"Мы и наш мир"
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Рубцова Ольга Владимировна

Цель курса – сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного их анализа и адекватного поведения, то есть грамотных действий в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на жизненном пути.Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_my_i_nash_mir.odt14.47 КБ

Предварительный просмотр:


Курс «Мы и наш мир» предназначен для воспитания личности «безопасного типа» - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

 Цель курса – сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного их анализа и адекватного поведения, то есть грамотных действий в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на жизненном пути.Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

В начальных классах есть учебный предмет «окружающий мир», изучение которого в рамках образовательной системы «Перспектива» осуществляется по учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. и рабочей тетради. Задания рабочей тетради обеспечивают последовательную отработку логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, фиксацию результатов практических работ; помогают проявить творческие способности учащихся, продолжают реализацию проектной деятельности. А еще в дополнение к этому имеется программа «Основы безопасности жизнедеятельности» Л.П. Анастасовой и рабочая тетрадь . Предмета ОБЖ в начальных классах нет, на уроке работать по данному пособию нет времени. Зато имеется возможность осуществления внеурочной деятельности, взаимосвязанной по содержанию с учебным предметом «окружающий мир» и отличной по формам организации учебной деятельности.

             В 3 классе мы решили стать следопытами и спасать попавших в беду. Для этого необходимо научиться:

предвидеть опасность,

стараться еѐ избегать,

при необходимости действовать.

            Реализация программы позволит: · привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни; · сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; · выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определѐнных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.

              Мониторинг результативности  внеучебного процесса

по основам безопасности жизнедеятельности

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по ОБЖ представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Сегодня в XXI веке, в веке бурного развития информационных и коммуникационных технологий, внедрения в учебный процесс общеобразовательных учебных заведений педагогических новшеств вопрос об осуществлении контроля учебных достижений обучающихся, осуществляемого современными методами звучит актуально в рамках всех предметов, изучаемых в общеобразовательных учебных заведениях.  особую значимость он приобретает в курсе основ безопасности жизнедеятельности.


Контроль за ходом обучения и проверка усвоения содержания учебного материала занимает важное место в структуре профессионально-педагогической деятельности. Он осуществляется на различных этапах обучения: после изложения учебного материала, в процессе закрепления и совершенствования знаний, умений, навыков, после изучения вопроса, темы, раздела. Проверка, как правило, проводится с использованием различных способов контроля и оценки. Наиболее часто  применяются: вопросы для текущего контроля знаний; тесты.

         Разработанные задания для контроля деятельности учащихся по основным  темам в 3 классе содержат разнообразные виды и формы проверки и самопроверки знаний, умений и навыков по безопасности жизнедеятельности, позволяют выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций, сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности.

 Тестовые задания помогут быстро проверить, хорошо ли детьми усваивается учебный материал, насколько глубоки их знания по изучаемым темам. Загадки, кроссворды, игры создают на занятиях климат,  благоприятный для появления у детей заинтересованного отношения к предмету, приводят к установлению творческой атмосферы.  Ситуативные задачи в стихах повышают роль ученика как субъекта учения, обеспечивают ситуацию успеха на каждом занятии.  

Данные задания могут применяться  как при объяснении нового материала, закреплении изученного материала, так и подведении итогов.  

Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. В настоящее время разработаны и продолжают активно разрабатываться процедуры независимой оценки компетентности учащихся, то есть результативных показателей образования. Но какими бы совершенными ни были оценки качества результата образовательного процесса, они не дают прямой информации о том, каким образом можно это качество повышать. Ведь влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату. Причем качество образования не является статичной переменной – оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений, неподконтрольных педагогическим измерениям.

Поэтому в своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих отследить качество образовательного процесса. Прежде всего, это проведение и анализ промежуточных контрольных работ (тестов). Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний учащихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза дает возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников; назначить дополнительные занятия для неуспевающих.
Промежуточный срез, позволяющий оценить успешность продвижения обучающихся по предмету; подвести промежуточные итоги обучения; оценить успешность выбора методики обучения; корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения.

Итоговый срез, позволяет сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения обучающимися предмета; оценить успешность выполнения учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование. Все поученные результаты фиксирую, анализирую, нахожу способ для повышения качества образования. Оформляю «Карту успеваемости обучающихся по классам».

Результаты контроля и оценки знаний, приобретенных практических умений и навыков являются важной составляющей для анализа организации и состояния учебного процесса по курсу «Мы и наш мир». На основании этого анализа  вносятся необходимые коррективы в систему обучения обучающихся. Это позволяет мне выработать тактику дальнейшего ведения занятий. Корректировка обучения осуществляется путем изменения деятельности педагога и обучающихся, использования других дидактических средств, варьирования заданий и организационных форм обучения, оказания индивидуальной помощи и способствует более эффективному решению учебно-воспитательных задач курса ОБЖ.