Пояснительная записка к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе"
методическая разработка на тему

 Пояснительная записка к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" к конкурсу Учитель года - 2018 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

      С появлением в современном мире новых технологий, инновация, традиционная школа, которая реализовывала традиционную модель образования, стала непродуктивной. На смену ей пришла новая модель образования приоритетом, которой становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Достичь этих целей мы можем применяя  различные педагогические технологий в образовательном процессе. Изучая особенности своих деток, применяя различные технологии, я поняла, что в моем классе, именно в этом возрасте, очень эффективны игровые технологии.

     Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

      Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования  игровых технологий как средство развития познавательных интересов младших школьников, мы пришли  к  выводами:

1. Познавательные УУД – это активная познавательная деятельность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

2. Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов и формированию УУД  младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.      

         В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной. Но игра - это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта. Я считаю, что передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.

         А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».  Цель  игры  - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

        «Учиться надо весело, учиться надо весело, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…» это строчки из известной детской пени очень часто мы повторяем на уроках. Ведь  что может быть интересней для ребёнка, чем игра?!  Я использую самые различные игровые технологии, которые превращают мои уроки в незабываемое действие, сказку. Конечно, при использовании игровых технологий на своих уроках я соблюдаю правила обеспечивающие привлекательность игр:

  • Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
  • Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
  • Возможность действия для каждого ученика.
  • Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
  • Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
  • Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели
  •  Соответствие возрастным особенностям ребенка.

      Результатами применения игр на своих уроках я считаю следующее:

- активизация    познавательной деятельности обучающихся;

- тренировка памяти, помогающая выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

      Есть старинная поговорка "Кашу маслом не испортишь". На мой взгляд, это как раз про игровые технологии и именно в начальных классах. По мнению психологов, в детстве должно быть много - много хорошего, увлекательного и доброго, даже если ребенок понимает, что реальность не такая замечательная, тогда во взрослой жизни так или иначе все это хорошее обязательно найдет "выход", чтобы человек был более счастливым, способным к созиданию, состраданию, жил полноценной жизнью, и нам учителям важно об этом помнить, мы ведь" наполняя голову ребенка знаниями", воспитываем, развиваем  Человека, Личность.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ. 

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.

В свое практике очень часто вместо обычного вступления предлагаю,   иное начало урока  – например: определить  тему урока, посредством решения загадки, ребуса, рисунки, карточки с заданием.

На уроках русского языка  при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» я использовала такие игры как «Вставьте пропущенные буквы», «Самый внимательный» (найди и справь ошибку), это способствовало формированию навыка правописания безударных гласных в корне слова, развитию орфографической зоркости, памяти и мышления.

Моим детям очень нравится игра «Выбери три слова» использую ее при повторении изученных тем.  Такие игры мне помогают проследить за формированием орфографического навыка правописания слов с изученными орфограммами.

 Для развития навыка правописания слов с непроверяемыми гласными, умение выделять  в словах общий признак, внимание я использую игру «Лишнее слово».

При изучении темы «Правописание слов с сочетаниями «жи-ши,ча-ща,чу-щу», я использую такие игры как «Собери слово», игру «Поезд», что способствовало формированию навыка правописания слов с этими сочетаниями, вниманию, орфографической зоркости, моторики (при раскрашивании).

Использование игр на уроках математики.

          Если спросить у детей, любят ли они сказки, они ответят «да». Сказка вызывает у детей радость, внимание, интерес. На таких уроках царит хорошее настроение, а это залог хорошей работы. Сказки при изучении математики можно использую  так: герои испытывают трудности, а мои дети  им помогают. Они  отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т.д. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает  обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала. Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.   Интересным игровым упражнением для ребят на моих уроках  являются  математическая эстафета. Использую ее как при устном счете, так и при закреплении изученной темы.

       Моим ребятам нравятся,  когда  не только сказочные герои приходят к ним на урок, но и люди различных профессий,  необычные предметы, такие как машины, чайные чашки, которые приносят им  информацию из истории этого предмета,  различные задачи и примеры, а потом обучающиеся обыгрывают задачи, которые сами составляют с этим предметом. Использование игр игровых ситуаций на уроках математики в моем классе помогает решить проблемы усвоения материала, развивать интерес к предмету, так он один их  сложных предметов в школе,  сформировать навыки  решения задач, от простых до сложных, вычислительные навыки.

       На уроках литературного чтения  в своем классе  я практикую следующие игры:

-игры - рифмовки, использую как при речевой разминке, так и при обобщении знаний о прочитанном произведении, особенно если это веселые рассказы или стихи.

Моим детям  очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования.

- викторина по басням И. А. Крылова, проведённая как игра брейн-ринг;

- викторина по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-«Игра Что? Где? Когда?»  при проверке домашнего задания; вопросы составляются по алгоритму.
        Иногда я предлагаю на уроке поработать «Шифровщиками», чтобы узнать кто к нам пришел на урок, принес задания, или наоборот нужно этому герою помочь.

        А чтобы заинтересовать своих детей  темой «Устное народное творчество», которую мы недавно прошли,  мы с ребятами отправлялись  в виртуальное путешествие в загадочную страну, имя которой Фольклор, затем путешествовали  по стране сказок. На этих уроках ребятам особенно понравились игры с пословицами.

         Чтобы проверить знания учащихся по прочитанному произведению, я использую тесты.  А после прочтения стихотворений про осень  предлагала  обучающимся  создать «живую картину» используя игру «Художник», «Фантазеры».          

     Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок литературного чтения интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный.  

Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра,  расширяя,  интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.

Подводя итог выше изложенному можно отметить  «плюсы» использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы»  при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценке учащихся.

   Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии  эффективны, является желание детей играть. Я  провела в своём классе анкетирование, с целью  выявления отношения их к игре в учебной деятельности.

  – Нравится ли тебе играть на уроке?

 – На каких уроках тебе хотелось бы играть?

Анализ анкет показал:

– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.

– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта  игра им интересна.

– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.

– Большинство учащихся хотят в игре побеждать.

     Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать,  вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный  урок  способны  захватить  ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Поэтому мои ребята, на вопрос нравится ли им когда есть игры на уроках, отвечали увлекательно, разнообразно, интересно, познавательно, весело и необычно.

К.Д.Ушинский говорил: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

    Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

  «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии 2 класс "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии 2 класс "Перспективная начальная школа"...

Методический семинар «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО».

Материал использован для обобщения опыта работы в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...

Презентация Методический семинар « Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»

Презентация к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" на конкурс Учитель года 2018...

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии 1-4 класс Начальная школа 21 века

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области требованиями Примерной...

Методический семинар "Игровые технологии на уроках в начальной школе"

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчеств...

Методический семинар: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме: "Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников."...

Методический семинар «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе как средство повышения учебной мотивации».

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять....