Выгорание педагогов
презентация к уроку

Исаева Мария Сергеевна

Синдром эмоционального выгорания - долговременная стрессовая реакция, возникающая всвязи со спецификой  профессиональной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx281.05 КБ
Файл vygoranie_trening.docx44.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Педагог-психолог ДОП «Сказка» Грибкова Мария Сергеевна Профессиональное выгорание семинар - тренинг для педагогов

Слайд 2

Герберт Фрейденбергер Синдром эмоционального выгорания - долговременная стрессовая реакция, возникающая всвязи со спецификой профессиональной деятельности.

Слайд 3

Причины возникновения синдрома загруженность; эмоциональная перегрузка; неблагоприятные социальные условия; необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности; неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; « неотрегулированность » организационных моментов педагогической деятельности; отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией; начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная) .

Слайд 4

Стадии эмоционального выгорания Первая стадия : Приглушение эмоций , сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; Исчезновение положительных эмоции , появление отстраненности в отношениях с членами семьи; Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности Вторая стадия : Возникновение недоразумений с коллегами; Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам. Третья стадия : Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру Безразличие ко всему.

Слайд 5

Симптомы чувство постоянной усталости ощущение эмоционального и физического истощения общая слабость, снижение активности и энергии частые беспричинные головные боли постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта резкая потеря или резкое увеличение веса полная или частичная бессонница безразличие, скука, пассивность частые нервные срывы постоянное переживание негативных эмоций чувство неосознанного беспокойства

Слайд 6

Что делать, если у Вас эмоциональное выгорание? 1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у Вас есть. 2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье. 3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели. 4. Начинать действовать.

Слайд 7

Как справиться со своей усталостью? Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; Проще относиться к конфликтам на работе; Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Слайд 8

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания целенаправленная забота о своем физическом состоянии высокая самооценка и уверенность в себе способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме) высокая мобильность, открытость, общительность, самостоятельность, стремление опираться на собственные силы установки и ценности

Слайд 9

Методы профилактики саморегуляция релаксация смех, улыбка, юмор отвлечение различные движения типа потягивания, расслабления мышц рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных вещей «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах, вдыхание свежего воздуха ароматерапия

Слайд 10

Ароматерапия Стресс: бергамот и ромашка, лаванда, лимон и апельсин, пачули, ваниль и иланг-иланг . Тревога: бергамот и ромашка, кедр и ладан, жасмин и лаванда, нероли , пачули, роза и сандаловое дерево. Самоуважение: бергамот и кипарис, грейпфрут и жасмин, апельсин и розмарин. Грусть: бергамот и ромашка, шалфей и ладан, грейпфрут и лимон, жасмин и лаванда, апельсин, роза, сандаловое дерево и иланг-иланг . Усталость: бергамот и базилик, шалфей и ладан, имбирь и грейпфрут, жасмин и лимон, пачули и мята перечная, розмарин и сандаловое дерево.

Слайд 11

Рекомендации НЕ скрывайте свои чувства Проявляйте ваши эмоции НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Говорите о ваших желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. Стремитесь побороть страх. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой. Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого. Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно. Старайтесь реже говорить : «Я этого не могу сделать» .



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 2083» (ДО «Сказка»)

ОГРН 1115074013130          ИНН/КПП 5074045703/775101001

142134, г. Москва, поселение Рязановское п. Знамя Октября, мкр. «Родники», д.11

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ЕРИНО  ДО «СКАЗКА»

Семинар-тренинг для педагогов

на тему:

Профессиональное выгорание

Подготовила:

Педагог-психолог

ГБОУ «Школа №2083»

ДОП «Сказка»

Грибкова М.С.


Что такое СЭВ?

Человек любой профессии, чья работа проходит в постоянных контактах с другими людьми, рано или поздно сталкивается с проблемой эмоционального выгорания. Это проявляется в эмоциональной сухости, личной отстранённости, апатии, потери интереса к работе, в упрощении всех сторон профессионального общения. Можно сказать, что таким образом начинает действовать механизм психологической защиты личности от постоянного эмоционального воздействия других людей.

Но для педагогов эмоциональное выгорание чревато такими неприятными последствиями, как развитие хронической усталости и уныния, разочарованности и подавленности.

Кроме того, этот синдром становится реальной преградой самореализации профессиональным достижениям, творчеству, получению радости от своего труда.

Название синдрому дал американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Этот феномен часто называют профессиональным выгоранием.

