«Технология современного проектного обучения.»
статья на тему

Есмагулова Татьяна Викторовна

Педагогические технологии.   Сущность термина.

Педагогическая технология – это модель совместной педагогической  деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для уч-ся и учителя. (В. М. Монахов)

Это оптимальный способ действия в заданных условиях (А. М. Кушнир)

Это модель, техника выполнения учебных задач, основанные на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия пед. процесса ( В. М. Монахов, В. П. Беспалько и др)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №6»

г. Сергиев Посад.

«Технология современного проектного обучения.».

Подготовил: учитель

первой квалификационной категории

Есмагулова  Т.В.

  Педагогические технологии.   Сущность термина.

Педагогическая технология – это модель совместной педагогической  деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для уч-ся и учителя. (В. М. Монахов)

Это оптимальный способ действия в заданных условиях (А. М. Кушнир)

Это модель, техника выполнения учебных задач, основанные на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия пед. процесса ( В. М. Монахов, В. П. Беспалько и др)

Это система функционирования всех компонентов пед. процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве, приводящая к определенным результатам. (Г. К. Селевко)

Пед проектирование- предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности уч-ся и педагогов.

Пед моделирование – это разработка целей при создании пед систем, процессов, ситуаций и основных путей достижения

Пед система – это определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед влияния на формирование личности с заданными качествами. (В П Беспалько)

Технология проектного обучения. Введение

В современной практике широкую популярность приобрел метод проектов. Это обусловлено, прежде всего, требованиями времени с его радикально изменяющимися социально-экономическими реалиями. Сегодняшний ученик стоит перед главными задачами своей деятельности: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы, механизмы их осуществлений и т. д. Все эти умения органично воспитываются при реализации проекта. Возникает насущная потребность обучаться проектированию практически во всех сферах деятельности, на всех уровнях: проекты могут быть федеральные, региональные, муниципальные. Поэтому в Базисный учебный план внесено требование обучать учащихся проектной деятельности. На уровне государственной политики метод проектов поддерживается. Подтверждением тому стало принятое Министерством образования Положения о Всероссийской акции «Я – гражданин России». Главное в акции пробудить подростков к добровольному гражданскому участию в решении актуальных вопросов  жизни своего района, села, города.

Цели, задачи, теоретико-методологические основы технологии проектного обучения.

Цели  и задачи

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение  учебных проектов.

Ряд исследователей и учителей-практиков так определяют  цели проектного обучения:

  • Способствовать повышению уверенности в своих силах, возможностях каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным при проживании ситуации успеха, когда на деле ученик чувствует себя значимым, успешным, способным преодолевать трудности, когда он осознает себя, свои возможности, свой вклад в общее дело и в собственный продукт. При  этом непременно происходит личностный рост, развитие характера.
  • Способствовать осознанию школьниками значимости коллективной работы для получения результата, огромной роли делового сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; побуждать учащихся к общению, воспитывать коммуникационную культуру. Как известно, в любой сфере жизнедеятельности социально значимо умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и принять иную точку зрения, а в случае несогласия уметь конструктивно-критически оценить иной подход и в итоге найти объединяющее решений.
  • Развивать исследовательские умения – анализировать ситуацию, выявлять проблемы, отбирать необходимую информацию из литературы, наблюдать практические ситуации, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы и проверять их, обобщать, делать выводы. Все эти умения самым активным способом развивают культуру мышления.

Эти цели достигаются особой организацией образовательного пространства, влияющей на различные аспекты, качества личности, созданием условий для появления мотива к самоизменению, к личностному росту, освоить интеллектуальные средства познания и исследования мира.

 Понятие «проект» в широком понимании – все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов. Это определение дает в своей работе « Исследовательские проекты в практике школы» И. Д. Чечель . С точки зрения Чечель, проект способствует активизации познания, служит развитию креативности. При разработке проектов развивается умение трудиться в коллективе.

        При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений уч-ся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.

Теоретические основы проектного обучения

                Целью данной технологии является самостоятельное постижение школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает проживание учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как развернутое решение проблемы. В проекте наряду с познавательной стороной решения проблемы всегда присутствуют эмоционально-ценностная и творческая стороны. Именно они определяют, насколько значим для уч-ся проект и как самостоятельно он выполнен. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации,  коммуникативности,  индивидуализации, деятельностного и ценностного подходов, направленных не только на формирование ЗУН уч-ся, а на самореализацию их личности.

