно-технической деятельности, интеграция науки и образования.

 Актуальность исследования в том, что проектная деятельность формирует стремление к достижению успеха как учителя, так и ученика. А также учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую проблему, цель, способы деятельности, согласованные методы, которые направлены на достижение общего результата совместной деятельности.

Метод проектной деятельности содействует формированию у учащихся следующих умений: составлять план работы по проекту, формирование рабочих групп, распределение обязанностей внутри рабочей группы, обозначение необходимых терминов и материалов для реализации проекта, обобщать полученную информацию, представлять результат исследовательской работы.

Метод проектов активно используется в системе образования и во внеклассной деятельности. Информация по методу проектной деятельности есть в педагогической и методической литературе. В работах частично  раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников, охарактеризованы этапы    учебного проекта, роль учителя.

Объект исследования: процесс организации учебной проектной деятельности младших школьников.

Цель исследования: развитие форм и методов организации проектной деятельности в начальной школе, которые содействуют развитию умений для формирования проектной деятельности.

Некоторые ученые считают, что проектную деятельность можно считать    как дополнение к некоторым видам обучения. Однако можно выделить основные направления, когда можно применять проектную деятельность.

 - проект как метод обучения на уроке

 - проектные технологии дистанционного обучения

 - для формирования исследовательских навыков во внеурочной работе

 - как метод организации исследовательской деятельности обучающихся

Учебный проект – это совокупность заданий учащимся, проблема, которую нужно решить, способы ее решения, формы организации взаимодействия ученика и учителя, деятельности, анализа результата и сопоставления его с предыдущей гипотезой.

Цели проектной деятельности:

 - развитие коммуникативных способностей;

 - повышение уровня самооценки, уверенности каждого участника;

 - обеспечение механизма развития критического мышления ребенка;

 - умение искать пути решения проблемы;

 - развивать у обучающихся исследовательские умения, такие как: сбор информации, нахождение проблемы, обобщение.

Этапы реализации метода проектов

  1. Этап предпроектной подготовки, который включает в себя формирование групп, определение объекта исследования, название темы, цели, методов исследования, разработка плана исследования, поиск информации, изучение литературы.
  2.  Исследовательский этап предусматривает сбор данных с использованием различных методов исследования, анализ литературных источников, обработка полученных данных, подготовка выводов, оформление результатов исследования.
  3. Этап представления полученных результатов включает в себя публичную презентацию, анализ обработки полученных результатов, оценка работы в целом и отдельно каждого участника проекта.

В начальной школе обучающему бывает довольно сложно самостоятельно ориентироваться в проекте, поэтому учитель помогает ученикам обозначит цель проекта, рекомендует источники получения информации, раскрывает возможные формы деятельности, говорит о результатах проектной деятельности.

Конечно, в начальной школе проекты – это скорее всего не индивидуальная, а семейная деятельность, поскольку ребенок ограничен в способах поиска, сбора и обработки информации. Работа осуществляется под руководством учителя и родителей. Однако родители должны помнить, что суть метода проектов – это формирование самостоятельности в поиске информации, обработке данных. А вот помочь советом, интересом со стороны родителей – важнейший фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьника.

В начальной школе проектная деятельность имеет свои особенности, однако, привлекать учащихся к этому виду деятельности нужно обязательно.  Именно в младшем школьном возрасте закладывается целый ряд ценностных установок, личностных качеств и представлений. Если это обстоятельство не учитывается, то нарушается последовательность между этапами развития учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому значительная часть школьников может в дальнейшем так и не достичь желанных результатов в проектной деятельности.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним отраслям, т. к. для проекта нужна личностно-значимая и социально-значимая проблема, которая знакома младшим школьникам и имеет для них значение. Проблема проекта или исследования, которая обеспечивает мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в отрасли познавательных интересов учащихся и находится в зоне их развития.

На уроках и во внеклассной деятельности для формирования социальных навыков учащихся учитель использует различные социальные проекты. Представляю вашему вниманию социально – личностный объект «Профессии наших мам». Данный проект направлен на профориентационную работу. Проект долгосрочный, групповой, информационно-творческий. Сроки реализации проекта: февраль-март 2016 года.  Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий мам.  Актуальность: воспитание любви и уважения к родной матери является важнейшей составляющей нравственно-этического воспитания ребенка. Участники проекта: учитель, обучающиеся 3-Б класса МБОУ «СОШ № 22», родители обучающихся. Задачи проекта:

Образовательные:

 - расширить и закрепить знания учащихся о профессиях, трудовых действиях     и инструментах труда.

Воспитательные:

- углубить у обучающихся осмысление того, что благосостояние нашей страны и всех граждан приумножается трудом;

- вызывать чувство уважения к трудящимся, стремление добросовестно работать;

- содействовать развитию трудовой активности и трудоспособности учащихся;

- поддерживать веру в свои силы и желание добывать новые знания.

Ожидаемые результаты:

 - презентация «Профессии наших мам»,

 - фотовыставка «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»,

 - классный час «Профессии наших мам».

Деятельность по решению задач проекта:

 - выбор темы;

 - составление плана;

-  сбор и обработка информации и материала;

 - привлечение многих видов деятельности;

 - презентация проекта,

 - открытые мероприятия.

В результате проекта получаем результаты:

      - презентация «Профессии наших мам»,

 - фотовыставка «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»,

 - утренник «Профессии наших мам»

 - учитель, родители и обучающиеся удовлетворены результатами проекта;

 - собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Следующий проект, который я бы хотела представить вашему вниманию, проект «Мои права и обязанности». Мы начали его в сентябре 2016 года. Проект рассчитан три месяца. Проект включал в себя различные виды и формы работы. Это и родительские лектории на собраниях (в данном случае лекторий «Воспитание в семье»), и творческие выставки, и дидактические игры. И беседы, и сюжетно – ролевые игры, и сбор информации, чтение литературы, экскурсии, и как итог – открытый классный час «Мои права и обязанности». Цель: закрепить права, данные ребенку Конституцией Российской Федерации и обозначить круг его обязанностей. В данной проектной деятельности использовались поисковые, информационные, проблемные методы и приемы обучения. Прогнозируемый результат – правильно передавать, анализировать и обобщать информацию, умение делать выводы, устанавливать связи между объектами, повышение самооценки обучающихся.

Начиная с 2014 года в моем классе проводились такие проекты, как:

 - «В царстве букв». Цель: - запоминание букв учащимися;

 - «Родословная моей семьи». Цель: - узнать родословную своей семьи;

 - «История моей семьи в истории Крыма». Цель – более глубоко и детальнее узнать историю своей семьи, насколько она связана с историей Крыма;

 - правовой проект «Мои права и обязанности». Цель - воспитание правовой грамотности учеников;

 - «Города Крыма». Цель: - познакомить учащихся с городами Крыма;

 - «Отрывной календарь войны». Цель: - развитие патриотического воспитания, память о героях Великой Отечественной войны.

Итак, основная идея метода проектной деятельности в том, чтобы сделать акцент на активную умственную деятельность обучающихся в ходе общей творческой работы. Этот метод также формирует умения самостоятельной работы, главной особенностью которого является доступность темы и возможность ее изменения.

Таким образом, суть проектной деятельности в начальной школе – формирование интереса учащихся к учебной деятельности через метод проектов, который создает условия для творческой реализации обучающихся, повышает мотивацию получения знаний, повышает развитие интеллектуальных способностей младших школьников.

Литература:

  1. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
  2. Господникова М. К. и др.  Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Ермолаева А. А.  Моделирование на уроках в начальной школе: модели, практические задания, проектная деятельность. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.
  4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....