Дифференцированное обучение посредством модульной технологии
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сапашева Гульшан Есенбулатовна

Дифференциация способов организации деятельности учеников происходит по степени самостоятельности (самостоятельно, полусамостоятельно, фронтально), характеру помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), характеру учебных действий (материальные, перцептивные, речевые, умственные). Дифференцированный подход к разным группам учащихся при формировании умения решать задачи можно реализовать с помощью модульной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannoe_obuchenie.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сапашева Гульшан Есенбулатовна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 24»

г. Энгельс

Саратовская область

Дифференцированное обучение посредством модульной технологии

Дифференцированное обучение младших школьников сочетается с другими новыми технологиями обучения. Примером такого сочетания может быть модульная технология, суть которой изложена в статье О.Б. Шелыгиной и М.В. Гора [Шелыгина].

С началом обучения в школе учащиеся встречаются с различными видами задач. При обучении по некоторым программам первоклассники уже во второй четверти знакомятся с частями задачи (условием и вопросом), учатся оформлять решение задачи в виде числового равенства и записывать ответ. Поэтому с первых дней нахождения учеников в школе необходимо целенаправленно формировать у них умения решать задачи. От эффективности данного процесса будет зависеть залог успеха дальнейшего обучения математике.

Известно, что ученики различаются по уровню математической подготовки (обученности) и обучаемости. Это необходимо учитывать в ходе обучения и развития школьников на уроках. Учебные задания дифференцируются по уровню: а) творчества (репродуктивные и творческие); б) трудности (базовые и усложненные), а также по объему (основные и дополнительные).

Дифференциация способов организации деятельности учеников происходит по степени самостоятельности (самостоятельно, полусамостоятельно, фронтально), характеру помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), характеру учебных действий (материальные, перцептивные, речевые, умственные). Дифференцированный подход к разным группам учащихся при формировании умения решать задачи можно реализовать с помощью модульной технологии.

Суть модульного обучения состоит в том, что школьник учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует, что полностью соответствует современным требованиям к построению учебного процесса.

Рассмотрим возможность применения модульной технологии в I классе при обучении решению задач с учетом дифференцированного подхода. В ходе введения учебных модулей необходимо учитывать следующие психолого-педагогические особенности первоклассников: общий уровень готовности к обучению в школе, навыки самостоятельной работы, опыт работы с книгой, навыки овладения процессом чтения.

Введение первого учебного модуля должно пройти во фронтальной работе. Надо объяснить ученикам правила работы с модулем, познакомить с символическими знаками, применяемыми в его описании, показать возможности использования помощи при затруднениях в решении задач, научить пользоваться приемами проверки решения задачи, которые приготовлены в учебном модуле педагогом. Также необходимо договориться с учащимися о сигналах взаимодействия с учителем в ходе работы с модулем (знаю, думаю, нуждаюсь в помощи) и сигналах рефлексии (справился легко, немного затруднялся, очень трудно).

Построение учебных модулей происходит по отдельным видам математических задач. В соответствии с особенностями современной методики учащиеся не знакомятся с названием видов задач. Следовательно, надо придумать внешний отличительный символ модуля задачи каждого вида, чтобы ученики могли их различать. Это можно сделать на основе общих схем-моделей (они представлены в таблице 1), соответствующих каждому конкретному виду задач, которые необходимо поместить на лист учебного модуля в правый верхний угол, что позволит в последующем проводить работу по соотнесению текста задачи и листа модуля, который нужен для ее решения.

Модель является обобщенным абстрагированным выражением зависимостей между данными и вопросами задачи. В то же время она обладает наглядностью. Сочетание наглядного и абстрактного в модели помогает нахождению способа решения задачи (особенно на первом этапе обучения решению задач определенного вида). Позднее модели задач в лист модуля можно не включать. В I классе ученики, работая по некоторым программам, знакомятся с 10 видами простых задач, однако образные модели некоторых видов задач идентичны друг другу. Поэтому целесообразно объединить модули данных задач. Значит, можно составить не 10, а 6 учебных модулей.

Оформление и разработка учебных модулей основывается на требованиях:

1) цель и указания модуля должны быть предельно краткими, понятными и четкими, соответствовать особенностям первоклассников;

 2) в описании модуля должен прослеживаться четкий дифференцированный алгоритм действий учеников с учетом их уровней обученности;

3) должны быть продуманы и использованы различные приемы проверки решения задач;

4) система сигналов обратной связи должна быть единой во всех учебных модулях;

5) необходимо предусмотреть оказание дифференцированной помощи ученикам на каждом этапе овладения модулем.

При возникновении затруднений учащиеся поднимают сигнал — карточку с вопросительным знаком, а учитель в соответствии с этапом модуля предлагает помощь № 1, № 2 и т.д. Для этого он готовит дополнительные материалы на карточках, где, например, может быть дан образец выполнения задания, представлены справочные материалы, наводящие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»

Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...

Активизация учебно-познавательной деятельности на урока математики на основе внедрения технологии дифференцированного обучения.

ЧТО ТАКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КАК ПРИМЕНЯТЬ ЕГО В ОБУЧЕНИИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Доклад "Использование технологии дифференцированного обучения"

доклад по использованию современных образовательных технологий...

Основные понятия технологии дифференцированного обучения

Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение ...

Использование технологии дифференцированного обучения на уроке математики в малокомплектной школе

Урок математики в 1 классе по программе " Школа России" проведен во II полугодии...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Дифференцированное обучение посредством модульной технологии

Индивидуализация и дифференциация учащихся – один из ведущих принципов развивающего обучения. На основе индивидуального и дифференцированного подходов можно учесть особенности мышления, скорость...