Особенности технологии проектного обучения.

        Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.

        Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог с собственным Я и с другими.  Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности» ( М. М. Бахтин)

        Проблемность возникает при решении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявление самостоятельности уч-ся. Решение проблемы приводит иногда к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату.

        Любой проект связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способ выполнения ( в форме сочинения, доклада, схем, презентации, планшетов и т.д.)

Классификация типов проектов.

        В настоящее время существуют различные классификации проектов. Выделим следующие наиболее характерные типы проектов.

        По продолжительности времени: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (1- 2 темы), долгосрочные.

        По уровню интеграции различают проекты с привлечением только изучаемого предмета и межпредметные.

        По способу преобладающей деятельности выделяют индивидуальные проекты и коллективные.

        По способу преобладающей деятельности уч-ся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, оформления полученных результатов.

        В игровых проектах уч-ся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта  Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории на уроках географии; путешествие с землепроходцами 16в. по пройденному маршруту на уроках истории.

         Творческие проекты не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, буклетов, сайта и т д.

         Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта составляется в виде карт, схем, доклада.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями уч-ся: очистка водоемов, создание плана местности, создание исторической хроники населенного пункта и т д.

Проектная технология становится основой исследовательских навыков – компетенций. Они проявляются в готовности к общению, к диалогу, к совместному анализу, к конструктивной критике, к готовности корректировать способы действия, искать новые подходы к решению задачи. Такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность, становятся доминантными во всей учебной деятельности и поведении учащихся. Таким образом, образовательное влияние проекта на школьников неоспоримо, как неоспорим и тот факт, что в процессе проектной деятельности формируются самые сущностные качества личности, необходимые для жизни, для успешности в будущей профессии.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №6»

г. Сергиев Посад.

«Проект «Веселый алфавит».

 

Провела: учитель

высшей квалификационной категории

Степанова Е.А.

Проект «Веселый алфавит».

Тема: «Веселый алфавит»

Цель: Закрепление знаний букв русского алфавита, знакомство

          с использованием алфавита в окружающей жизни, осознание

          необходимости знания алфавитного порядка, развитие

          творческих способностей.

Продолжительность работы: сентябрь - март.

Предметы: обучение грамоте, письмо, технология.

Организация деятельности: групповая, индивидуальная.

Информацию для изучения темы искали:

-в фондах домашней, школьной, поселковой библиотеки;

-в интернете.

Тема исследований:

-Что такое алфавит и азбука?

-Как создавался алфавит?

-Зачем надо знать весь алфавит?

-Как быстрее выучить алфавит?

Провели экскурсии:

1.В школьную библиотеку, где познакомились с каталогами,словарями, энциклопедиями. Узнали, что весь материал      оформлен    в алфавитном порядке.

2.Узнали, что в журналах, личных делах списки учащихся

   составляются строго в алфавитном порядке.

Для оформления результатов исследования использовали:

Картинки, иллюстрации, подбирали стихи, загадки.

Результаты исследования:

1.Изучили тему «Алфавит».

2.Подготовили дидактический материал для изучения этой темы.

3.Развиваются умения:

   -вести дискуссию;

   -оценивать работы своих товарищей;

   -развитие творческих способностей учащихся.

Выдвигались гипотезы:

-Слова «Алфавит» и «Азбука» означают одно и то же .

-Алфавит был создан очень давно, у него есть создатели.

-С помощью специальных приемов можно быстро выучить

 алфавит.

-Для чего нужно знать алфавит?

Выводы:

1.Слова «Алфавит» и «Азбука» означают одно и то же: азбука -славянское название букв; алфавит - греческое название букв:

 Альфа (а)+вита (в)

2.Русскую азбуку придумали Кирилл и Мефодий в 9 веке.

3.Современный алфавит составлен на основе этой азбуки (кириллицы).

Если не будем знать алфавит, то не сможем:

-читать и писать;

-находить нужную книгу в библиотеке;

-пользоваться словарем, энциклопедией, каталогами.

Чтобы быстрее выучить алфавит, нужно:

-учить стихи и скороговорки на нужную букву,

-прописывать буквы,

-петь алфавит на разные мелодии.

Итог: Данная работа помогает прочному и осознанному запоминанию букв. Вызывает живой интерес к обучению.  