Синдром эмоционального выгорания определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности, проще говоря, состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

Ключевую роль в его развитии играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек- человек», н-р: между руководителем и подчиненными.

Причин для эмоционального выгорания может быть множество.

На рабочем месте, как и в жизни, бывают взлеты и падения, а ежедневная рутина неизбежна.

Тот, кто больше половины времени занят вещами, которые он делает неохотно, не участвует сердцем в деле или не испытывает радости от процесса, тот должен ожидать, что рано или поздно у него возникнет синдром эмоционального выгорания.

Что делать, если у Вас эмоциональное выгорание?

1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть.

2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье.

3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели.

4. Начинать действовать.

Как справиться со своей усталостью?

Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

Проще относиться к конфликтам на работе;

Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Людям, страдающим эмоциональным выгоранием, прежде всего, необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации.


Памятка

1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.

2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность.

5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.

7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?

9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».

Конечно, лучше своевременно пресекать только начинающийся кризис, чем бороться с нагрянувшим.

Причины возникновения синдрома:

• загруженность в течение рабочего дня;

• высокая  включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;

• неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;

• необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;

• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

• проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;

• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

• «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование; ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;

• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией;

• начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная).

Стадии эмоционального выгорания.

Первая стадия:

• Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;

• Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи;

• Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности

Вторая стадия:

• Возникновение недоразумений с коллегами;

• Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам.

Третья стадия:

• Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру

• Безразличие ко всему.


Симптомы появления СЭВ.

Психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
  • частые беспричинные головные боли;
  • постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится»или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы:

• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.


Профилактика эмоционального выгорания.

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни)
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях
  • опыт успешного преодоления профессионального стресса, способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме)
  • высокая мобильность, открытость, общительность, самостоятельность, стремление опираться на собственные силы
  • установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Методы профилактики СЭВ

  • Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. 

Способы саморегуляции:

  1. смех, улыбка, юмор;
  2. размышления о хорошем, приятном - отвлечение;
  3. различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физические нагрузки переключают эмоции ;
  4. рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных вещей;
  5. «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах, вдыхание свежего воздуха.

  • Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

  • Ароматерапия.


Перед началом тренинга обговорим правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно:

1. Внимательно слушать друг друга, не перебивать.

2. Уважать мнение друг друга.

3. Безоценочность суждений.

4. Активность.

5. Правило «стоп».

6. Конфиденциальность.

Методика «Домик для эльфа».

Цель: узнать отношение педагогов к окружающему миру.

Инструкция: Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста – нарисуйте ему дом!

Ключ к тесту:

Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет.

Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.

Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.

Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.

ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.

Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.

Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.

Самое простое упражнение, которое можно выполнять практически везде, это Упражнение «Улыбка»

Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее пару минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Время: 3 мин.

Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

• танец кистей рук,

• танец рук,

• танец головы,

• танец плеч,

• танец туловища,

• танец ног.

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Исполним танец «противоположностей»: танец «веселых человечков»«грустных,занудливых»«смелых»-«трусливых»«спокойных»-«агрессивных»«медлительных»-«электровеников»«больных, уставших»-«спортивных, зажигательных».

Упражнение «Звуковая гимнастика»

 Правило применения: упражнение выполняется стоя с выпрямленной спиной и подтянутым животом. Состояние спокойное, расслабленное, энергично произносим звук:

Я- воздействует благотворно на работу всего организма.

И- воздействует на мозг, глаза, нос, уши.

О- на сердце, легкие.

У- на органы расположенные в области живота.

Е- помогает очищению организма.

Глаза закрыть, руки вверх, подняться на носки, потянуться вверх, глубоко вдохнуть, задержать дыхание, на слог «ХА!» - выдох, руки и тело словно падают вниз.

ХА- помогает повысить настроение.

Для снятия мышечных зажимов, напряжения хорошие результаты дает техника попеременного напряжения и расслабления.

«Передышка»

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. Перед волнующим событием, в течение 3 минут дышите медленно, спокойно, глубоко. Можете закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким, неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Упражнение «Маски»

1. Маска удивления. И. П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.

2. Маска гнева. И. П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить брови.

3. Маска поцелуя. И. П.: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы. Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.

4. Маска смеха. И. П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряженные мышцы.

Упражнение "Мимика лица" 

(снятия напряжения с мышц челюсти, шеи).

