Приёмы развития памяти у детей
статья на тему

Маркова Раиса Ивановна

         Хорошая  память – это природный дар  или результат  постоянных тренировок? Конечно совокупность  факторов. Можно привести примеры  хорошей  природной  памяти. Например великий  полководец  Александр  Македонский  знал по именам  тысячи  солдат  своей  армии,  а  журналист С.В.Шерешевский в  течение  30  лет  интенсивной  работы  никогда  ничего не записывал,  точно  запоминая абсолютно любую  информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы  развития  памяти  у  детей

         Хорошая  память – это природный дар  или результат  постоянных тренировок? Конечно совокупность  факторов. Можно привести примеры  хорошей  природной  памяти. Например великий  полководец  Александр  Македонский  знал по именам  тысячи  солдат  своей  армии,  а  журналист С.В.Шерешевский в  течение  30  лет  интенсивной  работы  никогда  ничего не записывал,  точно  запоминая абсолютно любую  информацию.

        Память играет важную роль в учебной деятельности детей. И очень часто  родители жалуются  на плохую  память ребёнка. Как можно развить её?

         Память – это основа нашей  психической жизни.  Это волшебная  шкатулка,  которая  сохраняет  наше прошлое  для  нашего  будущего. Мы получаем  информацию  благодаря  разным  органам  чувств,  соответственно  выделяют:  слуховую, зрительную, осязательную  память.

          Существует  определённый запас  сведений,  понятий, образов  которые хранятся  в  памяти  всю  жизнь.  Это  собственное имя,  образы  родителей  и  многое другое – всё это  долговременная  память.  Но  существует и кратковременная  память – в этом случае  информация  хранится  секунды  или  минуты.

       Современному  школьнику  приходится  ежедневно  запоминать  правила,  схемы,  иностранные  слова,  страницы  литературного текста. Для  всего  этого  требуются  различные  приёмы  запоминания.

       Группировка – любой  материал   легче  запоминается,  если  разделить  его  на части,  группы. Так,  в  любом тексте  можно  выделить  вступление,  основную  часть,  заключение.

         Классификация – если  информацию  классифицировать, нагрузка  на память уменьшается  во столько раз, на сколько классов  был  разделён  материал.

          Ассосиация – для  того, чтобы  использовать  эту способность,  ребёнку достаточно задать вопрос: « Что тебе  напоминает это слово? Этот  рисунок?» При этом  не  надо критиковать, отвергать  то,  что предлагает  ребёнок,  даже  если вам эта  ассосиация  кажется  неудачной,  неприемлимой.  Его  вариант  будет зависеть от возраста,  уровня  развития,  пола ребёнка.

        Опорные  пункты – любая информация  содержит нечто,  что может  стать опорой  для  запоминания. В этом качестве  могут  выступать даты,  необычные  словосочетания,  незнакомые  или  очень знакомые  слова,  неожиданный  поворот  событий,  метафоры, имена.

         Аналогии – используются,   когда  необходима  точность  запоминания.  Например,  выучив  одно  определение  как образец,   остальные  можно  запомнить  по  аналогии.

       Схематизация – ряд грамматических правил   легче  запомнить,  изобразив  его основное  содержание в виде  схемы.

         Достраивание материала – разрозненную информацию, например, иностранные слова, легче запоминать,  объединив их  какими-либо  придуманными связками,  добавив  что-то  от себя.

         Структурирование – установление  внутри  материала  связей,  благодаря  чему  он  начинает  восприниматься  как  целое.

        Материал,  который вызывает  положительные эмоции,  запоминается  быстрее,  прочнее  и  охотнее. Эмоционально  нейтрального материала быть  не должно.  Создайте для ребёнка положительную атмосферу  несколькими фразами:  « Посмотри, какое красивое  слово,  необычное и  т.д.»

       В  психологии  известен  так называемый  «эффект  начала и конца». Успешнее всего  запоминается  информация, которая  обсуждается в  начале занятия  и  в конце  его,  или дана в начале текста  и  в  его завершении.  Если  наиболее ценная информация спрятана в середине, то необходимо акцентировать внимание  ребёнка на ней -  дать установку  на запоминание! «Это  необходимо  запомнить!» Такого  рода  обращения выполняют  регулирующую  функцию  по  отношению  к  памяти ребёнка.

       Это звучит парадоксально,  но  прочнее  запоминаются  незаконченные  действия.   Поэтому  есть  смысл  не  требовать от ребёнка  строгой последовательности  при выполнении  домашних  заданий. Надо научить ребёнка ориентироваться  в материале и,  исходя  из этого  планировать свою  деятельность.  Попробуйте  сделать это ради эксперимента. Например,  ребёнок сначала читает  учебник по одному предмету,  затем, выполняет письменную работу по другому,  а после вновь  возвращается  к учебнику.  Результат может удивить: многое  запомнилось. Поэтому  последующее  перечитывание  текста  будет  закрепляющим.

         Эффективность запоминания  зависит  от  функционального  состояния ребёнка.

         Дисциплинами,  которые требуют  наибольшей  нагрузки  на память.  необходимо  заниматься  в  первой  половине  дня.  Наиболее удобное для этого время  - около  11 часов. Во  второй половине  дня – около 16 часов, функциональное состояние человека  в это время  вновь  улучшается. Поздно  вечером  не  стоить  учить  стихи,  заучивать  новые  иностранные  слова,  целесообразнее  в это время  заняться  повторением.

     Память человека устроена так, что новый материал  всегда  базируется  на уже  известном.  При изложении любого  нового  материала  надо иметь  в  виду, что запоминание  будет  успешнее,  если  новая  информация  будет  содержать  около 30 % уже  известной.  Объяснения  нового  сложного  материала  необходимо  начинать  с обращения  к  уже  известному,  может быть,  к тщательному  анализу  старого положения.

        Для  запоминания  предлагаемого  речевого  материала  большое  значение  имеет скорость  речи говорящего.  Оптимальный  для  восприятия  темп речи – 120 слов в минуту. Особая  выразительность звучания достигается умелым  использованием  пауз  логических  и  психологических.