Защита проекта «Весёлый алфавит».(Выстраиваются все буквы алфавита)

Ученик:   Буквы – значки, как

Бойцы на парад,

В строгом порядке

Построены в ряд,

Каждый в условленном

Месте стоит

И называется он алфавит.

Учитель:В городе Алфавитенске живут 33 буквы русской Азбуки. На солнечной полянке в своём замечательном домике живут гласные буквы.

1.Ученик:  Гласные тянутся в песенке звонкой,

                     Могут заплакать и закричать,

                     В тёмном лесу звать и аукать,

                     И в колыбельке Алёнку баюкать,

                     Но не желают свистеть и ворчать.

Учитель:    А в глухом лесу у реки в своём дворце живут согласные буквы.

2. Ученик: А согласные согласны

                     Шелестеть, шептать, скрипеть.

                     Даже фыркать и шипеть,

                     Но не хочется им петь.

3. Ученик:  С СС – змеиный слышен свист.

4. Ученик:   Ш ШШ – шуршит опавший лист.

5. Ученик:   Ж ЖЖ – шмели в саду жужжат.

6. Ученик:   Р РР – моторы тарахтят.

Учитель:Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны.

                     Кашлянули:

                    - Кх!

                      Чихнули:

                    - Пчх!

                      Хмыкнули:

                   -  Хм!

                     Зачем – то позвали кошку:

                    - Кс, Кс, Кс!

                      И заскучали….

                     Вдруг:

                    - Тсс!

                      Показалось им, что кто – то рыдает…… Прислушались.

                     - А – а- а!  О- о – о! – кричали гласные.

Они плакали, как малые дети:

 - У – а!  У – а!

Аукали:

 - А – у! А- у!

Учитель:и согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание:

Б Д М В С Г Д В М С Т! (согласные выстраиваются в ряд)

И услышали радостное, но тоже невнятное:

- У- Е – Е - А – Е – Е -! (гласные выстраиваются в ряд и бормочут)

Заключили они мир, встали рядом и внятно сказали:

- БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ! (согласные и гласные образуют предложение «Будем всегда вместе».)

И с тех пор они больше не разлучались. Им друг без друга нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает,  правда, что они немножко ссорятся, но потом мирятся.

Стихи о дружбе гласных и согласных.

1.Ученик:  Дружат гласная с согласной,

                    Составляя вместе слог.

                    «Ма и ша», а вместе Маша.

                     К нам явилась на урок.

2. Ученик:  Если слоги встанут рядом,

                      Получаются слова.

                     «Ты и ква», а вместе: «тыква»,

                     «Со и ва», читай «сова».

3. Ученик:«Ми – ла мы- ла ру – ки мы – лом,

Ма – шака – шува – рит нам».

                      Чтоб скорей и легче было,

                      Все читай – те по слогам.

Мальчики:Мы знаем буквы, знаем слоги.

Все:Умеем говорить, читать.

Девочки:И постепенно. Понемногу.

Все:              Мы научились все читать!

Учитель:А научились мы читать благодаря нашей любимой Азбуке.

1.Ученик: 33 родных сестрицы,

Писаных красавицы.

       На одной живут странице,

      А повсюду славятся!

2. Ученик: К нам они сейчас спешат,

                     Славные сестрицы, -

                     Очень просим всех ребят

                     С ними подружиться!

Ученик: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – постирали мы бельё.

Ученик:Ж, З, И, Й, К, Л, М – апельсинку быстро съем.

Ученик: Н, О, П, Р, С. Т, У – погуляем по мосту.

Ученик: Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – ах, какая чаща!

Ученик: Ъ, Ы, Ь – не запомнятся никак.

Ученик: Э, Ю, Я – вот и все мои друзья.

Ученик:    Познакомтесь с ними, дети!

                   Вот они стоят рядком.

                   Очень плохо жить на свете

                   Тем, кто с ними не знаком!

(Дети исполняют песню «Азбука»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Методические основы использования технологии современного проектного обучения в начальной школе.

      Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов -...

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».

Основные идеиИсходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.Главные...

«Современные образовательные технологии». Технология проектного обучения.

laquo;Современные образовательные технологии».Технология проектного обучения....

технология современного проектного обучения

Проектная деятельность детей....

«Технология современного проектного обучения.».

Пед. система – это определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед влияния на формирование личности с зада...

Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества образования в контексте требований ФГОС. Технология проектного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противо...