Медийное сопровождение образовательных программ
статья на тему

Хагурова Саида Гаруновна

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_media.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Медийное сопровождение образовательных программ.

                                                                              Хагурова Саида Гаруновна

                                                                учитель начальных классов

                                                                                      высшей квалификационной

                                                                                                                категории

                                                                               МБОУ «СШ №2» п. Энем

Тахтамукайского района

Республики Адыгея

 «Расскажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

вовлеки меня – и я пойму».

Китайская мудрость 

                В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электронные Образовательные ресурсы нового поколения, обладающие инновационными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей школы.                                                                                                      

       Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.

    Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. В настоящее время работа с компьютером является привлекательным для школьников видом деятельности. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов обучающихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Всё это позволяет сделать вывод, что использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания.

     Специфику профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ИКТ составляет то, что он первым адаптирует школьника к новой для него среде и первым показывает назначение и преимущества ИКТ не только как средства игры, но и как средства учебной деятельности.

Я  -  учитель  2  «Б» класса. Работаю  по ФГОС второго поколения 6 год.  В  моём классе обучается 18 учеников. Обучение ведётся по УМК «Школа России».
            В новых образовательных стандартах начального общего образования выдвигаются требования к использованию современных информационных и коммуникационных технологий  в урочной, внеурочной и исследовательской деятельности. В предметных,   личностных, а особенно метапредметных результатах мы видим  необходимость формирования первичных навыков работы с компьютером. В учебном плане 2 класса, (да и во 3 – 4) нет учебного предмета Информатика, но  чётко сформулированы ИКТ компетентности обучающихся, которыми  они должны овладеть в результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования. Поэтому первичные навыки работы с информацией, компьютером  как инструментом для работы с информацией учащиеся должны приобретать на всех без исключения предметах учебного плана. Это возлагает на учителя начальных классов большую ответственность. Помочь учителю в достижении этих результатов могут Электронные образовательные ресурсы.  В одном цифровом образовательном ресурсе могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие элементы. Он  может быть представлен на любом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети. Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, родители.

      Одним из  ресурсов для самых младших школьников является электронное приложение к учебнику, являющееся его составной частью (это тоже требование к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса новых стандартов). Учащиеся 2 класса обеспечены бесплатными  учебниками  по всем предметам. 7 из 9 учебников комплекта -  с электронными приложениями на DVD– дисках. Каждое приложение является интерактивным мультимедийным компонентом УМК,  может использоваться для совместной работы учителя с учащимися в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. В каждое пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК: Интерактивные игры,  Видеофрагменты, Фотографии,   Анимации,  Тесты. Всё это обеспечивает эффективную организацию познавательной деятельности маленьких учеников. Объединение текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
    Материал в электронном приложении организован в виде электронной демонстрационной таблицы с выделенными активными зонами. Каждая из них содержит задания, анимации, интерактивные модели, схемы. Электронное приложение позволяет значительно расширить и дополнить содержание. Оно помогает  учителю провести интересные уроки с использованием мультимедиаресурсов и повысить уровень мотивации учащихся.
Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса на уроке, переориентирование его на развитие мышления, воображения. Есть возможность организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в группах, индивидуально. Так как дети имеют разную степень подготовленности.
    Можно дать задания  всему классу целиком, и паре учащихся, и отдельному ученику, формируя  индивидуальные образовательные траектории и календарь индивидуальных заданий, задания творческого характера. Удобно, что тесты, автоматически оценивают результаты учащихся. Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, можно максимально эффективно использовать возможности каждого ребёнка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства. Есть возможность учитывать индивидуальные особенности детей. А учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов предлагать выполнять задание за компьютером в собственном скоростном режиме. Работа положительно сказывается на результате, что ведёт к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.     У большинства учеников  дома есть компьютер с выходом в Интернет. Родители установили диски на домашние компьютеры. 
       Применение ИКТ в начальной школе – это большая ответственность  и за здоровье детей. Необходимо соблюдать  гигиенические  нормы и требования.

Приведу пример использования ЭОР на уроке математике во 2 классе

(фрагмент урока)

Тема урока: Час. Минута.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели и задачи учебного занятия: 

Обучающая:

  •  познакомить с единицами измерения времени - часом и минутой;
  • научить узнавать время по часам;
  • развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности, речь;
  • прививать любовь к предмету.

Воспитывающие:

  • Воспитывать информационную культуру, дисциплинированность, аккуратность, настойчивость в учебе.
  • Воспитывать ответственность за выполняемую работу, аккуратность при работе с компьютером;
  • Воспитывать бережное отношение ко времени.

Развивающая:

  • показать важность ориентирования во времени как одно из средств самоконтроля.

Способствовать развитию грамотной речи, взаимодействия между учащимися.