Участники выполняют активно жевательные движения, стараясь проговаривать скороговорку "Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку рак за руку Грека цап", как будто во рту каша. При этом рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть подвижна.

Упражнение "Кошка"

Вспомним, как ведет себя кошка, кидаясь на добычу. Покажем, как кошка выпустила когти (показ). Подержите как можно дольше растопыренные, согнутые в суставах пальцы. Кисти рук напряглись, задеревенели. Почувствуйте, как утомительно и неприятно это состояние. А теперь кошка убрала когти! Руки спокойно опустились на колени, пальцы расслабились. Зафиксируйте свои ощущения в расслабленном состоянии. (Упражнение повторяется 2 раза)

Упражнение «Вверх по радуге»

Упражнение способствует стабилизации эмоционального состояния. Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды.

Упражнение «Замок»

И. п. - сидя, руки на коленях, в положении «замок».

Вдох – руки поднимаются над головой ладонями вверх. Задержка дыхания (2-3 сек., резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову. А если нет слов, издать резкий звук,н-р«Эх!»

Упражнение  «РУЧЕЁК И ЩЕПКА»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу.

Один человек становится посередине, закрывает глаза, а другие участники должны мягко, прикосновениями, провести щепку к концу ручейка.

(РИСУНОЧНАЯ МЕТОДИКА)

Я предлагаю вашему вниманию методику «Щит».

 Почему она так называется, я думаю вы поймете в процессе выполнения. А сейчас нужно листок бумаги разделить на 4 части. Сделайте пометку, что в 1 части листа нужно изобразить «Я-сегодня», во 2-й «Я- горжусь», в 3-й «мои желания», в 4 «мои увлечения».

1. Давайте посмотрим на то, как вы изобразили себя сегодня, н-р«Я сегодня в центре внимания».

2. А теперь, без лишней скромности скажем«Я не хочу хвастаться, но я горжусь тем, что …» и перечисляем то, что является предметом вашей гордости.

3. Озвучим свое скромное желание. «Мое самое скромное, сокровенное желание – это …»

4. Расскажем о том, что мы нарисовали в 4 части листа«Мои увлечения».

«Вы еще не знаете, что в свободное время я увлекаюсь…»

- Давайте еще раз покажем друг другу свои работы. Есть ли работы похожие на Вашу?

Я думаю, что все то, что сейчас прозвучало является своеобразным щитом от внешних неблагоприятных факторов: наши увлечения помогают нам переключится на любимое дело, а предмет нашей гордости является нашим стержнем.

(РИСУНОЧНАЯ)

Упражнение «Главное-второстепенное».

Напишите на листе бумаги 3 дела, которые для вас в настоящее время наиболее важны: на 1-м месте самое главное и т. д.

А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить, как будто вам сейчас лет 75-80. Вы уже не работаете, часто думаете о своей жизни, вспоминая грустные и радостные события.

Вообразите, что из этого времени, вы сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второстепенное. Н-р: Вы думаете о том, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для Вашей жизни большого значения.

А теперь откройте глаза, переверните лист бумаги и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас, 80-летних.

Сравните 2 полученных списка. Изменились ли они, и если изменились, то как? Кто хочет высказаться?

Упражнение  «Комплименты-аплодисменты». На стуле посередине

Все ваши старания несомненно заслуживают аплодисментов и комплиментов.

Я выбираю того участника, кто понравился мне больше всего, говорю ему комплимент и осыпаю его аплодисментами. Выбранный участник подходит к следующему участнику и дарит ему свои комплименты и аплодисменты. «Группа поддержки» сопровождает и поддерживает своего участника.

Упражнение «Броуновское движение» (объединение команды)

Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается и ведущий называет какую-либо цифру, участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. Ведущий предлагает объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т. д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать.

Релаксация: 1. Упражнение “Посещение зоопарка”

 Участники разбиваются по парам и встают друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево). Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника). Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев “сбегать” вниз по спине). Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест). Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки). Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику). Слышатся дикие прыжки кенгуру (“топать” кончиками пальцев по спине). Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину). А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные). Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги). А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их). Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).

Упражнение «Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днeм — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.» По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

Релаксация «Дождь».

Примите удобное положение. Сейчас вы расслаблены, слышите мой голос и шум дождя.

Случается так, что душа природы переполняется грустью. Переполняется настолько, что грусть может почувствовать каждый из нас. Мы можем ощутить грусть всем телом, будто ею наполнен воздух.

