Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
методическая разработка (1 класс) по теме

Щастная Ольга Александровна

Одна из важнейших задач обучения в начальной школе - создание прочного фундамента для последующего обучения. Успешность её решения зависит и от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь она обеспечивает, насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

27.03.2015 г.

Одна из важнейших задач обучения в начальной школе - создание прочного фундамента для последующего обучения. Успешность её решения зависит и от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь она обеспечивает, насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.

Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Федеральный государственный Образовательный стандарт содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (п. 4.1.8).  В соответствии с ними система оценки должна:

  1. Фиксировать цели оценочной деятельности.
  2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления ее результатов.
  3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

    Цель реформы в системе школьного оценивания - сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной.

Оценка будет мотивировать ученика, если:

  • ученик уверен в ее объективности;
  • оценка полезна для учащегося, и он это знает;
  • ученик знает, что нужно сделать, чтобы достигнуть более высоких результатов.

Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные).

Обязательные составляющие системы накопленной оценки:

  • стартовая диагностика;
  • тематические и итоговые проверочные работы;
  • творческие работы;

«Портфолио» – портфель достижений.

      Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)  представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС.

Правило  1. Что оцениваем? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные (Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи).

Правило 2. Самое главное правило. Оно напрямую развивает важнейшее организационное умение самооценки. Кто оценивает? Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку.

Алгоритм. Памятка.

Дневник.

Правило 3. Сколько ставить отметок? За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка».

ПРИМЕР:

В проверочной работе – 5 заданий. Значит ученик может получить за проверочную работу – 5 отметок.

Правило  4. Где накапливать оценки и отметки? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений» (Портфолио).

Приложения.

На примере урока окружающего мира. Диагностика.

Каждому действию в ключе оценивания соответствует определённый балл. Сумма баллов за задание переводится в 100-балльную шкалу. Каждое задание показывает овладение каким-то действием (умением). Соответственно по каждому действию (умению) можно сказать, на какую долю (%) оно продемонстрировано учеником (сформировано у него).

Результаты диагностики анализируются как по вертикали ,так и по горизонтали и делаются определенные выводы.

     Для мониторинга сформированности результатов разработаны следующие уровни сформированности УУД.

  • Ниже базового уровня – 0-50%
  • Базовый уровень – 51-70%
  • Повышенный уровень «хорошо» – 71-84%
  • Повышенный уровень «отлично» – 85-100%

Таким образом, мониторинг сформированности УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими.                  

 Правило  5. Когда ставить оценки? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика.

 За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, ученик имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.

Правило 6. По каким критериям оценивать? По признакам уровневой успешности:
1
) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично»).

2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания,  либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично».

3) максимальный уровень (НЕобязательный) -  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно»).

Вопрос: «А отметки-то нам как ставить?»

Правило  7. Как определять итоговые оценки/отметки? Итоговые оценки и отметки (за четверть и т.п.) рекомендуется определять не за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот период.

Итоговая отметка – это показатель уровня обученности. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с  согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи.

Для эффективного развития обучаемого важно:

  • создавать для каждого ученика своеобразный «банк ситуаций успеха», т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников;
  • реализовать принцип относительной успешности: при оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности.
  • У каждого должно быть право на индивидуальную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.

      Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки  чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.

     Развитие самооценки требует от нас дополнительных усилий, но вскоре мы увидим, как дети станут другими! Как показала практика, они говорят: «Теперь понятно, зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа содержит особенности системы оценки, правила оценочной деятельности во 2-4 классах, оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, разделы рабочего портфолио. ...

Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...