  • Развивать умение работать в паре и умение выстраивать самостоятельную работу.
  • Способствовать развитию умения планировать свою деятельность;
  • Формировать интерес к предмету математики.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности.
  • Развитие универсальных учебных действий:
  • -Предметные результаты: Познакомить учащихся с единицами измерения времени: часом, минутой; продолжить работу над формированием умения решать выражения вида 30 + 5, 35 – 5, 35 -30; продолжить работу над обратными задачами; прививать интерес к предмету; усвоить единицы измерения времени «час, минута»; решать обратные и составные задачи; выработать каллиграфическое написание цифр,
  • -Метапредметные результаты: Усвоить единицы измерения времени «час, минута»; решать обратные и составные задачи; выработать каллиграфическое написание цифр, навыки работы на ПК, навыки чтения

-Регулятивные:  Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Определить план выполнения задания на уроке, следовать плану и алгоритму при выполнении задания.

-Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке, воспринимать объяснения и инструкции учителя, планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управлять поведением партнёра, контролировать себя и партнера при работе в паре, в группе

-Личностные: Оценивать результаты выполненной работы. Развивать внимание, вариативность мышления. Развивать креативность и творческие качества личности. Воспитывать бережливость, аккуратность, привычки ухаживать за своими вещами, экономить своё и чужое время.

Оборудование:

  •  Персональный компьютер, проектор, экран.
  •  Презентация.
  • Электронное приложение к учебнику Моро. Математика 2 кл. ФГОС, М., Просвещение,.2012 г
  • Палитра математическая с карточками «Час, минута», «Сложение и вычитание в пределах 100 вида 45+4, 45-5.
  • Часы настенные, будильники, электронные
  • Карточки с пословицами о времени
  • Ключи с ответами
  • Раздаточный материал для работы в парах «Составление режима дня»
  • Смайлики
  • Электронная физминутка
  • Учебник, рабочая тетрадь ученика

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

Знания

УУД

1. Организацион-ный момент.

1 мин

  • подвести к теме урока

Знают и выпол-няют правила вежливости

Коммуникативные,

личностные

Диалог

Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 1.Ребята, улыбнитесь друг другу и отгадайте загадку: Без ног, а ходят, без рук, а показывают»

Улыбаются, отгадывают загадку.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

Знания

УУД

2. Мотивационный этап. (Сообщение  целей урока)

1

мин

Подвести к теме урока. Мотивировать на работу

Знают, что такое время, для чего нужны часы

Регулятивные: целеполагание, определение задач урока

Словесный, наглядный

Беседа фронтальная

Слайд презентации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оглянитесь вокруг. Кто из вас догадался, какова тема урока?  Слайд 2 Что вы уже знаете о времени? Какова цель нашего урока?

Вы правильно сказали – время надо беречь. Его нельзя потрогать, но можно легко потерять. Вот и мы, не теряя ни минуты, приступим к мыслительной разминке.

Определяют тему урока, определяют цель

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

Знания

УУД

3. Мыслительная разминка. Актуализация знаний.

3мин

  • подвести к теме урока

Действия сло-жения и вычита-ния, компоненты действий. Знают, как читать чи-словые выражения разными спосо-бами

Личностные: бережливость, аккуратность, пунктуальность

Сравнения,анализ

Фронтальный опрос

Слайды 3-8

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. (Слайд 3,).Какой фигуры не хватает в  ряду? Убедитесь в правильности вашего ответа. (Слайд4)

2.Посчитаем устно.  Слайд 5

 Вот видите: посчитать такие примеры – минутное дело! И все же иногда минута очень ценна! Ведь время нельзя остановить, вернуть назад, оно всегда движется, и только вперед – от прошлого к будущему. Древние греки считали, что рядом с ними всегда течет невидимая река времени – Лета. Она уносит мгновения, минуты, часы, годы, века. Так и появилась поговорка «Кануло в Лету!» – то есть «Ушло безвозвратно»

Вы слышали выражение: «Цена минуты – человеческая жизнь»? Когда так говорят? Слайд 6  

Поэтому часы с нами всегда! Слайд7  

И мы должны научиться ими пользоваться. Слайд 8

Чему научила вас полученная информация?

Отвечают на вопрос. Проверяют свой ответ.

Считают устно

Отвечают на вопрос


Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011 
  2. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с
  3. М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С. И. Волкова, С.В.Степанова. Математика 2 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. 3-е издание, Москва,  «Просвещение», 2012г.
  4. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения  на уроках в начальной школе - Чернова С.Ф. 2009 г.
  5. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»,2009
  6. Ефимов В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников// Начальная школа, № 2, 2009.
  7. Казеичева И.Н. Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.// Начальная школа, № 3,  2011.
  8. Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/565559

http://www.razumniki.ru/uchimcay_opredelyat_vremya.html

http://www.razumniki.ru/stihi_vremya_chasy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».

Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...

Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы

В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа пс...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Проектирование программы индивидуального сопровождения детей с расстройствами аутистической сферы, как части адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У...

Индивидуальная образовательная программа по сопровождению ребенка с девиантным поведением

Индивидуальная образовательная программа по сопровождению ребенка с девиантным поведением...

Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ

Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...

Эффективные инструменты для организации информационно-медийного сопровождения образовательной деятельности

Эффективные инструменты для организации  информационно-медийного сопровожденияобразовательной деятельности...