В такие минуты природа воспринимается как огромное живое существо, а мы с ней – одно целое.

Грусть может накапливаться, становиться большой, тяжелой и темной, как дождевые тучи, затянувшие небо.

И вот грусть настолько огромна, что давит, сжимает, мешает дышать. Грусть становится невыносимой.

И именно в этот момент небо прорывается дождем и природа дает волю своим слезам.

С неба льются струйки слез, стекают по листьям деревьев, падают на землю, растворяются, исчезают.

Каждая капля дождя содержит маленькую частицу грусти.

Грусти из-за несбывшихся надежд, грусти и боли от утрат и разлук, грусти от непоправимых ошибок, из-за ушедшего безвозвратно времени.

Каждая капля дождя, растворяясь в земле, исчезает и уносит с собой часть грусти. С каждой каплей, ушедшей в землю, грусть уменьшается, тяжесть уходит, становится легче дышать.

Медленно, постепенно душа природы оживает. Легкость и тепло наполняют воздух.

Капли дождя становятся мелкими и легкими, постепенно превращаясь в дождевую пыль.

Дождь закончился, снова светит солнце. Природа вздыхает, улыбается, и все продолжается дальше.

Мы – одно целое с природой. К нам тоже приходит грусть. Нам тоже бывает невыносимо тяжело. От этой тяжести не убежать, мы даем волю слезам, мы не держим их в себе, мы разрешаем им течь тонкими струйками. Они вытекают из глаз точно так же, как капли дождя. Слезы стекают по щекам, падают на землю и растворяются в ней, исчезают, унося с собой грусть.

Все, что мы потеряли, что не смогли сберечь, все, что не сбылось,- все это преподнесло нам уроки. Мы стали мудрее, сильнее, добрее. Вся печаль и тяжесть «утекли» вместе со слезами.

Слезы закончились, высохли на щеках, мы глубоко вздохнули и почувствовали облегчение, покой, необыкновенное тепло в области сердца. Тепло разлилось по всей грудной клетке.

Мы продолжаем жить дальше. Каждый день мы учимся любить жизнь - учимся быть счастливыми.

Жизнь – это самое прекрасное и бесценное богатство, которое у нас сейчас есть.

Вы полны энергии. Вы ощущаете свободу. Вы счастливы, молоды и прекрасны. Вы сильны и здоровы. Вы любите жизнь и научите любить ее своих детей.

Энергичный вдох и выдох, потянулись и открыли глаза.

По моей команде вы должны выполнять те действия, которые я вам скажу.

Как мы и предполагали в начале упражнения, действительно между нами много общего: и привычки, и пристрастия, и отношение к конкретным вещам.

Рекомендации.

НЕ скрывайте свои чувства.

Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

НЕ избегайте говорить о том, что случилось.

Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

Говорите о вашх желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.

Стремитесь побороть страх.

Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.

Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.

Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно.

Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.

Старайтесь реже говорить«Я этого не могу сделать».

Позволяйте себе «маленькие женские радости».

Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

— громко запеть;

— резко встать и пройтись;

— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

“Мантра от усталости”

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.

С каждым днем я люблю себя все больше и больше.

У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.

Я уникальна во всей Вселенной.

Я единственная в своем роде и неповторимая.

Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.

Я верю в себя и в свое будущее.

Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.

Я – хозяйка своей жизни.

Я – свободная личность.

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет

Солнышко

Упражнение «Солнышко»

Всем участникам раздаются чистые листы.

Ведущий: Нарисуйте на листе солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка напишите своё имя. Затем по кругу передаем лист с солнышком друг-другу, каждый пишет пожелание на лучике для этого человека. Листы пройдя круг возвращаются к своему хозяину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное выгорание педагога

В статье раскрывается сущность понятия "эмоциональное выгорание", рассматриваются причины возникновения синдрома, предлагаются некоторые способы профилактики и коррекции....

Семинар по профилактике психологического выгорания педагогов

Семинар по профилактике психологического выгорания педагогов...

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Статья "Профессиональное выгорание педагогов"

В статье рассматриваются стадии и формы развития профвыгорания, причины его возникновения, а также способы его профилактики....

Круглый стол "Профессиональное выгорание педагогов и его профилактика.Через ... лет педагогический труд надоедает."

Рассматриваются причины возникновения СЭВ /синдрома эмоционального выгорания/, ситуации, влияющие на возникновение СЭВ, стадии и симптомы профессионального выгорания, предлагаются рекомендации по ...

Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС

Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....