Формирование УУД на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе с помощью игр
методическая разработка на тему

Цель игр— формированиие интереса к обучению, развитие самоконтроля и самооценки.

Используются на этапе, когда нужно актуализировать знания, создать проблемную ситуацию, чтобы изучить новый материал, обобщить знания по теме через совместную учебную деятельность. Игры помогают выделять существенный признак, чтобы классифицировать объекты, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе с помощью игр

Шарова И. В.

 учитель начальных классов МБОУ СОШ №19 г.Мичуринска Тамбовской области

Чтобы формировать универсальные учебные действия (УУД) на уроках русского языка, предлагаю игры:«Убери лишний вагон», «Выбери три слова», «Шифровальщики», «Живые звуки», «Кто быстрее», «Лото».

На уроках литературного чтения, чтобы сформировать УУД, используйте игры: «Найди свою пару», «Узнай героя», «Лото “Бинго”», игры на сервисе learningapps.org, «Своя игра», «Найди лишнее», литературная игра-викторина, игра-драматизация.

Игра «Убери лишний вагон»  

Поможет сформировать самоконтроль и самооценку, искать и выделять необходимую информацию; сотрудничать со сверстниками в группе. Цель игры: повторить состав слова и способы словообразования.
В игре «Убери лишний вагон» дети могут взять подсказку, которую учитель размещает на доске. Текст подсказки: лишнее слово отличается от других по составу.

Игра «Выбери три слова»

Используйте, когда закрепляете любые темы по предмету. Дети работают в парах. Игра позволит найти и выделить необходимую информацию, научится соблюдать нормы этики и этикета.
Цель игры: проследить, могут ли обучающиеся распознавать орфограммы. Подбирайте слова в зависимости от изучаемых или пройденных тем.

Игра «Шифровальщики»

Позволит осуществить синтез как составление целого из частей, обобщить, сформировать самоконтроль и самооценку. Игру можно использовать, когда повторяете любые темы по предмету. Цель: развить фонетико-фонематическое восприятие, обогатить словарный запас учащихся.

Игра «Живые звуки»

Сформирует интерес к обучению, самоконтроль и самооценку. Моделями могут быть слова, слоги, звуки, буквы, предложения. Игры назовите «Живые слоги», «Живые звуки», «Живые буквы».

Игра «Кто быстрее»

Дети работают в парах или группах. Игра позволяет использовать схему, чтобы решить задачу; логически рассуждать; договариваться и приходить к общему решению; формирует самоконтроль и самооценку. Лучше всего давать задания по пройденным темам.

Игра «Лото»

Цель — обобщить знания по теме через совместную учебную деятельность. Игру можно проводить по темам «Словарные слова», «Фразеологизмы», «Безударные гласные», «Синонимы», «Антонимы», «Устаревшие слова». Класс можно разделить на группы. Игра позволит сравнить объекты по заданному критерию, прийти к общему решению в совместной деятельности, оценить правильность выполнения действий.

Игра «Найди свою пару»

Поможет объединить части объекта по определенному признаку, понимать и принимать цель совместной деятельности, научит обсуждать и согласовывать способы, как достичь общий результат. Принцип игры применим, чтобы определить олицетворения, эпитеты, сравнения.

Игра «Узнай героя»

Позволит адекватно использовать речевые средства, строить высказывания. Можно применять, когда актуализируете, закрепляете, обобщаете знания на уроке.
Задание: один из учеников описывает героя произведения (внешность, черты характера, поступки). Задача остальных — определить героя, о котором идет речь, название произведения, автора.

Игра «Лото „Бинго“»

Позволит понимать и сохранять учебную задачу, использовать знаково-символические средства, объединить части объекта по определенному признаку. Принцип игры приемлем для других предметов.

 «Своя игра»

Это сокращенный вариант телевизионной игры. Учитель делит детей на группы. Игра позволит сформировать коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать разные мнения и стремиться координировать различные позиции в сотрудничестве. Игру используйте на уроках литературного чтения, чтобы обобщить, систематизировать и контролировать знания о прочитанных произведениях. Ее можно провести как отдельный урок.

Игра «Найди лишнее»

Используйте на этапе, когда нужно актуализировать знания и создать проблемную ситуацию, чтобы изучить новый материал. Игра поможет определить существенный признак, чтобы классифицировать объекты, построить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Литературная игра-викторина

Цель — включить учащихся в творческую деятельность. Формируемые УУД зависят от игровых заданий: объединить части объекта или объектов по определенному признаку; определить существенные признаки, чтобы классифицировать объекты, обсудить и согласовать, как достичь общий результат.

Игровые задания для викторин могут быть самостоятельными играми: «Угадай, из какого произведения», «Знатоки литературы», «Собери пословицы».

Игра-драматизация

Это любимый младшими школьниками прием работы с текстом произведения. Формы: пальчиковый театр, кукольный театр, театр теней, костюмированные представления по известным сказкам, рассказам, басням. Формируют чувство прекрасного и эстетические чувства, возможность смыслового восприятия художественных текстов, позволяют выделять существенную информацию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Если на уроке литературного чтения учитель провел качественный анализ произведения, характеров героев, их речи, то для учащихся инсценировка — возможность применить знания в нестандартной ситуации. Это проявляется в том, как они подбирают костюмы или элементы костюмов, в мимике, жестах и движениях, в выбранном тоне речи, темпе и громкости.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

    Многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний. Разрешением этого вопроса является исп...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматирваются  вопросы:1. Читательская грамотность как планируемый результат начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.2. Формирование читательской грамотности младших...